Банки

Страус - плохой охранник

Ситуация на финансовом рынке значительно изменилась с принятием Федерального закона № 161 «О национальной платежной системе». Согласно этому закону обязанность по защите информации при переводе денежных средств возлагается на операторов. Именно оператор (читай: банк) обязан возместить клиенту сумму понесенного им убытка. Таково однозначное требование закона.

Ситуация на финансовом рынке значительно изменилась с принятием Федерального закона № 161 «О национальной платежной системе». Согласно этому закону обязанность по защите информации при переводе денежных средств возлагается на операторов. Именно оператор (читай: банк) обязан возместить клиенту сумму понесенного им убытка. Таково однозначное требование закона.

Изменения рыночной конъюнктуры -материя сложная. Далеко не всегда причинно-следственная связь между событиями и наступившими последствиями очевидна. В данном случае, пожалуй, сомнений нет. Именно выход в свет 161-ФЗ дал серьезный импульс развитию сектора информационной безопасности в сфере ИТ.

До той поры, пока факт несанкционированного доступа к чужому счету был, прежде всего, проблемой самого клиента, а также отчасти проблемой правоохранительных органов, можно было рассуждать о необходимости усиления борьбы, об осторожности и пр. Но сейчас закон сказал четко: нужно бороться, клиенту не мешает быть бдительным, но все-таки сначала верните ему украденные деньги, а потом уж разбирайтесь, кто виноват.

Тема информационной безопасности обсуждалась на недавно организованном НБЖ «круглом столе», участником которого мне довелось быть. Разговор получился горячим и чрезвычайно интересным. Поначалу речь шла в основном о страховании как о важнейшей мере по сохранению средств клиентов финансовых организаций. Но довольно скоро участники дискуссии поняли, что, в сущности, подобный разговор просто уводит их от основной проблемы. И дело даже не в том, что нужно еще разобраться, кто именно должен платить за страхование -банк или сам клиент (а это ведь мера не бесплатная, все же понимают). При всей важности страхования, что никто, собственно, и не оспаривает, попытка таким образом решить проблему безопасности будет фактически способствовать деятельности мошенников. А то, что публики подобного рода становится больше и работают эти господа изощреннее, ни для кого не секрет.

Так зачем же прятаться от проблемы, когда на самом деле ее надо решать практически? Какой смысл в страусиной политике? Ведь не обойдется. Если ничего не делать, если всякий раз изобретать новые паллиативные меры, то ситуация будет постоянно ухудшаться.

Необходимо смягчать последствия кибератак на счета клиентов. Это важное дело, и им давно занимаются специалисты. Но все-таки куда важнее сделать практические шаги, и таким образом, чтобы этих последствий было как можно меньше. А лучше всего и вовсе свести возможности киберпреступников на нет. Об этом и следует говорить в первую очередь.

Чем дальше идет развитие финансовой системы, тем менее контактным становится сотрудничество банка и клиента. Неважно, идет речь о юридическом лице или о физическом, никто не хочет сейчас бесконечно бегать в банк, носить документы, отдавать письменные распоряжения. И дело не в лени, а во времени, которое стоит все дороже. Следовательно, развитие систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) неизбежно. А потому данное направление является (и долго еще будет таковым) одним из самых перспективных в деятельности ИТ-компаний, специализирующихся в банковской сфере.

Предлагать системы ДБО, так сказать, в чистом виде, без систем информационной защиты - занятие бесперспективное. Конечно, кредитная организация может взять у одной компании систему ДБО, а потом просить другую приладить к ней защиту. И все-таки в ближайшем будущем серьезный банк захочет получить продукт из разряда all inclusive, то есть максимально защищенный. И будет прав в свете последних законов и постановлений правительства.

До недавнего времени развитие систем информационной безопасности шло понятным и, прямо скажем, нехитрым путем. Использовались так называемые пассивные системы. Речь идет об использовании технологии шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Клиент получал логин, пароль и как дополнительные меры - электронный ключ или SMS-информирование. На определенном этапе это срабатывало, но сейчас все понимают, и это документально подтверждено экспертами: эти меры недостаточные. Уже и ложное SMS-информирование приняло промышленный масштаб. Теперь стало возможным посылать ложные SMS-сообщения на мобильные устройства клиента банка или сразу пересылать SMS-сообщения с одноразовым паролем на мошеннический ресурс.

Все это означает одно: прежний этап развития систем информационной безопасности закончился, усовершенствовать тут больше нечего, нужно выходить на принципиально новый уровень. Какой это уровень? Каким образом будет обеспечиваться безопасность завтра? На мой взгляд, есть несколько направлений, перспективных для разработчиков, и о каждом стоит рассказать подробно.

