«Увидел — купил» — любимая формула банкиров, делающих ставку на POS-кредитование, стала барахлить. Экспертам рынка стало мерещиться, что сегмент клонится к закату, однако банкиры и ретейлеры готовы с этим поспорить
Пора расцвета и заката
Спад спроса на специалистов, курирующих подразделения POS-кредитования (который наметился с середины прошлого года), нашел отражение в сокращении роста объемов выдаваемых займов. «Кадровый рынок всегда остается маркером состояния отрасли, — поясняет Юлия Винча, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» (направления «Финансы и банки»). — Спад активности работодателей, сокративших за последний год количество вакансий сферы POS-кредитования на 57%, стал сигналом об изменениях в доходности бизнеса». И действительно, если, по данным аналитического агентства Frank Research Group (FRG), в 2010 году рынок экспресс-кредитования увеличился на 43,5%, в 2011 году прирост составил уже 24,5%, а в 2012 году его темпы роста и вовсе снизились до 18,1% годовых. При этом за прошлый год объемы кредитов наличными и карточных кредитов увеличились на 49,4% и 90% соответственно.
Схожая картина была и на кадровом рынке: вместе с объемами бизнеса банки активно наращивали и персонал. При этом если рядовых менеджеров, предлагающих ссуды в торговых точках, многие банки предпочитали искать самостоятельно, подбирая под сложившуюся команду, то для поиска руководителей кредитные учреждения активно подключали кадровые агентства. «Посткризисные годы, особенно период с середины 2010-го по середину 2012 года, были отмечены активными движениями банков, которые искали персонал для курирования направлений POS-кредитования. Финансовые учреждения, оставшиеся работать в этом сегменте, спешили взять сливки с кадрового рынка и набрать новых перспективных руководителей. Через кадровые агентства банкиры искали руководителей направлений, а также директоров соответствующих департаментов. В вакансиях нуждался не только столичный рынок, но и регионы», — описывает ситуацию Юлия Винча, замечая, что в период спроса финансовые учреждения готовы были рассматривать кандидатов не только с опытом работы именно в сегменте POS-кредитования, но и в целом в рознице. В Москве руководителям направления банкиры предлагали оклад в районе 200–300 тыс. рублей».
Главным локомотивом бурного роста в 2010–2011 годах стала доходность направления. В то время (в отдельных случаях — за счет страховки и дополнительных, порой скрытых комиссий) реальная стоимость кредита по таким ссудам могла доходить и до неочевидных потребителю с первого взгляда 80% и даже 100% годовых. Неудивительно, что на фоне таких прибылей рынок кредитования в торговых сетях переживал динамичный рост. Заметив его, на рынок возвратились ушедшие ранее, испугавшись кризиса, игроки. Например, вновь в 2010 году занялся кредитованием в торговых точках банк «Ренессанс Кредит», отказавшийся от этого бизнеса в октябре 2008 года. В 2011 году повысил свою сниженную на время кризиса активность в этом сегменте и банк «Русский Стандарт».
Но, по мнению некоторых экспертов, именно популярность стала причиной спада. «Многие граждане вняли опыту друзей и родственников, которые имели похожий опыт кредитования. Также благодаря усилиям СМИ и депутатов люди стали более внимательно читать условия договоров», — говорит аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. Несмотря на то, что в последнее время POS-кредитование и продолжает расти, аналитики все чаще говорят о посткризисном насыщении этого рынка. Судя по цифрам, этот сегмент бизнеса действительно постепенно сходит на нет. Об этой тенденции свидетельствует и статистика Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Доля POS-кредитов в общем объеме розничного кредитного портфеля сократилась, по итогам февраля 2013-го, до 6,2%, говорится в отчёте ОКБ. За аналогичный период прошлого года этот показатель был на уровне 9,2%, а в феврале 2011 года — 15,56%.
Как замечают эксперты, одновременно упала и ставка по кредитам в торговых сетях. «В среднем на рынке POS-кредитования она составляет сегодня около 30%, нижняя граница теперь находится на уровне 20% годовых», — комментирует генеральный директор «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова.
Еще не вечер
Впрочем, банкиры и ретейлеры не соглашаются с остыванием рынка. Они в один голос заверяют: не спешите ставить крест на POS-кредитовании. «Кредиты в нашей сети — одна из самых популярных услуг. По итогам 2012 года, на долю кредитных покупок пришлось около 17%, — рассказывают в Валерия Шатковская, руководитель департамента потребительского кредитования «М.Видео». — С 2010 года мы бессменно работали с «Русским Стандартом», Ренессанс Кредит банком, Cetelem и Альфа-банком, а недавно также запустили пилот с ОТП-банком».
