Банки

Банки впитали лучшее из ИТ

Важнейшим элементом формирования системы коммерческих банков России за последние 25 лет стало информационное обеспечение их деятельности. Именно развитие автоматизированных информационных технологий легло в основу российской банковской отрасли с самого начала ее становления в новых рыночных условиях. Вместе с банками за минувшие два десятилетия рос рынок ИТ-компаний, которые становились партнерами кредитных организаций, предлагающими различные продукты, услуги, сервисы.

Важнейшим элементом формирования системы коммерческих банков России за последние 25 лет стало информационное обеспечение их деятельности. Именно развитие автоматизированных информационных технологий легло в основу российской банковской отрасли с самого начала ее становления в новых рыночных условиях. Вместе с банками за минувшие два десятилетия рос рынок ИТ-компаний, которые становились партнерами кредитных организаций, предлагающими различные продукты, услуги, сервисы.

Технологические подходы в российских банках за последние двадцать пять лет изменялись вместе с развитием финансового сектора и с эволюцией технологий.

«В начале 1990-х годов информационные технологии были направлены только на фиксацию учета любых сделок и операций, совершаемых вручную», – рассказывает ИТ-директор Нордеа Банка Аркадий Затуловский. В дальнейшем технологический аспект начал приобретать большую значимость, стал доминировать и в итоге заменил практически все ручные операции. «Полная замена ручного труда – это глобальная цель всех финансовых институтов, – подчеркивает эксперт. – Возможно, она полностью пока недостижима, но как цель вполне хороша».

По мнению руководителя направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов информационных технологий ХКФ Банка Виктора Ковалева, технологические подходы в процессе функционирования финансовых институтов за последние два десятка лет изменились радикальным образом. «За это время перемен произошло больше, чем за предыдущие 200 лет», – утверждает специалист.

Виктор Ковалев назвал три ключевых направления в ИТ, которые возникли с нуля и активно развивались последние 20–25 лет. Во-первых, это появление пластиковых карт в 1989 году. Во-вторых, вхождение России в SWIFT (международную межбанковскую систему передачи информации и совершения платежей). В-третьих, дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг, то есть привлечение их к самостоятельному управлению банковскими транзакциями в зоне своих полномочий.

По мнению Аркадия Затуловского (Нордеа Банк), среди направлений ИТ, сделавших за эти годы значительный шаг вперед в своем развитии, следует отметить технологии баз данных, телекоммуникации и виртуализацию. «На мой взгляд, их развитие определяло уровень ИТ в банках», – уверен специалист.

Роль ИТ в банках сильно изменилась

Наверное, ни у кого не возникает сомнений, что отношение к ИТ в банках за эти годы сильно изменилось.

Если раньше айтишник воспринимался как завхоз по компьютерам, то сейчас ИТ и бизнес идут рука об руку, их невозможно разделить.

«Я хорошо помню, что в начале 1990-х годов ИТ располагались где-то между административно-хозяйственным отделом и складом», – делится воспоминаниями Аркадий Затуловский. Именно в те времена родился термин «поддержка» применительно к информационным технологиям. Но со временем роль ИТ в банках стала резко меняться. Сейчас они, как правило, выделяются в специальное подразделение бизнеса, которое пока не генерирует прибыль самостоятельно, но без которого прибыль получить практически невозможно. «Наиболее технологически продвинутые банки уже поняли это. Думаю, что в ближайшее время мы увидим серьезное изменение роли CIO в банках», - прогнозирует ИТ-директор Нордеа Банка.

Виктор Ковалев (ХКФ Банк) считает, что к этой проблеме следует подходить с двух точек зрения. С одной стороны, если рассматривать информационные технологии как работу с информацией, то в этом смысле абсолютно любая банковская операция всегда основывалась на обработке данных и суть процесса практически не изменилась. С другой стороны, если смотреть на ИТ как на область компьютеризации, то здесь отношение к автоматизированной работе служащих банка стало принципиально иным. ИТ из модной «фишки» внутреннего делопроизводства превратились в абсолютно неотъемлемый и обязательный компонент банковского процесса.

Конечно, в жизни банковских ИТ были сложные периоды, которые совпадали с общими финансовыми кризисами в стране. Ведь при любом кризисе всегда происходит урезание бюджета, что зачастую вынуждало банковских айтишников использовать неэффективные, но дешевые решения.

Наряду с кризисами достаточно трудным периодом для ИТ стало активное формирование розничного банкинга в России. «Начало развития розницы в России стало гигантским испытанием как для банков, так и для ИТ-служб, - комментирует Аркадий Затуловский (Нордеа Банк). - Существующие тогда АБС не справлялись с таким количеством небольших операций, готовых кредитных конвейеров не было». Это при том, что все эти сервисы и процессы необходимо было создать еще вчера, иначе банк рисковал потерять долю на рынке. Возможно, именно с тех пор в кредитных организациях изменилось отношение к ИТ. Те банки, которые справились с возникшими проблемами, стали более эффективными, в том числе благодаря работе ИТ.

Автоматизация в банках

В первое десятилетие существования новой банковской системы России наибольшей популярностью пользовались моновендорные решения: один поставщик мог обеспечить банк комплексом систем, которые в совокупности были способны охватить все сферы его деятельности, от расчета зарплаты и внутренних хозяйственных операций до непосредственно банковских приложений - кредитов, депозитов и т.д.

