Латвия за последние два десятилетия успела стать одним из основных банковских центров для бизнесменов постсоветского пространства. Ряд мер, принятых в 2012–2013 годах, обещает сделать сотрудничество с латвийскими банками еще более выгодным для инвесторов всего мира и, в первую очередь, из стран СНГ
Вступившие в силу с 1 января 2013 года поправки к закону «О подоходном налоге с предприятий» должны обеспечить Латвии почетное членство в клубе таких популярных у международного капитала государств, как Мальта, Люксембург и Нидерланды. А Соглашение об избежании двойного налогообложения между Латвией и Россией стало чрезвычайно приятным дополнением к новому холдинговому режиму для российских предпринимателей и инвесторов.
«Наш фокус — это Люксембург, Сингапур, Швейцария», — заявил в одном из недавних интервью президент Латвии Андрис Берзиньш. Подобное высказывание вряд ли может кого-то удивить. На протяжении последних двух декад Латвия упорно держит курс на привлечение в страну иностранного капитала. Этой цели служили и меры, принятые в 2010 году при либерализации иммиграционного законодательства, и изменения, внесенные за последний год в налоговую систему. Вступление в силу поправок к закону «О подоходном налоге с предприятий», принятых парламентом страны еще в 2011, стало поистине революционным событием на мировой низконалоговой арене.
Освобождение от налогообложения доходов латвийских компаний от продажи долей капитала и любых полученных дивидендов не является единственным значимым нововведением. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что новый режим не накладывает дополнительных ограничений на создание международных холдингов. В то время как почти все современные офшорные бренды — такие как Мальта, Австрия, Нидерланды, Швеция и другие, вводят дополнительные условия, — например, ограничение на процент участия в капитале или вид деятельности дочерней компании, — Латвия не намерена прибегать к подобным мерам. Единственным ограничением, накладываемым законодательством Латвии, станет отказ от распространения благоприятного режима на доходы, выплачиваемые в безналоговые страны из печально известного «черного списка», — такие как Багамы, Панама, Белиз. Однако эту меру сложно назвать необоснованной.
Стоит признать, что Латвия более чем стремительно движется по намеченному курсу. Уже сейчас страна может успешно соперничать за внимание иностранных, и особенно российских инвесторов с Эстонией и Мальтой. Процедура регистрации и условия налогообложения вполне сопоставимы, в то время как Мальта и Эстония проигрывают в области взаимовыгодных соглашений со странами СНГ. Нельзя не упомянуть, что Мальта находится в том же тревожном списке низконалоговых стран, что и печально известный Кипр.
Вступление в силу поправок к закону «О подоходном налоге с предприятий» стало поистине революционным событием на мировой низконалоговой арене
Разумеется, в силу исторических обстоятельств Латвии пока будет сложно конкурировать с такими холдинговыми мэтрами, как Швейцария или Люксембург, за которыми стоит сложившаяся за десятилетия репутация. Однако не лишним будет отметить, что и стоимость обслуживания компании в Латвии существенно ниже, чем у ее западноевропейских коллег.
Нельзя забывать и о чрезвычайно значимом для российских инвесторов моменте — финансовом сервисе на русском языке, предоставляемом Латвией. Немаловажным является и индивидуальный подход к клиенту, обеспечиваемый схожестью менталитета. В этой связи нельзя переоценить значение латвийско-российского Соглашения об отмене двойного налогообложения, вступившего в силу в 2012 году.
В первую очередь, конвенция гарантирует инвесторам значительное снижение налогов, удерживаемых при выплате инвестиционных доходов из России в Латвию. Вступление документа в действие снизит ставку по дивидендам на 5–10%, а по роялти — на 15–25%. Соглашение также приведет к увеличению финансирования российского бизнеса через латвийскую кредитную систему. Кроме того, новый документ устанавливает особую процедуру контроля над обменом информацией, касающейся инвесторов, призванной обеспечить необходимую конфиденциальность и при этом воспрепятствовать незаконной финансовой деятельности.
Выгода Латвии от сотрудничества с Россией более чем очевидна. Россия — родина основного потока туристов и инвесторов, получающих вид на жительство в Латвии, а также второй по величине торгового оборота партнер после соседней Литвы. При этом Латвия явно намерена держаться за Россию, учитывая экономический потенциал последней и ее относительную невосприимчивость к финансовым бурям, бушующим на территории Евросоюза и грозящим перекинуться к его соседям.
Стоит особо подчеркнуть, что еще задолго до принятия документов и поправок, обеспечивающих новый благоприятный режим, множество групп компаний — как российских, так и международных — уже выбрали Латвию в качестве базы для своих подразделений. А это означает, что, несмотря на отсутствие нескольких десятилетий опыта, как у Швейцарии или Люксембурга, Латвия все же может похвастаться определенной репутацией. Новый холдинговый режим и соглашение с Россией, в свою очередь, превращают Латвию в еще более желанного инвестиционного партнера. Простота регистрации и администрирования, низкая стоимость обслуживания и признанная международными экспертами стабильность латвийской банковской системы превращают Латвию в достойную альтернативу популярным офшорам высшего эшелона.
Начать дискуссию