Банки также не верят в закат POS-кредитования. «Банк Хоум Кредит начал свою работу на российском рынке именно с POS-кредитования, и на протяжении вот уже 4-х лет мы удерживаем на нём абсолютное лидерство. По данным на конец 2012 года, доля подобных займов составляла 24,8% от объёма нашего кредитного портфеля», — уверяет Александр Антоненко, директор департамента потребительского кредитования Банка Хоум Кредит. При этом, по словам банкира, исходя из внутренней статистики, в кредитном учреждении не отмечают замедления темпов выдачи экспресс-кредитов. Объёмы выдачи кредитов в первом квартале 2013 года его банка даже выше, чем за аналогичный период в прошлом году.
О значении этого вида бизнеса для банка говорят и в Альфа-банке. «POS-кредитование – одно из ключевых направлений деятельности банка. По итогам 2012 года, портфель потребительского кредитования вырос на 44% до 36,8 млрд рублей, составив значительную часть дохода блока «Розничный бизнес»», — комментирует старший вице-президент, директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка Дмитрий Жиздюк.
Не отстает от лидеров рынка и банк «Траст», запустивший POS-кредитование лишь в 2010 году. За прошедшие два с половиной года он адаптировался к требованиям рынка. В результате, по итогам 2012 года, кредитное учреждение увеличило портфель POS-кредитов более чем на 60% — с 3,9 до 6,3 млрд. руб., показав таким образом рост выше рынка. «В первом квартале 2013 года у нас наметилась тенденция ежемесячного увеличения рыночной доли», — отмечает директор дирекции кредитных продуктов банка «Траст» Марина Ляшенко.
Своим поведением веру в этот бизнес, кстати, убедительно демонстрируют крупнейшие госбанки. Так, только во второй половине 2012 года пришёл на рынок экспресс-кредитования Сбербанк. Осенью прошлого года госбанк и французская группа BNP Paribas закрыли сделку по созданию совместного банка под брендом Cetelem, который занялся кредитованием в точках продаж. Не замедлил прийти в этот сегмент и другой крупный игрок — ВТБ. Почти одновременно со Сбербанком он анонсировал осенью 2012 года создание Лето Банка, также сосредоточившегося на экспресс-кредитах.
«Пережив уже не один кризис и замедление, рынок POS-кредитования не исчерпал себя, и банки не планируют отказываться от него в ближайшее время», — заключает директор дирекции развития продуктов и технологий ОТП Банка Александр Васильев. В пользу «живучести» и «непотопляемости» этого рынка банкиры приводят простой факт: типичный российский держатель навязанной ему работодателем зарплатной карты, получая зарплату, чаще всего снимает в банкомате наличные, а не расплачивается кредиткой в магазинах. Эту же тенденцию подтверждает и статистика Банка России, свидетельствующая, что доля оплаты населением товаров и услуг с помощью банковских карт растёт чрезвычайно медленно. Именно этот довод, видимо, и заставляет верить банкиров, что кредитные карты с непонятными населению овердрафтами никогда не заменят простые и понятные кредиты наличными в торговых точках.
При этом финансисты считают, что теперь, когда на рынок пришли даже госбанки, а первоначальный отложенный из-за кризиса спрос населения насыщен, рынок станет более цивилизованным. Кредитным учреждениям придется конкурировать уже на самом высоком уровне, улучшая качество предоставления услуг через внедрение новых продуктов на рынке, а также, например, через снижение ставки по кредитам. Финансисты уверяют, что готовы к уменьшению своей маржи, чтобы получить в итоге более надёжных заемщиков.
В доказательство своих благих намерений банкиры приводят в пример ставшие уже почти регулярными акции для заемщиков, когда они приобретают товар в торговой точке без переплаты или с минимальной комиссией. Таким образом финансисты надеются повысить лояльность клиентов. «В последние годы такие программы, как 0-0-24, 0-0-12 и т.д., которые были впервые проведены нашим банком, стали стандартом для рынка. Эти акции позволяют приобрести товары в рассрочку и без переплаты. В низкорискованных сегментах мебели или товаров для дома программы с минимальной переплатой в «1% в месяц» сегодня являются нормой. За счет таких акций и кредитных продуктов в целом POS-кредитование для банков часто менее маржинально, чем кредиты наличными или кредитные карты», — рассказывают в Банке Хоум Кредит.