Предполагалось, что в этом случае интеграция будет осуществляться автоматически, только за счет того, что все системы разработаны одним и тем же поставщиком. «В 1990-х годах все надеялись на то, что придет вендор и автоматизирует все», - говорит Аркадий Затуловский. Однако в начале 2000-х годов этот миф был разрушен. Кредитные организации пришли к пониманию того, что не существует такого поставщика, который обеспечил бы все их потребности. После этого начал активно внедряться подход best of breed - лучший в своем классе - банки покупали системы различных производителей.

«В банках начал шириться «зоопарк» систем, достаточно слабо связанных между собой, - вспоминает ИТ-директор Нордеа Банка. - Этот вызов рынка породил потребность в интеграционных решениях. Вследствие этого появилась известная ныне модель SOA. Сейчас, по моему мнению, рынок нуждается в компонентных решениях, интегрируемых между собой на основе стандартных протоколов и спецификаций. Пока предложение явно отстает от спроса». Кроме того, изменился подход к автоматизации в целом: период «лоскутной» автоматизации отдельных функций постепенно заменяется комплексным подходом по автоматизации всех бизнес-процессов банка.

Виктор Ковалев отмечает, что практически вся банковская деятельность представляет собой обработку информации: внесение, уточнение, изменение данных о клиентах и их счетах, а также обязательную формальную регистрацию всех проводимых операций. Это идеальная почва для внедрения инструментов компьютерной обработки. «Период осознания необходимости автоматизации был недолгим и давно прошел, - считает эксперт ХКФ Банка. - Сейчас почти во всех кредитных организациях идет этап развития и совершенствования существующих механизмов в интересах изменяющихся требований бизнеса».

Тренды ближайшего будущего

Эксперты отмечают, что в будущем информационные технологии будут доминировать в массовом обслуживании клиентов и ИТ-служба все больше будет напоминать специальное подразделение бизнеса банка.

«Поскольку сейчас тренд развития ИТ серьезно меняется, то ближайшее будущее банковских технологий, скорее всего, будут определять геолокационные сервисы, социальные сети (в широком смысле), мобильность и «облака», а также технологии, которые сейчас называют Big Data», - считает Аркадий Затуловский (Нордеа Банк).

По мнению Виктора Ковалева, ближайшим трендом как в российских, так и в иностранных банках станет внедрение Mobile в широком смысле этого слова. Такие мировые гуру ИТ, как Gartner Group, уже четко обозначили это направление как «Mobile Financial Services». Эксперт ХКФ Банка назвал четыре составляющих этого направления. Во-первых, мобильный банкинг - получение доступа клиентов к банковскому обслуживанию с мобильных устройств, смартфонов и планшетов. Во-вторых, мобильные платежи - новые варианты проведения операций через NFC, мобильные POS или сервисы операторов связи. В-третьих, новые социальные услуги - частные платежи, интернет-оплата, виртуальные покупки. Наконец, новые технологии современных мобильных гаджетов. Интерфейс взаимодействия людей с ИТ-системами принципиально меняется буквально у нас на глазах: появляются touch screen, Wi-Fi, GPS, HD Photo&Video.

В этом отношении перед российскими ИТ-компаниями и ИТ-подразделениями открывается безграничный простор для деятельности. Виктор Ковалев считает, что, в первую очередь, широкие перспективы открываются для российских банков, поскольку они обладают лучшим потенциалом по впитыванию в себя самых современных информационных технологий.

Игра на чужом и своем поле

Практически с первого дня существования российских коммерческих банков рядом с ними были компании, поставляющие им различные высокотехнологичные решения и продукты. Некоторые из компаний, начав с маленького офиса, в котором размещалось не более десятка человек, превратились к сегодняшнему дню в гигантов, располагающих штатом в несколько сотен, а то и тысяч сотрудников. При этом, как подчеркивают эксперты, «россияне» мало в чем уступают признанным лидерам высоких технологий и даже располагают некоторыми конкурентными преимуществами: они лучше понимают потребности клиентов, способны мыслить на перспективу, потому что работают в нашей стране и ежедневно чувствуют на себе реалии российского бизнеса.

«На мой взгляд, отечественные ИТ-компании практически приблизились к своим западным конкурентам. По некоторым вопросам они на том же уровне, а где-то уже опережают иностранные компании», - утверждает Аркадий Затуловский (Нордеа Банк). Однако есть направление, по которому российские компании серьезно отстают, - это наличие и роль службы архитекторов. По мнению эксперта, важность архитекторов не до конца понятна многим отечественным производителями, и результаты этого мы видим внутри отечественных АБС.

Сравнивая российские и иностранные ИТ-компании, Виктор Ковалев (ХКФ Банк) проводит следующую параллель: «Двадцать лет назад далеко не все россияне знали о существовании радиотелефонов и при этом большинство могло их увидеть только в голливудских фильмах, а сегодня iPhone 5 появился на московских «серых» прилавках на следующий день после старта продаж в Нью-Йорке. Аналогично этому доступ к технологическим новинкам отечественные ИТ-компании сегодня имеют еще на стадии их бета-тестирования». Таким образом, квалификационный разрыв между отечественными и зарубежными айтишниками ушел в прошлое.

«А теперь оцените, кто лучше поймет «хотелки» российского бизнесмена: близкий ему по ментальности российский ИТ-менеджер или какой-нибудь иностранный консультант?», - задает вопрос эксперт ХКФ Банка. И сам же на него отвечает: «Зарубежные ИТ-компании находятся в очень невыгодном положении игры на чужом поле».

Начать дискуссию