Сегодня российское правительство должно рассмотреть вопрос о создании мегарегулятора. Портал Банки.ру выяснил у аналитиков и участников рынка, что они думают о появлении нового органа.
Разговоры о создании суперструктуры, которая будет контролировать весь российский финансовый рынок, велись давно, но безрезультатно. В начале сентября споры вспыхнули с новой силой. А спустя еще месяц президент страны Владимир Путин, выступая на форуме «Россия зовет!», призвал не затягивать решение вопроса о создании в России мегарегулятора. В итоге чиновники решили, что все полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) будут переданы Центробанку. При этом право предлагать законодательные инициативы получит правительство в лице Министерства финансов. Пока неизвестно, кто возглавит новый орган. Потенциальный претендент на эту должность экс-министр финансов Алексей Кудрин в своем микроблоге заявил, что все сообщения в прессе о его возможном назначении не соответствуют действительности. Зато известна дата, к которой должны быть подготовлены изменения в законодательство. Поправки к законам, позволяющие создать мегарегулятор, будут готовы к 1 февраля 2013 года. Банки.ру провел опрос среди аналитиков и участников рынка о том, что они думают о появлении нового регулятора.
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку
Я позитивно отношусь к идее создания мегарегулятора. Профессионализм Центробанка доказан временем. С другой стороны, сейчас зарплаты в Центробанке и в Службе по финансовым рынкам (ФСФР) в разы различаются. Хорошо бы, чтобы они выправились. Но в нынешних условиях выделять дополнительные средства из бюджета в ФСФР никто не станет. ЦБ же имеет прибыль и сможет привлечь квалифицированных специалистов для надзора, что повысит качество надзора. Но создание мегарегулятора несет с собой и риски. Главный риск состоит в том, что финансовый рынок подвижен и неустойчив, а ЦБ отличается консерватизмом. Этот консерватизм может сдерживать развитие рынка ценных бумаг. Еще один важный момент. Если Центробанк будет надзирать за рынком ценных бумаг, то ему необходимо выйти из капитала ММВБ. Разговоры об этом шли давно, но кризис затормозил этот процесс. Сейчас решение о выходе из ММВБ должно быть окончательно принято и исполнено. Иначе получится конфликт интересов, когда ЦБ будет вынужден контролировать еще и самого себя.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков
Создание мегарегулятора загрузит Центробанк. ЦБ к этому не очень готов. Хотя для банков это облегчит жизнь. При нынешнем состоянии рынка стоило бы подождать. Но ничего страшного в том, что мегарегулятор создают сейчас, тоже нет.
Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
Обычно в России инициативы появляются, когда к этому подталкивает сама жизнь. Например, Агентство по страхованию вкладов появилось на волне недовольства вкладчиков частными банкротствами банков. Создание мегарегулятора выглядит несколько искусственной затеей. И хотя идея не вызывает резкого отторжения, непонятно, к каким положительным изменениям она может привести. В мире сейчас тоже нет однозначного ответа, нужны ли мегарегуляторы. Например, в США существует конкуренция регуляторов, но там делают шаги для их консолидации. В Европе также создают общий орган — банковский союз. Однако опыт Великобритании, где уже действует мегарегулятор, показывает, что таким образом сложнее преодолевать последствия кризиса. Если говорить о ее воплощении, то мегарегулятор на основе Центробанка — оптимальный вариант. Нужно, чтобы кредитор последней руки имел возможность наблюдать за рисками. К тому же банки составляют около 85% от совокупной доли всех российских финансовых организаций.
Николай Солабута, управляющий активами УК «БрокерКредитСервис»
Создание мегарегулятора несет в себе риски для государства и финансового сообщества. Мне кажется, что теперь никто не будет заниматься развитием финансового рынка. Центробанк будет только проводить проверки. А законы Минфином будут предлагаться постфактум. Например, если на рынке будут накапливаться проблемы. То есть изменения законов будут направлены на «закручивание гаек». То есть мы окажемся в таком болоте, где к нам никто особенно не будет лезть, но и развивать тоже никто не будет.
Денис Порывай, аналитик Райффайзенбанка
ЦБ занимается надзором за банковской системой, а банковская система тесно связана с рынком ценных бумаг. Банки занимают значительную долю в качестве держателей облигаций на долговом рынке ценных бумаг. Поэтому логично, что полномочия ЦБ в этом направлении расширятся. При этом хорошо бы, чтобы за ФСФР остались технические вещи: регистрация ценных бумаг, отслеживание котировальных листов. Это будет согласовываться с общим мировым опытом.
Начать дискуссию