Кредитование

Банки строят «фабрики»

Несмотря на ухудшение предпринимательского климата и снижение доли кредитов МСБ в общем объеме российского рынка кредитования, крупные банки показывают увеличения числа кредитных сделок. Так проявляется тенденция, заложенная еще в 2012 году: банки стали выдавать больше маленьких кредитов. В корпоративный сектор приходят технологии розницы.

Несмотря на ухудшение предпринимательского климата и снижение доли кредитов МСБ в общем объеме российского рынка кредитования, крупные банки показывают увеличения числа кредитных сделок. Так проявляется тенденция, заложенная еще в 2012 году: банки стали выдавать больше маленьких кредитов. В корпоративный сектор приходят технологии розницы.

Согласно отраслевому исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», в прошедшем году темпы кредитования сегмента МСБ замедлились и составили 17% (4,5 трлн рублей в абсолютных показателях) против 19% годом ранее и 22% в 2010 году. Прогноз на будущее тоже не оптимистичный: в лучшем случае сегмент сохранит прежнюю динамику, в худшем – замедлится до 15% по итогам года. На этом фоне сообщения банков о 30-60% прироста портфеля МСБ вызывают недоумение. Тем более что с повышением страховых взносов многие микропредприятия ушли «в тень», предпочитая развивать бизнес на розничные кредиты, которые руководители берут как физлица.

Наталья Меремьянина, менеджер по работе с сегментом МСБ Абсолют Банка, отмечает, что сложившаяся ситуация обусловлена несколькими факторами: во-первых, многие российские банки испытывают дефицит ликвидности. Во-вторых, сами предприниматели несут дополнительные расходы, связанные с развитием бизнеса, речь идет в том числе о росте социальных страховых взносов. Некоторые аналитики сетуют, что банки увлеклись розничным сегментом, предпочитая высокодоходное кредитование физлиц развитию экономики. Но большинство сторонних экспертов считают, что корреляции между стремительным ростом розницы (динамика – 39% по итогам 2012 года) и падением кредитов малым предприятиям нет. Банки, параллельно с выдачей наличных и целевыми кредитами, честно привлекают вклады, так что физлица кредитуются в основном за счет других физлиц. Причины общего падения и показателей роста активов сегмента МСБ отдельных банков – в другом.

Большим везет больше

Райффайзенбанк, входящий в ТОР-20 страны по объемам кредитования сегмента МСБ, сообщает, что количество новых заключенных кредитных договоров в 2012 году увеличилось на 54% и составило около 3 900 договоров. При этом объем кредитного портфеля сегмента малого и микробизнеса на конец 2012 года составил 12 443 миллионов рублей: рост на 56% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. Во втором по объему портфеля банке, ВТБ24, темпы прироста составили 65%, Росбанк рапортует о 60% роста. Сбербанк, который занимает такую долю в этом сегменте, что по нему можно «мерять» рынок, вырос только на 18,5%, но его кредитный портфель превышает триллион рублей, что на порядок выше, чем совокупный объем кредитов МСБ всей десятки лидеров этого сегмента.

Важной характеристикой рынка кредитов МСБ является то, что в нем увеличивается консолидация. По расчетам «Эксперт РА», доля банков топ-30 по активам на рынке МСБ выросла за 2012 год на 0,6%, до уровня в 60,8%. Если рассмотреть показатели банков за пределами этой тридцатки, то темпы роста активов у них невелики, а во многих случаях – и вовсе отрицательные. Небольшие банки, в особенности – региональные, – в полной мере почувствовали на себе уход с рынка ИП и микропредприятий, а также дефицит ликвидности. Это и обеспечило невысокую динамику сегмента в целом.

Ускоритель выдачи

Однако в каждом отдельном случае высокий рост показателей – отнюдь не следствие ухода с рынка слабых. Прошлый год стал прорывом в сфере технологий кредитования малых предпринимателей: банкиры в работе с этим сегментом стали применять скоринговые модели. Это позволило увеличить валовый объем кредитования за счет сокращения времени рассмотрения заявок и удешевления самого процесса выдачи.

