Экономика России

Перелом к лучшему. Минэкономразвития поменяло свою точку зрения на перспективы российской экономики

Буквально в апреле глава МЭР Андрей Белоусов предупреждал, что если не предпринять стимулирующих мер, то к осени страна может оказаться в рецессии. Спустя всего месяц глава ведомства излучает оптимизм. Во втором полугодии экономика будет расти выше 3%. Экономисты объяснили, чем вызвана подобная перемена.

Буквально в апреле глава МЭР Андрей Белоусов предупреждал, что если не предпринять стимулирующих мер, то к осени страна может оказаться в рецессии. Спустя всего месяц глава ведомства излучает оптимизм. Во втором полугодии экономика будет расти выше 3%. Экономисты объяснили, чем вызвана подобная перемена.

«Мы ожидаем, что уже во втором квартале произойдет перелом негативных тенденций, а во втором полугодии экономический рост превысит 3%», – сказал глава министерства Андрей Белоусов на заседании правительства, где рассматриваются сценарные условия развития экономики на три года.

«Уже во втором квартале произойдет перелом негативных тенденций, а во втором полугодии экономический рост превысит 3%»

По словам министра, еще в конце прошлого года Минэкономразвития предупреждало, что в первой половине 2013 года вероятна пауза в росте и что годовой темп роста ВВП может не превысить 3%.

«К сожалению, торможение роста произошло даже сильнее, чем предвиделось в прошлом году. Рост ВВП замедляется в течение пяти кварталов подряд со значений, близких к 5%, до 1,1% в первом квартале текущего года», – сказал министр.

Причины падения экономики

Белоусов назвал причины, из-за которых замедлился рост экономики. «Во-первых, это подавленное состояние мировых рынков. У нас нет роста экспорта в реальном выражении уже практически в течение восьми кварталов, а со второго квартала прошлого года даже в номинальном выражении объемы экспорта вышли на отрицательную динамику», – сказал он.

Второй фактор – это высокие процентные ставки.  «По кредитам свыше одного года предприятиям в первом квартале текущего года они превысили 12%. В сочетании с укреплением рубля это существенно снижает конкурентоспособность российских компаний и подавляет экономическую активность», – отметил министр, передает «Финмаркет».

Ужесточение денежной политики дополняется ужесточением бюджетной политики, особенно в части инвестиций. «В прошлом году сокращение государственных капитальных вложений составило в реальном выражении около 8%, в этом году ожидается примерно такое же сокращение», – добавляет Белоусов.

На фоне снижения инвестиционной активности государства отмечается падение инвестиций крупнейших инфраструктурных компаний – в прошлом году на 10%, а в этом году ожидается снижение на 12–13%. «Прежде всего это в газовой отрасли», – заметил глава МЭР. По его словам, капитальные вложения инфраструктурных компаний дают почти 30% инвестиций в российскую экономику, поэтому падение их инвестиций на 10% означает вычет примерно трех процентных пунктов из общего объема инвестиций.

«Эти тенденции привели к снижению оценок роста ВВП на текущий год с 3,7%, которые мы ожидали прошлой осенью, до 2,4%. Но даже для того чтобы достичь этой пониженной планки, экономическая динамика должна существенно ускориться», – считает Андрей Белоусов.

Что изменилось

Буквально за месяц прогноз Минэкономразвития о ситуации в российской экономике кардинально поменялся. Однако эксперты не видят в этом никаких противоречий и согласны с новым прогнозом ведомства.

«Пока антикризисные меры не имели существенного влияния на динамику роста экономики. Ни монетарные стимулы, ни фискальные в значительной степени еще не были задействованы», – говорит газете ВЗГЛЯД главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

Однако изменились ожидания по поводу Европы, говорит руководитель направления макроэкономики и финансов ЦМАКП Дмитрий Белоусов.По его словам, МЭР изначально строило три сценария. Самый оптимистичный дает по итогам года 2,9–3,1% роста экономики, умеренный предполагает рост на 2,4–2,6%, а третий – 1,2–1,5%. «Прогноз роста экономики на 2,5–3% в 2013 году при разных сценариях исходит из того, что у нас, во-первых, будет нормальный урожай, условно собираем 90 млн тонн зерна. Во-вторых, будет нормальный уровень инвестиций малых и средних компаний. В любом из этих сценариев второе полугодие должно быть лучше первого», – говорит Дмитрий Белоусов. Третий фактор, по его словам, – ситуация на внешних рынках. Третий сценарий развития российской экономики становится реальным, если грянет мировой кризис.

