Интернет-банкинг

Вместо или вместе?

Мобильные платежные системы и банки: состязание, сосуществование, сотрудничество. Нужное подчеркнуть.

Мобильные платежные системы и банки: состязание, сосуществование, сотрудничество. Нужное подчеркнуть.

До недавнего времени «святая святых» банковского законодательства было понятие банковской операции. Совершать их могли лишь кредитные организации. В конце пошлого века с развитием Интернета и мобильной связи их статус-кво существенно пошатнулся. Первыми, кто без банковской лицензии ступил на «банковскую поляну», стали системы интернет-платежей. Чуть позже армию «интервентов» пополнили сотовые операторы, предоставив возможность абонентам платить СМС-сообщением на короткие номера за рингтоны и игры для мобильных телефонов. Вслед за этим операторы позволили абонентам легко перебрасывать деньги с одного телефонного счета на другой, оплачивать со счета мобильного коммунальные услуги, телевидение, авиабилеты и т. д.

Де-факто все новые игроки совершали полноценные банковские операции, де-юре они отличались от банков отсутствием надзора и банковского регулирования. Самым «слабым» местом этой модели была невозможность контролировать объем и назначение переводимых в мобильном пространстве денег, при этом оборот электронных средств не учитывался и не имел отдельной правовой основы.

Рынок же в ответ на увеличивающийся спрос на простые и доступные платежные средства со стороны потребителей бурно развивался, не дожидаясь законодательства. Когда появились разнообразные электронные и мобильные платежные системы, часть которых обеспечивала полный набор банковских услуг, включая открытие счетов, прием депозитов и даже кредитование, — стала очевидной необходимость регуляторного вмешательства.

В 2010 году началось обсуждение законопроекта о Национальной платежной системе, закрепившего в результате на законодательном уровне ту модель мобильной коммерции, которая до этого времени реализовывалась спонтанно. В итоге все платежи перестали быть безнадзорными, а все электронные и мобильные платежные системы стали на обязательной основе работать через кредитные организации или приобретать соответствующую лицензию самостоятельно. Установив единые правила для всех игроков — как в офлайне, так и в онлайне, — закон все же облегчил жизнь последним, признав, что нынешние формы кредитных организаций являются для них слишком «тяжелыми». Он учел «смягчающие обстоятельства» в виде минимальных рисков и небольших платежей и предусмотрел для новых игроков особый статус «небанковских кредитных организаций» (НКО), имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и существенно меньший объем минимального уставного капитала (18 млн рублей).

Узаконив электронные деньги и предоставив сотовым операторам и платежным системам легитимную возможность оплачивать товары и услуги с помощью СМС-сообщений и проводить платежи без открытия счетов в банке, закон об НПС придал и без того динамично развивающемуся сегменту электронных денег новое ускорение. Легализация бывших «интервентов» стала предметом бурных дискуссий и обеспечила обильной пищей для размышлений финансовых футурологов. По сути, если раньше электронные платежные сервисы «отъедали» у банков кусок финансового пирога «партизанскими» методами, то сейчас они открыто заступили на банковскую территорию. Как будет меняться ситуация?

Сценарий №1. Электронные и мобильные платежные системы продолжат «обрастать» финансовыми функциями, все больше отвоевывая территорию у старых игроков. Этому будут способствовать их гибкость, открытость к инновациям и новым потребностям пользователей, а также рост популярности мобильной и электронной коммерции в целом. Мобильные телефоны имеют все шансы превратиться в маленький платежный терминал уже просто потому, что они всегда под рукой и практически не имеют ограничений с точки зрения роста количества пользователей: они доступны гораздо большему числу людей, чем традиционные банковские услуги, — по сути, всем, у кого есть мобильный телефон (а по статистике, у нас в стране полторы сим-карты на человека). При этом традиционный банкинг у нас в стране тормозится недоверием населения к безналичным расчетам и непопулярностью пластика, в то время как рынок мобильных платежных систем стимулируется ростом благосостояния и потребностью населения в безопасных и удобных способах распоряжаться своим бюджетом.