Андрей Степаненко, заместитель председателя правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса ЗАО «Райффайзенбанк», отмечает, что интенсивный прирост портфеля кредитов для малого и микро бизнеса связан в первую очередь с оптимизацией продуктовой линейки банка для этого сегмента клиентов. Ильнар Шаймарданов, директор департамента по работе с предпринимателями Росбанка тоже подтверждает наметившийся тренд: «Рост стал возможен благодаря полному реинжинирингу кредитных процессов, проведенных в конце 2011 года, а также внедрению новых продуктов на основе технологий, близких к розничным. Теперь кредит до 3 000 000 рублей можно получить за несколько часов без выезда на место ведения бизнеса и без залога».

Эффективность работы по «ускоренной» модели подтверждается результатами крупнейшего кредитора МСБ, Сбербанка. Трудно поверить, но в этом сегменте банковский гигант полноценно присутствует всего несколько лет. В данный момент продуктовая линейка «Кредитной фабрики» Сбербанка насчитывает около десятка продуктов, подразумевающих упрощенную процедуру выдачи средств предпринимателям. Крупнейший же частный игрок финансового рынка страны, Альфа Банк, чуть больше года назад выделил микропредпринимательство в отдельный сегмент, «Массовый бизнес», что также позволило существенно нарастить портфель.

Константин Протасов, начальник управления кредитования блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка говорит, что использование скоринговых моделей взамен классических моделей с принятием решений «в ручном режиме» широко распространено в Европе. «У России есть своя специфика, но и у нас банковский рынок склоняется к пониманию, что с малым бизнесом, в отличие от среднего и крупного, эффективнее работать "на потоке", с минимизацией цепочки принятия решений, - убежден г-н Протасов. - Крупные федеральные банки работают над ускорением и упрощением анализа клиентов на основе большой накопленной статистики. Пока не все из этого можно назвать классическим скорингом, на тех или иных этапах все еще не исключен человеческий фактор, и, тем не менее, что-то похожее на конвейерные решения есть уже у нескольких игроков».

Плата за скорость

Хотя Наталья Меремьянина отмечает, что в борьбе за клиентов банки готовы снижать процентные ставки, «быстрые» кредиты бизнесу обходятся, как правило, чуть дороже, чем обычные. Это неизбежное следствие упрощения процесса: на фоне повышения требований ЦБ к уровню достаточности капитала, банки вынуждены минимизировать свои риски. Ильнар Шаймарданов, описывая стандартный экспресс-продукт, перечисляет его характеристики: «Набор документов – минимальный: учредительные документы, договор аренды и документ, подтверждающий размер выручки. Предварительное решение принимается в течение часа, окончательное (в том числе выдача) – в течение дня. Ставки от 16 до 17,5 процентов сроком до трех лет. Кредит можно получить как на физическое лицо, так и на расчетный счет предприятия или предпринимателя по выбору клиента». Рыночные ставки по кредитом с более сложными процедурами выдачи начинаются от 10% годовых.

Однако г-жа Меремьянина отмечает, что клиенты не стали более безрассудно подходить к выбору займов: «Процентная ставка и скорость принятия решения – это то, на что клиенты в первую очередь обращают внимание при выборе банка. Я бы советовала посмотреть на совокупность факторов - наличие дополнительных комиссий по обслуживанию кредита (которые иногда могут существенно повлиять на стоимость программы), качество обслуживание, а также на наличие дополнительных бонусов для действующих клиентов». Пока нельзя говорить о том, что в «быстрые» кредиты перешли наименее качественные заемщики. Опрос кредитных организаций, проведенный МСП Банком в конце осени 2012 г., показал, что наличие сколь-нибудь значимых проблем у заемщиков отметили менее половины опрашиваемых банков. Ускоряя выдачу, банки, как отмечают аналитики «Эксперт РА», параллельно «завинчивают гайки» в риск-менеджменте. Стали более популярны фиксация ковенантов в кредитных договорах, заключение соглашений о внесудебном изъятии залогов.