В апреле, когда МЭР предупреждало о рецессии в России, Европа выглядела плохо. Поэтому и была угроза того, что осенью в России будет рецессия. «Проблема в том, что мы сильно уязвимы к внешнему фактору. На тот момент, как мы помним, обсуждался кипрский кризис и как он может перекинуться на Грецию и дальше. Сейчас видно, что кипрский кризис проходит и не идет на другие страны», – объясняет Дмитрий Белоусов. Соответственно, снизилась и вероятность рецессии в России.

«Мы тоже не ждем рецессии в этом году, – говорит газете ВЗГЛЯД экономист по макроэкономике ФК «Уралсиб» Алексей Девятов. – Во втором полугодии будет умеренное ускорение темпов роста российской экономики. Прежде всего, мы рассчитываем на то, что начнет улучшаться ситуация в европейской экономике. Это поможет нам за счет роста экспорта и увеличения инвестиций. По итогам года рост будет на уровне 3%, вряд ли выше».

«Перелом действительно произойдет, – соглашается Ярослав Лисоволик. – Есть ряд факторов, которые будут способствовать ускорению темпов роста экономики во втором полугодии. Один из них – ускорение строительства и инвестиционной активности, которые мы ожидаем со второго квартала. Второй фактор – это рост сельскохозяйственного производства по сравнению с низкой базой прошлого года. Третий – это эффект от низкой базы второго полугодия прошлого года, когда рост был очень низким. С низкой базы будет легче расти и показывать высокий рост во второй половине этого года».

«Во второй половине года рост, скорее всего, будет превышать 3%. А по итогам года мы ожидаем 3% роста», – ожидает Лисоволик.

Рост экономики на 3% – это, конечно, хорошо, но России надо расти как минимум на 5% в год, и правительство это понимает, замечает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП.

Что делать

МЭР и Минфин озвучили план мероприятий по повышению темпов роста российской экономики. По мнению МЭР, необходимо снижение процентных ставок и повышение доступности кредитов. Среднегодовой темп роста кредитов предприятиям в 2013–2016 годах, по оценкам МЭР, должен составлять не менее 16–18% в год.

Вторая мера, по словам Белоусова, – это ограничение тарифов на услуги инфраструктурных монополий.

Кроме того, необходимы меры по улучшению предпринимательского климата, ускорению реализации «национальной предпринимательской инициативы», поддержке экспорта, малого бизнеса, повышению эффективности управления госкомпаний и ряд других, считает МЭР.

Минфин также направил в правительство несколько мер для стимулирования роста экономики. В частности, ведомство предлагает в рамках повышения эффективности бюджетных расходов в октябре 2013 года начать оптимизацию численности госслужащих и работников бюджетной сферы. По словам замминистра финансов РФ Алексея Моисеева, предыдущая оптимизация численности служащих была недостаточно эффективна. «У президента в указах написано: добиться повышения эффективности отраслей и повысить зарплату. У нас получилось, что мы просто стали больше платить», – сказал Моисеев, передает «Прайм».

По указу президента до 31 марта 2013 года число служащих должно было сократиться не менее чем на 20%. 

Также Минфин предлагает сохранить обязательную накопительную составляющую пенсионных взносов на уровне 6% для неопределившихся с выбором. Напомним, что с 1 января 2014 года отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии. 

В-третьих, Минфин предлагает увеличить государственные инвестиции в инфраструктуру за счет проведения пенсионной реформы и снижения трансферта Пенсионному фонду РФ.

Алексей Моисеев пояснил, что речь идет о направлении на инвестиции бюджетных средств, которые могут высвободиться в случае успешного проведения пенсионной реформы. «У нас есть колоссальная возможность для бюджетного маневра. Самая большая дыра, которая сейчас есть, – это пенсионная реформа. Если мы эту проблему решаем, у нас высвобождается сейчас больше 1 триллиона рублей, а к 2030 году – 7 триллионов рублей каждый год, и это открывает нам более широкие возможности для инвестирования Фонда национального благосостояния», – сказал «Прайму» Моисеев.

