Проблемы в регулировании финансовой отрасли и связанная с ними череда скандалов вынудили Великобританию пойти на необычный шаг - пригласить на пост главы Банка Англии иностранца
14 сентября 2012 года Банк Англии опубликовал в The Economist объявление о поиске нового руководителя взамен Мервина Кинга, чьи два положенных срока истекали в июне 2013 года. В качестве претендентов на пост главы Банка Англии рассматривались кандидатуры руководителя финансового регулятора Financial Services Authority (FSA) Адера Тернера, директора «дочки» испанского Santander Теренса Бернса, руководителя Независимого комитета по банковской деятельности Джона Викерса, председателя европарламентской комиссии по монетарным и экономическим вопросам Шарона Боулза, а также заместителя главы Банка Англии Пола Такера. Однако в конце декабря 2012 года Елизавета II неожиданно для всех утвердила кандидатуру Марка Карни, занимавшего в тот момент должность управляющего ЦБ Канады. Ради того чтобы приступить к новой работе 1 июля 2013 года, Карни пришлось не только переехать из родной страны в Британию, но и принять второе гражданство. Естественно, всех интересовал и интересует вопрос, почему роль руководителя английского банковского регулятора решили доверить «варягу»?
Взять пример с Канады
На столь нетипичные меры англичане были вынуждены пойти из-за затянувшегося кризиса. Почему был выбран именно канадец? Считается, что Канада с наименьшими потерями прошла кризис и с точки зрения состояния банковской системы, и по общеэкономическим показателям. Канада первой из стран G7 вернула показатели ВВП и занятости к докризисным уровням. Карни понизил процентную ставку до исторического минимума, а также нашел возможность помочь банкам через фонды государственной канадской ипотечной и жилищной корпорации. Также у Карни сложилась репутация человека, который дает рынку определенные гарантии на будущее: он четко обозначает желаемый курс национальной валюты или уровень ставок. В конце июня 2013 года, еще не вступив в должность главы Банка Англии, Марк Карни призвал будущих подопечных убедиться в готовности к более высоким процентным ставкам.
В связи с этим министр финансов Великобритании Джордж Осборн выразил надежду, что Карни поможет реформировать национальную экономику. А пока ее производительность остается значительно ниже докризисного уровня. «Реальные доходы снижаются, и потребители проявляют осторожность в условиях шаткого рынка жилья и неопределенности с безработицей, - говорит аналитик по макроэкономической стратегии на глобальных рынках ВТБ Капитал Нил Маккиннон. - Правительство Великобритании внедрило достаточно жесткую налоговую политику, но отсутствие экономического роста и риск так называемой тройной рецессии означает, что эта политика не отвечает заложенным в бюджете целям».
«Великобритания переживает не самые хорошие времена: с одной стороны, наблюдается уменьшение ВВП на протяжении нескольких кварталов, что для Туманного Альбиона крайне нетипичная вещь, происходящая разве что во времена серьезных рецессий. С другой стороны, налицо скандалы в банковской сфере. Прогнозы по инфляции на 2013 год повысились до отметки в 3,5% против 2% годом ранее», - добавляет главный специалист управления операций на финансовых рынках банка «ИНТЕРКОММЕРЦ» Иван Кибардин.
В феврале 2013 года агентство Moody's лишило Великобританию высшего кредитного рейтинга, опустив его до уровня «Aa1». В апреле 2013 года агентство Fitch понизило рейтинг страны до «АА+». Причиной стали опасения по поводу замедления экономического роста в стране и роста долговой нагрузки.
По прогнозам Fitch, в 2015-2016 годах госдолг достигнет пикового значения 101% ВВП. Кроме того, рост ВВП Великобритании в 2013 году составит 0,8% (вместо ранее прогнозировавшихся 1,5%), а в следующем году - 1,8% (вместо 2%). Объем ВВП вернется на докризисный уровень лишь к 2015 году. Курс фунта падает, а дефицит бюджета растет и составляет уже 3,6% ВВП. Внешний долг в период с 2008 года увеличился с 600 млрд фунтов до 1,1 трлн фунтов. К началу июня 2013 года инфляция в Великобритании установилась на уровне 2,7%.
Правда, оценка роста ВВП Великобритании в первом квартале 2013 года по сравнению с предыдущими тремя месяцами была оставлена на уровне 0,3% по информации Национального статистического управления. Пересмотр данных за 2012 год показал, что в стране не было второй волны рецессии.
Туманная экономика
Нил Маккиннон (ВТБ Капитал) считает: необходимо восстанавливать инвестиционную деятельность и производительность, поскольку будущий рост под вопросом. К сожалению, немногое указывает на то, что это происходит.
Великобритания платит высокую цену за свой предкризисный кредитный бум, сделавший очень трудным процесс восстановления после так называемой рецессии балансов.
Для того чтобы британская экономика начала расти, нужно нормализовать ситуацию на внешних рынках. «В процессе оздоровления Лондону очень важно не разогнать инфляцию и мониторить рынок труда, который все еще остается слабым местом во всех без исключения экономиках Старого Света. Британским банкам необходимо учесть уроки кризиса, проверив свои балансы на предмет здорового соотношения собственных и заемных средств», - подчеркивает аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова.
