Портал Банки.ру сравнил тарифы на внешние рублевые переводы у 50 крупнейших (по активам) банков из числа тех организаций, которые предоставляют подобную онлайн-услугу своим клиентам — физическим лицам. Заодно банкиры рассказали, окупаются ли комиссионные затраты на ИБ и стоит ли ожидать увеличения размера переплаты.
Разброс цен — от нуля до 1,5%
Проведение внешних переводов со счета одного банка в другой — одна из самых востребованных услуг в интернет-банкинге. При анализе банковских тарифов выяснилось, что семь банков (то есть 14% от общего количества) не берут дополнительной платы за подобные операции. Это следующие кредитные организации: Банк «Санкт-Петербург», Ситибанк, «Русский Стандарт», МКБ, «Траст» (акция до 30 апреля), Юниаструм Банк и ТКС.
Такое же количество (семь банков) взимают с пользователей системы интернет-банкинга, отправляющих переводы в другие организации, фиксированную плату. ХКФ, Банк Москвы и «Авангард» берут за каждый перевод по 10 рублей, СМП Банк — 20 рублей, «Глобэкс» — 25 рублей, СКБ Банк и Еврофинанс Моснарбанк — по 30 рублей.
Из тех банков, что взимают с клиентов процент от суммы рублевого перевода, наименее жадным оказался УБРиР. Здесь ставка комиссионных составляет всего 0,01% при минимальной сумме в 15 рублей.
Следом идет Ханты-Мансийский Банк с его 0,2% и минимальной суммой комиссии в 50 рублей, а максимальной — в 500.
Планку в 0,3% установили шесть банков: Альфа-Банк (минимум 20 рублей, максимум 150), «Восточный Экспресс» (25—150 рублей), Кредит Европа Банк (29—200 рублей), РосЕвроБанк (50—300 рублей), Пробизнесбанк (минимум 30 рублей, максимум неограничен), Запсибкомбанк (20—300 рублей).
МДМ Банк в одиночестве (среди банков из топ-50, оказывающих услуги внешних онлайн-переводов) держит комиссионные на уровне 0,4% (минимум 30, максимум 500 рублей).
Зато 0,5% комиссионных являются очевидным «мейнстримом» на рынке. На этом уровне держатся целых 11 кредитных учреждений. «НОМОС», ОТП Банк, «АК Барс» и Московский Индустриальный Банк установили минимальный уровень переплаты в 20, а максимальный — в 500 рублей. Далее идут «Нордеа» с минимумом в 30 и максимумом в 600 рублей, Абсолют Банк (30—1 000 рублей), «Уралсиб» (40—1 250 рублей), «Открытие» (50—250 рублей), Новикомбанк (50—350 рублей), «Петрокоммерц» (50—500 рублей) и Совкомбанк (70—1 000 рублей).
Оригинальную ставку в 0,75% установил Райффайзенбанк. Минимальный платеж здесь составляет 50 рублей, а максимальный — 1 500.
На пять сотых больше (0,8%) берет Связь-Банк. Зато суммы минимального и максимального платежей здесь пониже: 27—1 000 рублей.
Чуть-чуть не дотянул до 1% комиссионных (ставка 0,95%) Транскапиталбанк. Минимум и максимум здесь ограничены суммами в 50 и 1 000 рублей.
Пять банков берут с клиентов 1% комиссии. Небольшие суммы выгоднее всего переводить через Сбербанк, поскольку у него нет минимальной границы переплаты. Максимальная же установлена в районе 1 000 рублей. Росбанк возьмет минимум 20 максимум 1000 руб. Отметим, что в Росбанке есть специальный тарифный план, позволяющий клиентам немного сэкономить и платить с каждого перевода по 0,8% комиссии (минимум 20, максимум 800 рублей). Россельхозбанк — 30 и 500 рублей, Росгосстрах Банк — 50 и 500 рублей, а Юникредит Банк — 50 и 1 500 рублей.
Два кредитных учреждения просят 1,5% комиссионных: Татфондбанк с минимальной и максимальной суммами в 20 и 1 000 рублей и «Интеза» — 50—1 500 рублей.
