Банки

Рождение мегарегулятора

Какие первоочередные задачи придется решить Банку России в новом для себя качестве?

Какие первоочередные задачи придется решить Банку России в новом для себя качестве?

Горькие уроки мирового кризиса 2008-2009 годов, а также положительный опыт многих европейских стран, в частности Великобритании, Исландии и Японии, послужили поводом для учреждения в России финансового мегарегулятора. Работать новая структура начнет осенью текущего года. Таким образом, для создания мегаструктуры нашей стране потребовалось не так уж много времени - всего 14 лет.

Первое предложение по созданию в РФ финансового мегарегулятора прозвучало в далеком 1999 году, причем в качестве инициатора тогда выступила британская фирма Cadogan Financial Ltd, оказывавшая услуги как правительству Великобритании, так и частному сектору страны. В России это предложение если и услышали, то не прислушались: после прохождения острой фазы кризиса 1998 года было слишком много проблем, требующих немедленного решения. Вновь эта тема всплыла в первой половине 2000-х годов, но всерьез и на самом высоком уровне она стала обсуждаться уже после кризиса 2008-2009 годов. В 2012 году первый вице-премьер России Игорь Шувалов предложил конкретную схему объединения ФСФР и Центрального банка с целью создания мегарегулятора.

Скептики утверждают: для нормального функционирования мегарегулятора России необходимы твердая экономическая база, крупные и диверсифицированные финансовые институты, зрелый финансовый рынок, а все это под сомнением. Тем не менее мегарегулятор создан. NBJ обратился к экспертам с вопросом: какие, по их мнению, первоочередные задачи придется решать новорожденной мегаструктуре?

ГУ ВШЭ

Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института

Во-первых, требуется наведение порядка в сфере микрофинансирования. Поскольку этот рынок практически никем не регулируется, в нем происходят чудовищные вещи: с одной стороны, предоставляются кредиты по ростовщической ставке, превышающей 700% годовых. Это не оказание финансовых услуг, а ростовщическая деятельность, которая в большинстве стран запрещена законом. C другой стороны, строятся финансовые пирамиды (помимо Мавроди есть еще масса других). В Москве, Санкт-Петербурге автобусные остановки обклеены объявлениями о мгновенных займах.

Во-вторых, необходимо бороться с инсайдом. Это больное место нашего финансового рынка, который и без того достаточно слабо развит. Любой инсайд существенным образом позволяет хорошо «нагреть руки». Для эффективной борьбы нужно изучать законодательство США и Великобритании, формировать соответствующую законодательную базу и следить за правоприменением. С нашей судебной системой корректное правоприменение практически невозможно.

В-третьих, есть необходимость в снижении системных рисков российского банковского сектора, в частности в уменьшении его зависимости от внешних ресурсов. В РФ сложилась парадоксальная ситуация: в силу того что внутри страны высокие инфляция и процентные ставки, ресурсная база инвестиций во многом формируется за счет внешних источников.

Кроме того, у нас должна быть здоровая конкуренция. В настоящий момент условия для всех финансово-кредитных организаций разнятся. Госбанки получают более дешевое фондирование у государства, чем обычные коммерческие банки - участники финансового рынка оказываются в неравных условиях. Аксиома о том, что конкуренция является основой здорового экономического роста, нарушается нашим государством, которое делает все для того, чтобы этой конкуренции не было. Мы наблюдаем призывы к конкуренции, но в реальности происходят обратные действия.

Интерфакс ЦЭА

Михаил МАТОВНИКОВ, генеральный директор

ЦБ в роли регулятора должен будет перехватить знамя, которое ему передает Минфин, начавший большую часть необходимых преобразований.

Речь идет в первую очередь о реформировании пенсионной системы. Это необходимо для увеличения эффективного горизонта инвестирования, решения вопроса гарантии безубыточности. Пенсионные права граждан должны быть застрахованы, это повысит доверие людей к накопительной пенсионной системе и поспособствует их активному участию в добровольных программах пенсионного страхования. Это особенно важно на фоне сокращения федеральных программ.