Несмотря на это, нельзя не признать, что рынок живо откликнулся на предложения крупных банков. Ка выяснилось, малым предприятиям проще переплатить за заемные средства, чем ждать решения неделю и более. Ильнар Шаймарданов поясняет, что подобные модели, прежде всего, эффективны при работе с предприятиями сегмента микробизнеса: «Для более крупных сумм (от 10 000 000 рублей и выше) необходим более детальный анализ бизнеса. В то же самое время, такой продукт покрывает 80 процентов потребностей наших клиентов по причине удобства и простоты оформления. За год работы с продуктом, подразумевающим упрощенную схему выдачи, мы убедились, что качество портфеля практически не уступает привычным нам программам с выездом на место бизнеса и залогом», - говорит представитель Росбанка.

Ограничения потока

Перспективы 2013 года, несмотря на бурный рост «фабрик», не оставляют надежд на сколько-нибудь значимый рост сегмента МСБ. Аналитики инвестиционного холдинга «ФИНАМ» и агентства «Эксперт РА» сходятся на 12-15% роста; оптимисты надеются на сохранение 17%. Как поясняет Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», введение скоринговых моделей для кредитования малого бизнеса происходит достаточно медленно, ввиду высокой сложности налаживания такого вида оценки. «МСП – не то же, что розница, в нем создать типовой алгоритм определения кредитоспособности намного сложнее, и намного выше риски того, что программа будет давать сбои и пропускать некредитоспособные предприятия. Отрадно, что даже в нем все-таки стали появляться работающие скоринговые модели, которые должны снизить период ожидания одобрения в банке, увеличить пропускную способность сегмента и увеличить конечную прибыль банков. Думаю, что данный сегмент будет динамично развиваться. Все больше и больше крупных игроков будут внедрять данные нововведения, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества перед другими кредитными организациями», - убежден аналитик.

Сами банкиры тоже не считают, что «фабрика» будет автоматически продавать произведенные на ней финансовые продукты. Константин Протасов предупреждает, что наличие скориновых решений для сегмента малого бизнеса у банков, безусловно, является преимуществом, но не исключает острой борьбы за хорошего клиента. «Основное ограничение любого скоринга - это его плюс и в то же время минус - отсутствие индивидуального подхода. Конечно, и скоринговая модель предполагает некое разнообразие решений, но это все же стандартный набор, и подстроиться под любого клиента модель не сможет. Уровень дефолтности даже теоретически должен быть выше. Это как ручное и промышленное производство: во втором случае есть процент выбраковки, его даже можно просчитать. Но все же промышленное производство - это поток, а именно поток требуется банкам для эффективной работы с массовым сегментом заемщиков. За счет массовости и автоматизации себестоимость выдачи скорингового кредита ниже, и даже при повышенном уровне дефолтности у банков, построивших грамотные скоринговые модели, есть возможность оставлять ставку на приемлемом уровне», - убежден представитель Альфа Банка.

Антон Сороко напоминает о таком внешнем ограничителе скорости выдачи, как государственный регулятор: «ЦБ проводит политику по замедлению рынка потребкредитования. Банки задумались над тем, что этот рынок является высоко рискованным, и начали перемещать свою активность в другие сегменты: традиционное кредитование МСП, ипотека, крупные корпоративные займы. Наличие залога делает эти виду банковских услуг удобнее в условиях замедления темпов роста экономики страны, и нестабильности на внешних площадках». Юлия Широкова, старший юрист Департамента юридического и налогового консультирования Консалтинговой группы «НЭО Центр», подытоживая прогнозы на текущий год, констатирует, что вряд ли стоит ожидать, что объемы или условия кредитования малого и среднего бизнеса банками в 2013 году принципиально изменятся. «Представляется, что развитие данного сегмента рынка в ближайшей перспективе за микрофинансовыми институтами, предоставляющих беззалоговое кредитование на небольшие суммы, а также венчурными и инвестиционными фондами, готовыми инвестировать в высокорисковые проекты с перспективой получения высокой доходности и не связанными нормативами Банка России», - поясняет она.

Начать дискуссию