Оккупанты
Из банков, которые согласились прокомментировать ситуацию с комиссионными за внешние переводы, шесть организаций верят в то, что дополнительная плата окупает затраты на содержание системы интернет-банкинга.
«Окупают», — заверил Банки.ру начальник управления банковских карт УБРиР Алексей Пискунов. «Комиссионного дохода достаточно для обслуживания дистанционного сервиса и осуществления операций клиентов через систему», — подтвердил начальник управления программ лояльности и развития работы с клиентскими сегментами Нордеа Банка Александр Нестеренко. «Окупаемость достигается во многом за счет большой клиентской базы (более 80 тысяч клиентов)», — уточнил начальник управления разработки‚ внедрения и сопровождения проектов Татфондбанка Олег Бачурин. «В целом окупают, за счет экономии затрат на обслуживание клиентов в офисах банка», — сообщил директор департамента платежных технологий и электронных продаж РосЕвроБанка Сергей Варганов.
Директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрей Грачев считает, что окупаемость ИБ зависит от бизнес-модели: если банк небольшой и интернет-банк рассматривается как имиджевый проект, то комиссионные не окупят расходов на содержание системы. «Если же банк рассматривает системы ДБО как один из основных каналов для работы с клиентами, то при большом объеме операций комиссионная составляющая вполне способна покрыть расходы на содержание системы», — уточнил Грачев.
Заместитель председателя правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Степаненко полагает, что в краткосрочной перспективе затраты на ИБ за счет одних только комиссионных не окупятся, но со временем все большую роль начинает играть «накопительный эффект», который и дает в итоге системе интернет-банкинга нужную окупаемость.
Маловато будет
МДМ Банк оказался в числе кредитных организаций, в которых утверждают, что комиссионные не окупают затрат на содержание ИБ. Руководитель дирекции электронного бизнеса МДМ Банка Дмитрий Каштанов объяснил, что «доход банка только от внешних переводов клиентов в системе интернет-банка не перекроет расходы на содержание системы». Такой позиции придерживаются и в Транскредитбанке, где рассказали, что здесь, как и в большинстве российских банков, комиссионные за внешние переводы не окупают расходов на содержание ИБ. Интернет-банкинг, по мнению аналитиков Транскредитбанка, «кормится» другим — комиссиями за моментальные платежи (взимаются либо с клиента, либо с агрегатора платежей), а также косвенными доходами от экономии операционных затрат на обслуживание клиентов через более дорогие каналы (отделения и контакт-центр).
А нам все равно
В банках ХКФ и «Авангард» не связывают окупаемость с подобным тарифом. Любопытно, что обе организации взимают с клиентов фиксированную плату в 10 рублей за перевод. Главный бизнес-аналитик управления развития технологий клиентского сервиса Хоум Кредит Банка Матвей Софьин заявил, что интернет-банк — это «не способ заработать деньги, а часть сервиса, который банк считает необходимым предоставлять своим клиентам в обязательном порядке». Поэтому в ХКФ «не видят необходимости оценивать, окупаются ли прямые затраты». Похожей позиции придерживаются и в «Авангарде», судя по ответу его пресс-службы.
Ни один из опрошенных банковских экспертов не высказался за грядущий рост тарифов, определяющих размер взимаемых банком комиссионных за переводы. Против этого, по мнению сотрудников банков, говорит и растущая конкуренция и увеличение числа клиентов, пользующихся интернет-банкингом. «Тарифы будут снижаться. Ежемесячно количество клиентов увеличивается более чем на 10 тысяч. При этом затраты на увеличение мощностей системы снижаются за счет того, что вся необходимая инфраструктура уже развернута», — пояснил Олег Бачурин из Татфондбанка. «В этом году мы снизили комиссию за межбанковские переводы в интернет-банке до фиксированного тарифа — 10 рублей вне зависимости от суммы перевода. Мы ожидаем, что это станет общей тенденцией, так как банки сейчас стараются стимулировать своих клиентов совершать операции через Интернет», — поддержал коллегу Матвей Софьин из Хоум Кредит Банка.
Начать дискуссию