«Экономика Великобритании в настоящий момент буксует: нет никаких изменений в темпах роста ВВП. В то же время мы отмечаем парадоксально высокий уровень занятости. Банк Англии уже выразил свои сомнения относительно достоверности цифр статистики», - отмечает главный аналитик Группы Nordea Андерс Свендсен.
Британии приходится серьезно урезать госрасходы. Семь министерств Великобритании, включая министерства юстиции, энергетики и связи, согласились сократить расходы на 10% в течение 2015-2016 финансового года, который начнется 1 апреля 2015 года. Около 144 тысяч британцев будут уволены с госслужбы ради сокращения бюджетных расходов. В 2015-2016 финансовом году бюджетные траты должны будут снизиться на 11,5 млрд фунтов.
МВФ, в свою очередь, раскритиковал эти планы правительства Великобритании, видя в них дополнительные риски для роста экономики страны. По мнению представителей Международного валютного фонда, Англия могла бы больше тратить в этом году на инфраструктурные проекты и снизить корпоративные налоги для ускорения темпов роста. По последним данным МВФ понизил прогнозы по росту ВВП Великобритании за 2013 год с 1% до 0,7% и до 1,5% на 2014 год.
Ни дня без скандала
Финансовый сектор страны тоже испытывает проблемы, причем порождены они не только общим неблагоприятным экономическим фоном, но и многочисленными скандалами и, как считают аналитики, несовершенством регулирования. До определенного времени Британия считала, что необходимо придерживаться мягкого подхода в регулировании финансовой системы. Когда начался глобальный экономический кризис, режим управления был несколько ужесточен. Однако наследие политики невмешательства проявляется до сих пор. Оно носит характер как банальной недооценки рисков, так и откровенного мошенничества. К первому случаю можно отнести пример, описанный Нилом Маккинноном (ВТБ Капитал). По его словам, банковская система Великобритании по сей день пытается должным образом оправиться от финансового кризиса 2007-2009 годов. «Инвестбанки Великобритании оказались в эпицентре американского ипотечного кризиса, при этом кредитные организации Соединенного Королевства сильно зависели от европейского долгового рынка. Банки Великобритании, которые действовали, по сути, как хедж-фонды, пострадали в результате воздействия кризиса на займы, выданные ими», - резюмирует эксперт.
Во время финансового кризиса вскрылось множество неприглядных историй, связанных с подделкой отчетности или другими манипуляциями в банках США, Швейцарии, Франции, Италии, но Великобритания поставила в этом отношении рекорды. Для банков это обернулось не только подрывом их репутации, но и серьезным финансовым ущербом: регуляторы стали налагать крупные штрафы на провинившихся «жирных котов».
В июле 2012 года были обнародованы первые результаты расследования о манипуляциях со ставкой LIBOR. Barclays признал факт нарушений и выплатил штраф в 453 млн долларов. В отставку ушли главный исполнительный директор банка Роберт Даймонд и председатель правления Маркус Эйджиус. Британский банк Royal Bank of Scotland был оштрафован британскими и американскими регуляторами примерно на 620 млн долларов. В том же месяце в сенате США состоялись слушания, посвященные деятельности HSBC. Банк подозревали в отмывании миллиардов долларов, принадлежащих мексиканским наркокартелям и «государствам-изгоям» - Ирану, Сирии и Северной Корее. В августе 2012 года финансовый регулятор Нью-Йорка пригрозил приостановить действие лицензии, выданной штатом банку Standard Chartered. Согласно заявлению регулятора «британец» скрывал факты осуществления нелегальных операций с иранскими финансовыми организациями в обход санкций США против Тегерана. По результатам разбирательств HSBC был оштрафован на 1,9 млрд долларов, из них 1,3 млрд пошло на выплаты компенсаций клиентам. Standard Chartered потерял 327 млн долларов.
В июле 2012 года Barclays стал фигурантом нового дела, на этот раз по подозрению в махинациях при сделке с инвестфондом из Катара Qatar Investment Authority в 2008 году. В июне 2008 года Barclays сообщил, что получит около 5,8 млрд фунтов стерлингов от инвесторов, включая Катар, с использованием сложной финансовой схемы. Регуляторы заинтересовались тем, как Barclays удалось уговорить фонд национального благосостояния Катара вложить в финансовую структуру миллиарды фунтов стерлингов в разгар экономического кризиса. Одним из фигурантов расследования стал финансовый директор Barclays Крис Лукас. В феврале 2013 года Лукас и главный юрисконсульт банка Марк Хардинг подали в отставку. Новый генеральный директор Barclays Энтони Дженкинс заявил, что отказывается от бонуса (около миллиона фунтов стерлингов) по итогам 2012 года, который оказался крайне неудачным для банка.
