Кредитование

Россияне догнали американцев по уровню расходов на обслуживание кредитов

Бум розничного кредитования привел к тому, что Россия сегодня вернулась в докризисную модель потребления, в значительной мере основанную на привлечении кредитных ресурсов. Об этом в ходе пресс-конференции «Банки и общество: роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии России», посвященной предстоящему ХХIV съезду Ассоциации российских банков, сообщил президент АРБ Гарегин Тосунян. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Бум розничного кредитования привел к тому, что Россия сегодня вернулась в докризисную модель потребления, в значительной мере основанную на привлечении кредитных ресурсов. Об этом в ходе пресс-конференции «Банки и общество: роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии России», посвященной предстоящему ХХIV cъезду Ассоциации российских банков, сообщил президент АРБ Гарегин Тосунян. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Формально Россия относится к числу стран с низкой закредитованностью и высоким потенциалом дальнейшего наращивания потребительского кредитования, отметил Тосунян.

Однако есть и другие обстоятельства. При активном росте кредитования реальные располагаемые доходы населения после кризиса 2008 года показывают почти нулевой рост (см. Рисунок 1). Более того, наблюдается предельная и ухудшающаяся поляризация доходов населения, что еще больше усиливает долговую нагрузку на фактических пользователей кредитных средств. Понятно, что прослойка богатейшего населения не является пользователем кредитных ресурсов.

Россия, в отличие от большинства других стран, прошедших через кризис 2008 года, вернулась в докризисную модель потребления, в значительной мере основанную на привлечении кредитных ресурсов. (см. Рисунок 2). Понимать диаграмму следует так. Когда темпы прироста реальных доходов населения превышают темпы прироста розничной торговли, это означает, что потребление происходит при одновременном росте сбережений населения. Наоборот, когда доходы населения растут медленнее, чем обороты розничной торговли, потребление происходит за счет кредитных ресурсов или расходования накопленных сбережений.

При этом затраты российских потребителей на обслуживание долгов достигли довольно высокого уровня. В настоящее время этот показатель в России сопоставим с аналогичным показателем в США (см. Рисунок 3).

Для сравнения - графические модели послекризисного потребления в разных странах.

США

Ни один среднестатистический американец не может представить себе жизнь без дополнительных кредитных ресурсов даже на самые незначительные нужды. К сожалению для американского общества, после 2008 года ситуация в корне изменилась. Темпы роста товарооборота ушли в отрицательную зону, что говорит о том, что без кредитных ресурсов американцам пришлось во многом себе отказывать. Произошел переход от классической и столь привычной для США кредитной модели потребления к модели, ориентированной на располагаемые собственные средства граждан. В 2011 году разрыв между линиями графика начал демонстрировать тенденцию к сужению, что говорит о постепенном возвращении роли заемных средств в бюджеты американских домохозяйств.

Сегодня уровень безработицы падает, что делает население более кредитоспособным и позволяет говорить об оживлении потребительского кредитования в 2013 году и возвращении на былые позиции уже в 2014 году.

Германия

Если до кризиса в 2007 году в Германии имела место кредитная модель потребления, а в период кризиса наблюдалось резкое падение темпов и доходов населения, и оборотов розничной торговли, то после выхода из активной фазы кризиса году модель потребления немецкого населения перешла в режим накоплений. Такое поведение немецких потребителей может быть связано с осознанием того, что в настоящее время экономика Германии является локомотивом и донором других европейских экономик. Немцы готовятся к худшим временам на случай второй волны кризиса, вызванной суверенными долгами стран Южной Европы.

Польша

Польша является одна из редких стран, где не наблюдалось рецессии в период кризиса 2008-2010 гг.: средний темп прироста ВВП в этот период составлял 3%.
При резком снижении оборотов кредитования населения стиль потребления поляков, как это ни странно, нисколько не изменился. Конечно, было небольшое снижение темпов роста товарооборота в 2008-2009 годах, но оно сопровождалось практически идентичным падением динамики располагаемых доходов населения, поэтому роль кредитных ресурсов ничуть не изменилась. Не последовало и изменений в посткризисный период.

Италия

В Италии кризис начался задолго до 2008 года, страна уже давно находилась в экономической депрессии и восприняла начало мирового кризиса с меньшей паникой, чем большинство стран ЕС.

К примеру, динамика кредитования населения в 2010 году достигла своего пика за последнюю пятилетку. Пробуждение активности итальянских кредитных организаций в отношении розничного клиента можно объяснить попыткой хоть как-то оживить стагнирующую экономику. Но, к сожалению, к 2011 году наблюдалось такое же резкое сокращение темпов роста кредитования населения.

Был даже период, когда уже привычная для итальянцев модель потребления, базирующаяся на собственных доходах, изменилась в пользу кредитной, однако это период был недолгим, всего один 2009 год. Далее со снижением динамики потребительских кредитов возросла динамика располагаемых доходов населения, и уменьшился розничный торговый оборот. То есть сложилась ситуация, когда население не в состоянии позволить себе ни кредитные ресурсы, ни чрезмерные расходы на потребительские товары. Жестко были урезаны и бюджетные расходы государства практически по всем статьям.

Графические материалы предоставлены Ассоциацией российских банков. 

Начать дискуссию