Также банки повышают стандарты выдачи POS-кредитов через совершенствование IT-инфраструктуры. Важность развития данного направления эксперты связывают с особенностями бизнеса: необходимость принятия решения за несколько минут, работа с огромным количеством сотрудников и партнеров, требования по масштабированию. «В основном, наши усилия направлены на работу с фронт-офисной системой Siebel CRM», - рассказывает он. «Приоритетными направлениями для банков являются создание решений по возможности продаж более сложных комбинированных продуктов, а также POS-кредитование через каналы интернет-продаж», — рассказали в Альфа-Банке.
На кадровом уровне
Конкурировать банкиры также пытаются, требовательнее подходя к отбору персонала. В кандидатах на роль руководителей подразделений POS-кредитования банки ценят такие качества, как опыт работы, умение выбирать торговые точки и договариваться с нужными людьми. «Успех в этом бизнесе во многом связан с умением выстраивать отношения с партнерами и принимать решения, которые бы удовлетворили все стороны. Именно поэтому от сотрудников на данные должности также ждут таких качеств, как лояльность, гиперактивность и гиперобщительность, дипломатичность и клиентоориентированность», — говорит эксперт кадрового центра «ЮНИТИ». Подтверждает слова рекрутера и Александр Васильев, по словам которого, компетенциями успешного руководителя являются нацеленность на результат, умение налаживать стратегические взаимоотношения с крупными сетевыми компаниями, управлять рабочим процессом и организовать отличную команду сотрудников.
«Потребительское кредитование — это постоянное общение с внешней средой, с людьми: во-первых, с партнёрами, во-вторых, с клиентами. Соответственно, сотрудники банка, курирующие потребительское кредитование, в первую очередь должны быть коммуникабельными и общительными, умеющими разговаривать и договариваться, объяснять ценность услуги и уметь её продавать. Мы делаем мир финансов проще и удобнее», — поясняет Дмитрий Жиздюк.
С такими требованиями может показаться, что сотрудники отделов POS-кредитования будут стараться увеличить долю выданных кредитов без оглядки на качество портфеля. Это опасение отнюдь не беспочвенно. Дело в том, что ранее банки, халатно относясь к процедуре отбора заемщиков при экспресс-кредитовании, столкнулись с высоким процентом невозврата. На рынке POS-кредитования даже возник специальный термин — «оленеводы», означающий на банковском сленге граждан, которых мошенники развозят на автобусах по торговым точкам и на имена которых берут кредиты в обмен на небольшие суммы. При этом мошенники забирали себе купленную технику. В итоге банки получают по таким кредитам невозвраты.
Однако финансисты придумали, как с этим бороться. Так, в Банке Хоум Кредит заверили, что напрямую увязывают вознаграждение специалистов с качеством ссудного портфеля, который они формируют. «Чем выше уровень дефолта — тем меньше бонус. Если мы сталкиваемся с тем, что объём плохих кредитов растёт стремительно, это повод рассмотреть работу кредитного специалиста сотрудниками службы безопасности», — объяснили в банке.
Эксперт же кадрового центра «ЮНИТИ» рассказала, что после кризиса при наборе специалистов по POS-кредитованию банки стали уделять более пристальное внимание репутации сотрудников. «Стали поступать просьбы тщательно проверять отзывы о работнике и собирать о нем информацию в профессиональном сообществе. Иногда банки даже в открытую просили проверить, не был ли человек замечен во взятках», — отмечает Юлия Винча. По словам эксперта, доказать факт мошенничества сотрудника не так просто, поэтому, с одной стороны, поводом для отказа в приёме на работу может быть просто намёк на нечистоплотность со стороны бывших коллег. С другой — работодатели не торопятся обнародовать свои подозрения, и получить подобную информацию порой можно только благодаря доверительному и близкому общению рекрутеров «ЮНИТИ» с внутренними кадровыми службами.
При таком зрелом подходе банкиров как к созданию услуг, так и к формированию собственной команды экспертам остаётся только радоваться наступившему на рынке POS-кредитования охлаждению. Всем хочется верить, что, пережив пору расцвета и заката, один из флагманов банковской розницы — рынок — приходит в более спокойное и цивилизованное состояние.
Начать дискуссию