Банки

Это было романтическое время, всем казалось, что мы идем в красивую жизнь

Что представляли собой первые банки? Несмотря на решение развивать этот вид деятельности без участия государства, первые сколько-нибудь значимые финансово-кредитные организации, конечно же, были созданы с участием государства. Яркий пример - Автобанк, который был создан Минфином. В течение длительного времени в нем находились государственные средства, в банк на ключевые должности пришли люди из министерства. Быть некэптивными кредитные организации в начале своего пути не могли.

Что представляли собой первые банки? Несмотря на решение развивать этот вид деятельности без участия государства, первые сколько-нибудь значимые финансово-кредитные организации, конечно же, были созданы с участием государства. Яркий пример - Автобанк, который был создан Минфином. В течение длительного времени в нем находились государственные средства, в банк на ключевые должности пришли люди из министерства. Быть некэптивными кредитные организации в начале своего пути не могли.

Первое время банки занимались примитивной выдачей кредитов, зарабатывали на разнице между официальной и реальной стоимостью денег. В советское время деньги стоили максимум 3%. Однако в то время уже появился спрос на рыночные, более дорогие ресурсы. Небольшую долю в банковском бизнесе занимали валютные операции, в конце 1980-х они были слегка легализованы по сравнению с классическим советским периодом. Поэтому банки смело меняли валюту с довольно большим спрэдом.

Еще одним направлением деятельности стало расчетно-кассовое обслуживание своих учредителей, тех, с кем банки в основном работали. Чуть позже, с 1993 года, они начали проводить операции с госбумагами, с государственными краткосрочными облигациями (ГКО), и банки стали больше походить на классические финансовые организации.

Взаимоотношения с государственными органами от чисто родственных постепенно переходили в сферу регуляторных. Но до выхода законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» (приняты 2 декабря 1990 года) эти отношения носили больше понятийный, чем регуляторный характер. В первое время надзор был очень слабым, как следует он заработал уже после 1998 года.

Признаюсь, что регулировать деятельность первых коммерческих банков было непросто. Приведу пример из моей практики, который я и Дмитрий Тулин считаем самым сложным (с 1978 по 1991 год Д. Тулин работал в Госбанке СССР, занимал должности от рядового сотрудника до начальника управления ценных бумаг, а с 1991 по 1996 год работал заместителем председателя Центрального банка РФ). Банк «МЕНАТЕП» продавал населению красивые бумаги, которые назвал акциями. Это было романтическое время, всем казалось, что мы идем в красивую жизнь, в рыночную экономику, и за этими бумажками стояли огромные очереди. Я, как представитель одного регулятора - Минфина, и Дмитрий Тулин, как представитель Госбанка СССР, встретились с руководителем МЕНАТЕПа Платоном Лебедевым. Мы попытались объяснить ему, что банк не может торговать бумажками и что это не акции, так как акция представляет собой набор других прав. На это нам в довольно грубой форме ответили, что регуляторного запрета нет и мы не имеем права что-либо регулировать, как и государство в целом. От этого разговора осталось ощущение то ли детского сада, то ли полного непонимания, то ли глобального обмана населения. Мы были сильно ошарашены и разочарованы. Мы не одержали победу в этой борьбе, однако опубликовали в газете «Известия» огромную статью с разъяснением для простых граждан следующих моментов: регулирования нет, но, люди, знайте, что это не ценная бумага, и у вас никаких прав не возникает.

Как готовились первые законы, призванные регулировать банковскую деятельность? Это позднее в подобных случаях нанималась крупная западная консалтинговая фирма, которая изучает международный опыт и адаптирует его для нашей страны. В тот период деньги в бюджете отсутствовали, нанимать кого-либо не было возможности. Но по линии обмена опытом, по линии добровольной помощи, по договору с главой Минфина СССР Валентином Павловым в России работали сотрудники Нью-Йоркской фондовой биржи. Они помогали нам в толковании действовавшего американского законодательства и тех ограничений, которые существовали в таких крупных саморегулируемых организациях, как Нью-Йоркская фондовая биржа. Питер Дерби, которого привез в Россию Григорий Явлинский (в то время заместитель председателя Совета министров РСФСР), очень интересовался созданием законодательства, хорошо знал законы о ценных бумагах. Нам элементарно помогали переводить импортное законодательство, ведь в то время мало кто умел читать сложную юридическую литературу на английском языке. Андрей Казьмин (президент, председатель правления Сбербанка РФ с 1996 по 2007 год -прим. ред.) в то время работал в нашем департаменте советником и курировал подготовку законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Но, конечно, в основном  законами  занимался Госбанк РСФСР.

В ходе подготовки двух выше­упомянутых законов шел спор вот по какому принципиальному вопросу: Минфину в целом и мне в частности казалось, что российское банковское законодательство должно содержать ограничения, как в законе Гласса-Стигала (Glass-Steagal Act, принятый в 1933 году в США закон, который запретил банкам одновременно заниматься кредитными операциями и инвестированием в компании). Закон говорит о «китайской стене» между розничным и инвестбанком, чтобы на «бабушек и дедушек», хранящих деньги в розничном банке, не распространялись риски инвестиционного банкинга. Идея построения «китайской стены» между этими двумя видами банкинга у нас не прошла. Дело в том, что в стране были единицы людей, которые понимали, что есть два вида банков и что существуют подобные риски.

В созданных в начале 1990-х годов законах я вижу массу положительных моментов. Во-первых, мы пошли по пути написания двух отдельных законов - «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Во-вторых, Центральному банку был придан необычный для тоталитарной страны статус независимого регулятора. Ему было дано право самостоятельно регулировать отрасль и создавать собственные принципы ограничения деятельности коммерческих банков, выдвигать нормативы и осуществлять надзор за банковской деятельностью.

Еще один важнейший принцип, заложенный в законодательстве, - это ограничение видов банковской деятельности именно финансовыми операциями. До этих законов при банке можно было хоть завод держать, и все эти риски перемешивались.

Были и ошибки, прежде всего, в части законодательства о ценных бумагах. Оно было сформировано в виде Постановления Совета министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах» и в виде «Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в Российской Федерации», утвержденное Постановлением правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 78.

К сожалению, не были установлены должные ограничения ни для коммерческих банков, ни для эмитентов ценных бумаг. Гражданское и банковское законодательство сильно отставало от требований времени. Поэтому появилось большое количество квазиценных бумаг - МММ, телемаркеты и прочие пирамиды, их было очень много. Большинство кредитных организаций участвовало в торговле этими инструментами. И, конечно, должным образом не ограничивались риски валютных операций внутри самих банков. Никто не имел понятия о поддержании ликвидности балансов в должном положении. В 1995 году многие финансовые учреждения обанкротились именно из-за того, что их менеджеры элементарно не понимали, что такое риск ликвидности.

Начать дискуссию