Дефицит профессиональных кадров в банковской сфере, по прогнозу агентства по подбору персонала «Анкор», в этом году достигнет пика. Особенно это коснется розничных банков, которые остаются самыми активными рекрутерами на финансовом рынке. Опрошенные порталом Банки.ру хедхантеры советуют искать сотрудников либо напрямую, либо по рекомендации.
Недостаток квалифицированных кадров, особенно среднего звена, остро ощущается на финансовом рынке, преимущественно в розничном банковском секторе. А в этом году проблема станет острее, чем в течение всего периода, прошедшего с момента кризиса 2008—2009 годов. Такие выводы сделали опрошенные порталом Банки.ру эксперты ведущих компаний, занимающихся подбором персонала.
«Конкуренция за профессионалов ведет к росту «текучки» и потере качества профессиональных знаний из-за частой смены работы и отсутствия системы передачи знаний, — комментируют специалисты компании «АНКОР Банки, финансовые услуги». — Именно поэтому крупные работодатели в своей HR-стратегии все чаще акцентируют внимание на удержании, управлении лояльностью и эффективной работе с внутренним и внешним кадровым резервом». Среди причин возникновения трудностей при подборе — недостаточный уровень квалификации выпускников вузов и молодых специалистов, незначительное число откликов на вакансии, размещенные на сайтах по подбору персонала, несоответствие финансовых ожиданий соискателей их уровню профессиональных знаний и навыков, крайне высокое количество контрофферов (встречное предложение работнику, заявившему о своем уходе из компании, с целью его удержать).
«Не могу сказать, что проблемы с подбором квалифицированного персонала и дефицит профессиональных кадров возникли внезапно. На моей памяти, а я работаю в банковской рознице 10 лет, они были всегда, — комментирует директор дирекции продуктов и перекрестных продаж ОТП Банка Дмитрий Сапронов. — На то, чтобы найти достойных кандидатов даже на средние руководящие позиции, уходят месяцы, притом иногда оказывается, что выбор оказался неправильным».
По прогнозам компании «Анкор», наиболее активными игроками на рынке труда в этом году, так же как и в 2012-м, будут розничные банки, притом как в Москве, так и в регионах. Наибольшим спросом будут пользоваться специалисты и управленцы в сфере продаж розничных финансовых продуктов и риск-менеджмента, финансовые аналитики, бизнес-методологи, разработчики продуктов. По данным компании Superjob.ru, одного из лидеров российского рынка онлайн-рекрутмента, в первые месяцы 2013-го наиболее востребованными позициями являлись: финансовый аналитик (средняя зарплата — 64 тыс. рублей), финансовый менеджер (50 тыс. рублей), специалист бэк-офиса (40 тыс. рублей), кассир-операционист (33 тыс. рублей), специалист отдела внутреннего контроля (50 тыс. рублей), специалист депозитария (45 тыс. рублей), главный специалист отдела рыночных рисков (65 тыс. рублей), главный специалист кредитного отдела (60 тыс. рублей), специалист по валютным операциям (50 тыс. рублей), специалист по пластиковым картам (32 тыс. рублей).
«Наиболее востребованными специалистами в банковской сфере остаются кредитные и инвестиционные аналитики, специалисты по управлению рисками (кредитными и операционными, в меньшей степени рыночными), аудиторы (операционный и финансовый аудит), специалисты финансовых подразделений (трансформация и консолидация бухгалтерской и управленческой отчетности)», — дополняет коллег руководитель департамента профессионального рекрутмента кадровой корпорации ManpowerGroup Виктория Пятница. Она подчеркнула, что в связи с тенденцией увеличения объема просроченной задолженности, как в розничном, так и в корпоративном портфелях банков, востребованы сотрудники по разработке скоринговых моделей (карт), работе с просроченной задолженностью (розничный бизнес) и реструктуризации (корпоративный бизнес).
В этом году, отмечают в «Анкоре», около половины работодателей финансового сектора прогнозирует умеренный рост численности персонала. В 2012-м внеплановые сокращения в России проходили в основном в инвестиционных банках, — продолжают эксперты «Анкора». — Без серьезных потрясений в экономике в текущем году такие сокращения также могут происходить в операционных блоках финансовых компаний параллельно с автоматизацией многих функций и перемещением операционного обслуживания из Москвы в регионы России». Снижение потребности в персонале при подобных процессах будет незначительным и временным.
«При росте бизнеса и объеме операций компании банки будут снова активно нанимать сотрудников в операционные подразделения и могут столкнуться с серьезной проблемой дефицита на рынке труда и несоответствием между финансовыми ожиданиями кандидатов и уровнем их профессиональных знаний и навыков», — предупреждают в «Анкоре». В компании полагают, что спросом также будут пользоваться менеджеры по региональному развитию, директора филиалов, их заместители по развитию корпоративного и розничного бизнеса, а повышение технологичности рынка финансовых услуг и активное развитие удаленных каналов обслуживания способствуют росту спроса на профессионалов в области банковских IT-технологий.
Наиболее эффективными инструментами подбора персонала хедхантеры считают рекомендации и прямой поиск. «Основные технологии поиска здесь — рекомендации в профессиональном сообществе и привлечение конкретных сотрудников из компаний-конкурентов», — сказала директор компании «АНКОР Банки, финансовые услуги» Анна Добрякова. Однако Сапронов считает, что все средства хороши. «Если говорить о розничном банковском секторе, то проблема наличия профессионалов — это общерыночная ситуация. «Золотой пилюли», которая помогла бы сделать так, чтобы лучшие кадры пошли именно в твой банк, — нет, — говорит Сапронов. — Поэтому, учитывая то, что рынок сжатый, а кандидатов мало, мы действуем методом «ковровой бомбардировки», то есть ищем персонал всеми возможными способами: и напрямую «хантим» у конкурентов, и через интернет-ресурсы, и через знакомых, и через кадровые агентства». «При наборе сотрудников на начальные позиции и массовом наборе компании активно используют социальные сети», — добавляет Добрякова.
При этом хедхантеры, признавая недостаток профессионалов на рынке, рекомендуют нанимателям все-таки прислушиваться к пожеланиям персонала. «Работодателям стоит учесть, что сотрудники все больше внимания уделяют не столько известности компании, сколько уровню задач и вызовам, и стремятся к балансу нематериальной мотивации с материальной», — подчеркивают в «Анкоре».
Начать дискуссию