Ирина Кузьменко
В последнее время российские банки все больше внимания уделяют развитию финансовых продуктов, связанных с внешнеэкономической деятельностью предприятий—клиентов банков.
Одним из наиболее привлекательных с точки зрения доходности продуктов для банков являются аккредитивы, применяемые при импортных операциях. Интерес банков к этому продукту объясняется, с одной стороны, ростом объемов импорта, а с другой — падением доходности по стандартным банковским продуктам и усилением конкуренции в сфере корпоративного кредитования.
В список банковских продуктов, рассчитанных на внешнеэкономическую деятельность предприятий, входят такие услуги, как выставление аккредитивов, выдача гарантий, организация целевого финансирования (торгового и проектного) со стороны зарубежных банков и кредитных агентств под конкретных клиентов банка. «Многие банки стали серьезнее относиться к этому сегменту бизнеса в связи с его быстрым ростом,— говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.— Рост покупательной способности российского населения обусловливает быстрые темпы роста не только импорта потребительских товаров, но и спрос российских предприятий на оборудование».
Одной из наиболее динамично развивающихся услуг банкиры называют аккредитивы (обязательство произвести оплату по предоставлению определенных документов). Эта услуга предоставляется банками при импортных операциях их клиентов. В настоящее время, когда доходность по кредитным продуктам падает, аккредитивы становятся все более привлекательными для банков с точки зрения доходности.
«Это достаточно сложный банковский продукт,— говорит начальник управления документарных операций Пробизнесбанка Оксана Радченко.— И нередко сотрудникам банка приходится помогать клиентам разобраться, какой вид аккредитива им нужен, так как многие из них никогда раньше с этим продуктом не сталкивались».
«Для клиентов аккредитивы— это возможность получения качественного обслуживания, близкого по технологии к private banking»,— соглашается вице-президент Оргрэсбанка Артур Боунегра. По его словам, чтобы банк начал работать с клиентом по аккредитивам, его сотрудники должны хорошо понимать специфику бизнеса клиента, что дает возможность банку более точно учитывать потребности клиентов в других банковских продуктах.
Самая простая схема с использованием аккредитива включает в себя российский банк, российского покупателя, иностранный банк и иностранного производителя. Например, российская компания заключает договор на поставку оборудования из-за рубежа и открывает в российском банке документарный аккредитив, подтверждаемый иностранным банком, приемлемым для поставщика. «Когда зарубежная компания произвела оборудование и осуществила отгрузку, она получает оплату от иностранного банка либо по предоставлению документов, либо по истечении предусмотренного периода отсрочки,— рассказывает Наталия Орлова.— В конечном итоге оплату производит российский банк, который в свою очередь получает средства от российского импортера по мере погашения его кредита».
«Таким образом, благодаря аккредитиву импортер получает возможность дополнительно контролировать прохождение сделки»,— говорит Оксана Радченко из Пробизнесбанка.
Технологическая сложность продукта позволяет банку устанавливать тарифы индивидуально в зависимости от клиента, с которым он работает. «Здесь у банков возникают два вида дохода,— объясняет вице-президент Оргрэсбанка Артур Боунегра.— Банки имеют возможность применять гибкую тарифную политику в зависимости от сложности услуги, а также получать достаточно большую процентную маржу. Сама маржа определяется разницей между стоимостью ресурсов, привлекаемых банком от западных финансовых институтов под своих клиентов, и стоимостью ресурсов, предоставляемых банком этим клиентам».
По оценке Наталии Орловой, годовой оборот российского рынка аккредитивов сейчас составляет примерно $7–8 млрд. «Этот рынок растет пропорционально росту объемов импорта, которые увеличиваются на 20–25% в год,— говорит она.— Соответственно, рынок аккредитивов увеличивается ежегодно на $1–2 млрд».
Схемы с аккредитивами на практике в России применяются потрем видам импортных поставок: ввоз оборудования, а также товаров для потребительского рынка и машиностроения. Теоретически на этом рынке может работать любой банк, имеющий генеральную лицензию, и обслуживать контракт импортера вне зависимости от вида бизнеса импортера.
Так же как и на рынке корпоративных кредитов, на рынке аккредитивов в России сложилась монополия госбанков, которые благодаря возможности иметь доступ к более дешевым ресурсам могут предлагать импортерам более низкую стоимость аккредитивов, чем частные банки. По оценке Наталии Орловой, процентные ставки по аккредитивам у госбанков составляют около 1,5–2% годовых, у крупных частных банков они достигают 2–2,5%, а банки третьей и четвертой десятки рейтинга выставляют аккредитивы под 3,5–4%.
«Однако в отличие от кредитования, где скорость выдачи кредитов практически одинакова как у госбанков, так и у частных банков, на рынке аккредитивов коммерческие кредитные организации работают более оперативно, чем банки с государственным участием, которые менее поворотливы в принятии решений по аккредитивам,— говорит Наталия Орлова из Альфа-банка.— Если частные банки оформляют контракты в течение нескольких недель, то у государственных банков на это может уходить до полутора месяцев».
Таким образом, по мнению банкиров, рынок аккредитивов является привлекательным для вхождения на него новых игроков. Поскольку он находится на начальной стадии развития, то конкуренция между банками здесь пока невысока, и даже у небольших банков есть возможность за счет скорости оформления контрактов составить конкуренцию крупным игрокам. «С усилением конкуренции на рынке кредитования все больше банков будут уходить в аккредитивы, поскольку конкуренция здесь ниже, а возможностей заработать может быть больше, чем в кредитовании»,— говорит вицепрезидент Оргрэсбанка Артур Боунегра.
Начать дискуссию