Слабое место этого сценария — законодательные ограничения, в том числе на сумму мобильных платежей (15 тыс. рублей без идентификации личности), что не позволяет сегодня говорить о массовом распространении мобильной коммерции в бизнес-сфере. Безусловно, платежные системы и дальше будут прирастать банковскими функциями. Но — до определенной степени. Вопрос не в том, как далеко им позволят «продвинуться» на эту территорию, а в том, нужно ли это им на самом деле. Чем больше банковских функций берут на себя платежные системы, тем более тяжеловесными и неповоротливыми они становятся. Высокий уровень регулирования в финансовой сфере не позволяет бежать быстро и быть мобильным. А это противоречит самой природе подобного бизнеса.

Сценарий №2. Платежные инновации не отменят традиционного банкинга, но заставят его развернуться «лицом к клиенту»; они не смогут отвоевать у банков значительную часть рынка, но станут катализатором развития финансовой системы и обострят конкуренцию между самими банками. Почувствовав нарастающую угрозу со стороны молодых конкурентов, банки попытаются приспособиться к тому, что способов совершить оплату и без них становится много, и начнут активные действия по наращиванию в собственном портфеле (помимо базовых сервисов) мобильных услуг, пересмотрев самую суть своего бизнеса — идеологию работы с клиентом.

Если раньше электронные платежные сервисы «отъедали» у банков кусок финансового пирога «партизанскими» методами, то сейчас, с принятием закона о национальной платежной системе, они открыто заступили на банковскую территорию

Первыми симптомами того, что гора готова идти к Магомеду, является появление новых моделей — например, «легких банков», услуги которых нацелены на аудиторию, ранее редко попадавшую в поле зрения финансовых институтов, — людей с уровнем доходов средним и ниже среднего. Первые шаги в этом направлении уже сделал, например, ВТБ. Но это только репетиция грядущих преобразований в отношениях «банк — клиент». Следующий шаг — обеспечение стопроцентной доступности банковских сервисов любым категориям населения. Эту задачу как раз и решает исключительно мобильный телефон, и выиграют те банки, которые используют его возможности первыми.

Что может ограничить развитие рынка по этому сценарию? Безусловно, новые игроки не отдадут свои потенциальные позиции без боя. Их серьезный козырь — наличие готовой инфраструктуры, которая позволяет обеспечивать не меньший, чем у банков, уровень безопасности и в то же время более высокое качество доступа. Простой пример: банки закрыты в выходные, а мобильная связь доступна всегда.

Необходимость вложений в инфраструктуру — довольно серьезный, но далеко не самый сложный барьер для быстрого продвижения банков в область мобильной коммерции: перестраивать железо гораздо проще, чем собственную ментальность. Еще вчера все банки действовали как классические сберкассы, сегодня же от них ожидают практически революционных изменений. А это противоречит самой природе их бизнеса.

Сценарий №3. Симбиоз существующих игроков: платежные системы нового поколения и классические финансовые институты будут двигаться навстречу друг другу. В основе потенциальной интеграции лежит стратегия снижения затрат и использование преимуществ второй стороны. Банки заинтересованы в увеличении комиссионного дохода и расширении клиентской базы (что особенно актуально для стран, где значительная часть населения не охвачена банковскими услугами). Мобильные операторы выигрывают за счет предоставления большего объема услуг для клиентов и, следовательно, получения большей прибыли от каждого из них. Один из последних примеров — МТС-Банк, созданный совместными усилиями одноименного сотового оператора и МБРР.

Со временем появляется все больше примеров подобного симбиоза: в частности, активно развиваются программы, которые связывают банковские карты или счета с электронными кошельками. Другой вариант сотрудничества — виртуальные карты для мобильных платежей, привязанные к счету сотового оператора (их выпускают сегодня и Visa, и MasterCard).

На практике такие союзы представляют собой комбинацию сотрудничества с конкуренцией: все стороны получают чистую выгоду, но также соревнуются друг с другом, чтобы выгоду эту максимизировать. Впрочем, распределение выгод — довольно сложный вопрос, и именно на этом пункте может споткнуться последний сценарий. Хотя именно в нем природа бизнеса не сталкивается ни с какими противоречиями.

Начать дискуссию