В январе 2013 года Управление по финансовым услугам Великобритании (FSA) обязало четыре крупнейших банка страны - Barclays, HSBC, Lloyds Banking Group и Royal Bank of Scotland - проверить продаваемые ими продукты, предназначенные для хеджирования процентных рисков, в рамках проводимого регулятором расследования. По итогам проверки банки, возможно, будут вынуждены выплатить клиентам из числа представителей малого бизнеса компенсации. Это может обойтись им в сумму порядка 12 млрд фунтов. FSA отмечает, что имели место нарушения правил хеджирования и информирования клиентов о сути предлагаемых продуктов: многие компании, приобретавшие деривативы, не осознавали, какие риски несет или снимает покупка.
Удавка для банков
Череда скандалов вынудила FSA избрать более жесткую стратегию. В отчете по финансовой стабильности Банк Англии рекомендовал FSA принять меры, чтобы капитал британских кредитных организаций отражал реальное состояние их активов и обеспечивал разумный расчет рисков. Он отметил, что прогресс британских финансовых учреждений в привлечении капитала замедлился, а доверие инвесторов по-прежнему остается на низком уровне. Одним из подтверждений этого является падение рыночной стоимости собственного капитала банков Великобритании в среднем на две трети от балансовой стоимости. «Важно, чтобы британские банки осознавали необходимость строгого соблюдения нормативных требований, иначе под ударом окажется целостность всей британской банковской системы», - говорит Нил Маккиннон (ВТБ Капитал).
По подсчетам Комитета по финансовой политике к концу 2013 года потребность британских банков в новом капитале будет оцениваться на уровне 25 млрд фунтов (примерно 38 млрд долларов). Ряд крупных британских кредитных организаций испытывает потребность в дополнительном капитале, например, Royal Bank of Scotland нужно не менее 13 млрд фунтов, Lloyds - около 8,5 млрд фунтов. Капитал понадобится как для защиты финансовой стабильности банков в случае появления новых «шоков», так и для выплаты штрафов.
Регулятор также заставит банки разделить риски различных видов бизнеса. Им придется отделить стандартные банковские счета и платежи от деятельности, связанной с рискованными инвестициями. Такая мера ударит по крупным игрокам - Barclays, HSBC и RBS. Если банк пренебрегает правилами, регулятор и Министерство финансов будут иметь право вообще разделить его, а не просто заставить отделить два вида бизнеса друг от друга. Если центробанк найдет нарушение, правительство примет окончательное решение применить к провинившейся организации крайние меры или заставить банк продать одно из двух подразделений. Об этом в феврале 2013 года заявил Джордж Осборн, добавив, что правительство также может усилить санкции против руководителей обанкротившихся банков, в том числе оно может начать применять такую «кару», как дисквалификация особо неисправимых «топов». Также с 2014 года Банк Англии планирует проводить регулярные стресс-тесты банков в целях проверки, насколько достаточными являются их капитальные резервы.
Как английские кредитные организации переживут этот непростой период? Мнения экспертов, опрошенных NBJ, разошлись. «Скандал с LIBOR еще не завершен. Ряду банков уже пришлось заплатить за участие в нем, и, возможно, на этом расплата не закончится. Но британские банки должны это выдержать. Риск возникновения новых скандалов существует, но для Англии важность финансового сектора очень велика, поэтому я считаю, что ужесточение правил игры не зайдет слишком далеко. Соединенное Королевство не войдет в единый банковский союз, соответственно, ему не нужно будет вводить налог на финансовые транзакции, как в половине стран еврозоны», - говорит Андерс Свендсен (Nordea).
Иван Кибардин (ИНТЕРКОММЕРЦ) настроен не так оптимистично. «Регулятор после последних скандалов решил резко «затянуть удавку». Предполагается, что банки будут обязаны списать свои «плохие» долги, коих у них немало. Вероятность же их докапитализации в ближайшее время не вселяет особого оптимизма. Более того, к подорванному доверию по отношению к финансовым институтам Соединенного Королевства прибавляется значительная потеря конкурентоспособности. Впрочем, это понятно, ведь никому не хочется снова затрачивать огромные средства на «ремонт» этого сектора, как было несколько лет назад», - комментирует ситуацию эксперт.
WHO IS MISTER CARNEY?
Марк Карни, уроженец населенного пункта Форт-Смит (северо-западные территории Канады), всегда был отличником. В школе он стал лучшим учеником в своем выпуске, затем получил экономическое образование в Гарварде (бакалавриат, 1988 год) и Оксфорде (докторская степень, 1995 год). До работы на правительство Канады он 13 лет трудился на Goldman Sachs - в Торонто, Токио, Лондоне, Нью-Йорке и других городах. В результате Карни получил обширные практические познания в области финансовых рынков и их инструментов с учетом региональной специфики. С 2003 года Марк Карни работал в Банке Канады, а в 2007 году 42-летний специалист стал самым молодым руководителем национального центрального банка среди всех своих коллег по G20.
В 2010 году Карни вошел в ТОП-100 наиболее влиятельных персон в мире по версии журнала Time. Как прокомментировало издание, главы ЦБ нечасто бывают молодыми, привлекательными и обаятельными, но Марк Карни объединяет в себе все три качества. Также он является членом совета директоров Банка международных расчетов (BIS) и председателем Комитета глобальной финансовой системы.
Начать дискуссию