В России все еще принято удивляться гигантским затратам на проведение Олимпийских игр в Сочи. Наши СМИ все еще достаточно бурно обсуждают каждую очередную отставку в стане олимпийских строителей. Мы все еще потешаемся в частных разговорах над идеей первой и, вероятно, последней зимней Олимпиады в субтропиках. Но почему-то практически никто не удивляется очень странной роли банков на этом балу освоения огромных финансовых средств. Банки у нас не кредитуют олимпийские объекты, что было бы совершенно нормально, а фактически строят их.
Во время очередной инспекции олимпийских объектов президент России инициировал отставку в полном соответствии с известным анекдотом о чукче-библиофиле: «Муму» написал Тургенев, а почему памятник Пушкину?» За срыв сроков при резком удорожании стоимости строительства олимпийского комплекса трамплинов «Русские горки» с поста председателя совета директоров госкомпании «Курорты Северного Кавказа» был уволен вице-президент Олимпийского комитета России Ахмед Билалов. «Курорты Северного Кавказа», естественно, никакие сочинские объекты не строят. А контрольный пакет компании «Красная поляна», которая как раз и не построила в срок вышеозначенные трамплины, принадлежал, да и то до весны 2012 года, не Ахмеду Билалову, а его брату Магомеду.
Как только уволили Билалова, сразу же всплыла еще одна любопытная отставка — свой пост оставил вице-президент, директор департамента недвижимости и материально-технического обеспечения Сбербанка Константин Акимов. Он был назначен на эту должность менее года назад — 3 апреля 2012 года. Тогда же источник в банке заявлял, что Акимов будет курировать строительные проекты, связанные с расширением сети Сбербанка, и олимпийские стройки, в которых участвует главный банк страны.
Олимпийские трамплины «Красная поляна» начинала строить в 2009 году. Ожидалось, что все будет готово не позднее августа 2011 года за 1,2 млрд рублей. Трамплины не готовы до сих пор.
Теперь следите за руками. В апреле 2012 года — практически сразу после назначения Акимова — Сбербанк за 9 млрд рублей выкупает дополнительную эмиссию акций «Красной поляны» и становится владельцем контрольного пакета компании. В мае 2012 года проект строительства трамплина окончательно переходит в ведение Сбербанка. Более того, по некоторым данным, он тратит на строительство собственные деньги. Только теперь трамплины стоят уже 8 млрд рублей — в 6,6 раза дороже первоначальной сметы. И должны быть полностью готовы не раньше лета 2013 года.
Сейчас в банке утверждают, что Акимов был всего лишь «завхозом» и не имел никакого отношения к олимпийским стройкам. А «Русские горки» строит отдельная от Сбербанка компания. Но какая же отдельная, если у «Сбера» в ней контрольный пакет? У кого контрольный пакет — с того и формальный спрос.
Разумеется, Сбербанк не виноват в срыве сроков строительства сочинских трамплинов. Не его это бизнес — трамплины строить. Вопрос в другом: зачем он вообще выкупал допэмиссию «Красной поляны» и тратит собственные деньги (если это правда; опровержения, по крайней мере, я пока не встречал) на строительство олимпийских объектов? Давать кредиты — пожалуйста. Проводить сочинскую олимпийскую лотерею — на здоровье. Но зачем Герману Оскаровичу Грефу становиться тем самым «еврейским скрипачом», который еще и «немного шьет»?
Любой ответ на этот вопрос не в пользу здравого смысла. Если государство принуждает главный государственный банк не просто кредитовать строительство олимпийского объекта, но прямо финансировать его, да еще владея компанией-подрядчиком, — значит, не смогло найти толкового частного (про «честного» и не говорим) застройщика. Если Сбербанк делает это по своей воле, значит, он готов идти на заведомые убытки в непрофильном бизнесе, спасая «горящий» объект. А государство считает нормальным использование крупнейшего госбанка России в качестве универсальной «пожарной команды».
Россия собирается потратить на зимнюю Олимпиаду астрономическую сумму, около 50 млрд долларов. Для сравнения: Великобритания в 2012 году потратила на летнюю менее 40 млрд. Практически все олимпийские объекты не окупятся никогда. О невозврате банковских кредитов «Олимпстроем» многие эксперты говорят как о неизбежности.
Конечно, есть еще чисто альтруистические мотивы — вписать свое имя в историю, например. Только если в нашей стране банки начинают строить трамплины, можно не сомневаться, что обязательно найдутся и «строительные тресты», которые начнут привлекать займы населения. Есть в столовой и оперировать в операционной мы никак не научимся.
Начать дискуссию