Антифрод

Это «умная» система, которая строится на следующем очевидном принципе: есть профиль платежей клиента, сформированный за время его обслуживания в данном банке, и есть ряд характерных признаков, привязанных к его профилю. Если признаки меняются, то это факт, на который служба безопасности банка обязана обратить внимание. Да, возможен платеж на необычный счет, и сумма вполне может быть нетипичной. Да, клиент вполне может отдавать распоряжение с какого-то незнакомого IP-адреса, но, в принципе, он имеет право использовать пиринговую сеть или прокси-серверы - анонимайзеры, скрывающие IP-адрес. То есть сами по себе эти признаки не обязательно свидетельствуют, что произошел несанкционированный доступ к счету клиента. Но проверить необходимо. Если служба безопасности, автоматически получив информацию от антифрод-системы, приостановит проведение транзакции до физического подтверждения клиентом своих действий, то какое-то время будет потеряно. Но вместе с тем будет потеряна возможность «увести» деньги со счета. Вряд ли клиент обидится на такую потерю.

Компания БИС разработала модуль «Противодействие мошенничеству», который является антифрод-системой защиты нового поколения. Мы уже применили эту систему на практике: в одном из банков она действует в боевом режиме, планируются и другие внедрения. Рынок давно признал этот способ обеспечения информационной безопасности.

Доверенная среда

Думается, что создание доверенной среды смело можно назвать последним словом в деле безопасности, конечно же, на сегодняшний день. Потому что дальше будут новые угрозы и новые способы их обезвредить. Но мы говорим о том, что есть сейчас. Суть этой системы можно описать достаточно просто: при необходимости провести операцию клиент, независимо от того, где он находится, хотя бы даже и у себя дома, подключает к используемому им компьютеру специальное устройство, которое, в свою очередь, не использует операционную систему этого компьютера. Это главный момент. В компьютере пользователя может находиться вредоносная программа, которая способна искажать данные. Речь идет о ситуации, когда клиент подписывает документ и на экране видит, что именно подписывает, а в реальности банк получает другую сумму и, может быть, другой счет транзакции. Так вот, наличие такой программы не будет иметь никакого значения, потому что в данном случае компьютер будет действовать просто как передатчик информации, к которой он не имеет ни малейшего отношения.

Эта технология уже сегодня позволяет клиенту спокойно подписывать банковские документы в доверенной среде и отправлять их в банк, не опасаясь искажения. При наличии доверенной среды искажение исключено. Алгоритм программы подписи документа устроен таким образом, что если кто-то пытается исправить подписанный клиентом документ по пути в банк, то в банке, там, где документ получают, это становится сразу видно. В доверенной среде нет операционной системы, нет доступа к Интернету, а есть только прошитый код, который выполняет простейшую функцию: подписать и отобразить на экране. Следовательно, в дальнейшем исказить подпись невозможно.

Нет инсайдерам

Думается, об этом тоже следует сказать, хотя противодействие инсайдерам напрямую не связано с деятельностью разработчиков. Просто слишком это серьезная проблема, чтобы ее обойти.

Специалисты говорят, что, когда речь идет о серьезных проникновениях, о крупных атаках на банковские счета, как правило, не обходится без инсайдерской поддержки или социальной инженерии. Да, скажем еще раз, проблема серьезная (у того, кто решил продать информацию на сторону, на лице ничего не написано), но она решаема и решена давно.

По собственному опыту знаю: для того чтобы извести инсайдеров в любой компании, достаточно несколько месяцев, максимум полгода. Дело в том, что любая попытка «слить» информацию оставляет следы. Все, что необходимо для эффективной борьбы с инсайдерами, - это 100% контроль над действиями за компьютером, а также аудио- и видеоконтроль. Не обязательно, чтобы это были тайные меры, можно и нужно объявить о них сотрудникам и документально их зафиксировать, и люди будут понимать, что речь идет не о недоверии, а о мерах безопасности, включая их собственную в случае оказания давления на них со стороны.

Держи вора всем миром

И еще одной темы хотелось бы коснуться. Борьба с мошенниками будет куда более действенной, если мы начнем ее вести все вместе. Только согласованные усилия разработчиков и банковского сообщества могут привести к ощутимому результату. Компания БИС уже инвестировала средства в создание программы, благодаря которой банки смогут бесплатно регистрировать свои инциденты, связанные с попытками хищения денег клиентов.

Нужно понимать, что несанкционированное проникновение к счетам в банке А и мошеннический перевод средств в банк В - это не исключительная проблема банка А, потому что завтра с той же бедой столкнется банк С, потом банк D и т.д. Не разумнее ли действовать сообща, чтобы остановить мошенника-дроппера, пришедшего снимать наличность? Ведь сообща гораздо проще фиксировать дропперов и куда эффективнее с ними бороться.

Хотелось бы, чтоб Национальный платежный совет и Ассоциация российских банков проявили внимание к нашему предложению.

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году