Вместе с тем, по его словам, если пенсионная система продолжит развиваться так, как развивается сейчас, то риски, связанные с нехваткой средств на выполнение пенсионных обязательств государства, могут реализоваться уже к 2020–2022 годам.

Эффект не скоро

Наиболее быстрореализуемой мерой поддержки экономики является помощь со стороны ЦБ, указывает Девятов. «Ближе к осени можем рассчитывать на снижение ставок. Инфляция к этому времени начнет спадать. Но я не спешу переоценивать влияние этой меры: серьезной прибавки к темпам роста экономики за счет нее мы не получим. Снижение ставок не будет радикальным. Мы ожидаем снижение на 50–75 базисных пунктов, что меньше 1%. Это даст экономике максимум 0,2–0,4 п.п. роста», – говорит Алексей Девятов.

Другие меры реализуемы на горизонте нескольких кварталов, и в лучшем случае эффект от них будет виден в 2014–2015 годах, говорит экономист. «Это и кардинальное улучшение предпринимательского климата, что, с моей точки зрения, под большим вопросом. Мы на это не особо рассчитываем. Это и реализация ряда инфраструктурных проектов, в том числе строительство дорог. Все это долгоиграющие проекты, и вряд ли мы можем рассчитывать на эффект от этих мер в этом году», – считает Девятов.

Ограничение тарифов

Одна из важных мер для стимулирования экономики страны – это удержание роста тарифов естественных монополий. Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение подготовить такие предложения. Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач уверил, что предложения по существенным корректировкам динамики тарифов естественных монополий на 2014–2016 годы будут подготовлены уже к понедельнику.

«Определенные корректировки должны вноситься, но так, чтобы это не нанесло ущерб инвестпрограммам Газпрома, сетевых компаний и в целом задавало ориентиры для рынка», – сказал Клепач.

Впрочем, в 2013 году будут сохранены те параметры роста тарифов, которые правительство утвердило ранее, передает «Прайм». Напомним, что с 1 июля тарифы на газ для населения вырастут на 15%. На тепловую энергию регулируемые тарифы в этом году возрастут на 10%, электроэнергия подорожает на 12–13%. Стоимость пассажирских перевозок в регулируемом секторе в 2013 году увеличится на 20%, повышение началось с января.

«Ограничение роста тарифов естественных монополий дает снижение издержек для всей экономики. Это серьезный фактор поддержки», – говорит Алексей Девятов.

«Высокие тарифы держатся в интересах крупных монополий, того же Газпрома. Но они являются только частью экономики. Дилемма такова: либо помогать крупным компаниям, либо помогать всей экономике. В течение многих прошлых лет крупные компании перетягивали одеяло на себя. Но поскольку сейчас ситуация тяжелая, часа весов постепенно начинает отклоняться в правильную сторону. Мы видим заявления правительства о том, что оно будет ограничивать рост тарифов, чтобы помочь экономике. Естественно, Газпром и другие монополии пострадают», – объясняет экономист ФК «Уралсиб».

«Впрочем, ограничение роста тарифов – это пока шкура неубитого медведя, потому что в этом году никаких изменений не будет. Что решат на следующий год – большой вопрос. Это уже не первая попытка ограничить рост тарифов естественных монополий. Мы наблюдали такую попытку в 2011 году. К чему это привело – тарифы были проиндексированы не 1 января, а 1 июля. И это было связано, скорее, не с экономикой, а с выборным циклом», – говорит Девятов.

По его мнению, радикального снижения темпов роста тарифов не произойдет. «Скорее всего, будет некая формула из серии «инфляция плюс 1-2 п.п.», что тоже хорошо, но не является революцией», – замечает экономист. Для сравнения: сейчас тарифы у разных монополий растут на 10–15% в год. При инфляции в 7% сейчас действует формула «инфляция плюс 3–8%».

Почему «1С:Бухгалтерия 8» — лучший выбор для автоматизации учета?

В современном бизнесе автоматизация финансовых операций становится неотъемлемой частью успешного управления. «1С:Бухгалтерия 8» — это ведущая платформа в России для автоматизации регламентированного и управленческого учета, которая подходит организациям любого масштаба. В данной статье мы подробно рассмотрим основные возможности этой программы.

Почему «1С:Бухгалтерия 8» — лучший выбор для автоматизации учета?

Начать дискуссию