Решение второй по значимости задачи по большому счету еще не начато. Отсутствующее звено российского финансового рынка - это, безусловно, страховые компании. Также важны вопросы, связанные со страхованием жизни, то есть с ресурсами, которые формируют наиболее длинные пассивы.

Кроме того, существует задача, которая, возможно, не будет стоять в качестве самостоятельной в повестке дня мегарегулятора. Ситуация с банковским надзором требует значительного урегулирования. Банковское звено продолжает оставаться слабой частью российской экономики. Если произойдет сильный внешний шок, то, скорее всего, мы получим очередной банковский кризис, он окажет самое негативное воздействие на темпы роста ВВП. Пока шаги, которые делаются в этом направлении, носят косметический характер. Они не могут гарантировать, что наша банковская система не станет жертвой ближайшего финансового потрясения.

Росгосстрах Банк

Александр ФАЛЕВ, председатель правления

Основная задача мегарегулятора - создание скоординированной политики на российском финансовом рынке c сохранением стабильности финансовой системы. Единые принципы и подходы к контролю со стороны Центрального банка - залог успешного финансового развития страны. Другие важные задачи - снижение инфляции и реализация планов по внедрению Базеля III. Уменьшение темпов инфляции на 1-2% годовых сегодня вполне реально при прогнозируемых 7% в годовом исчислении. Что касается нормативов Базеля III, то участникам рынка будет достаточно сложно интегрироваться в новые реалии международных стандартов, если они не получат поддержку регулятора.

Ассоциация региональных банков РФ

Александр ХАНДРУЕВ, первый вице-президент

Думаю, перед Банком России сейчас стоят три основные задачи. Во-первых, провести работу в рамках переходного периода по интеграции ФСФР в систему Центробанка. В данном случае возникает высокая управленческая нагрузка: к 956 кредитным организациям добавляются еще свыше восьми тысяч микрофинансовых посредников разного рода плюс участники рынка ценных бумаг. Возникает угроза непропорционального подхода к регулированию и надзору за деятельностью банков и микрофинансовых посредников. Нельзя допускать того, чтобы организации, привлекающие и вкладывающие деньги без системы страхования вкладов, были вне поля потенциального надзора.

Во-вторых, необходимо ограничить «аппетиты» крупнейших банков, прежде всего государственных, сделать шаги по восстановлению добросовестной банковской конкуренции. Это связано с реализацией Базеля III, который устанавливает повышенные нормативы капитала, новые подходы к управлению ликвидностью прежде всего для крупнейших банков. ЦБ явно задерживается с определением системно значимых финансовых институтов и установлением для них повышенных требований.

Третья и главная, на мой взгляд, задача мегарегулятора состоит в поддержании ценовой стабильности. Достаточно понаблюдать за текущим рефинансированием: на начало 2013 года Банком России было выдано 2,7 трлн рублей, тогда как в 2009 году этот показатель составлял три трил­лиона рублей. В настоящее время объем рефинансирования упал до 2,4 трлн рублей. Банк России по факту начал неоправданно смягчать денежную политику, стал брать на себя риски коммерческих кредитных организаций, это неверно. Как показывает общемировая практика, снижение процентных ставок, раздувание балансов центральных банков не ведет к стимулированию кредитования, а только увеличивает риски возникновения на рынке финансовых «пузырей».

Московская международная валютная ассоциация

Алексей МАМОНТОВ, президент

Мне сложно отвечать на этот вопрос, поскольку я весьма скептически отношусь к новоиспеченному институту мегарегулирования. Полагаю, что ничем хорошим это не закончится, более того, я легко себе представляю следующую картину: через несколько лет начнется разукрупнение этого мегарегулятора. Думаю, что это надуманный проект, поэтому не вижу, какие задачи он должен решать в первую очередь, а какие - во вторую, третью и т.д.

Банк России - это институт, который призван прежде всего регулировать деятельность коммерческих банков, данное положение закреплено в Конституции, в законе о ЦБ. Мне кажется, наделение его еще какими-либо функциями создаст более громоздкое управление, не такое эффективное. Мне было бы понятно создание мегарегулятора как абсолютно самостоятельного, нового института. Например, были бы выделены и переданы новой структуре функции регулирования небанковских организаций. Такие примеры существуют. В России же пошли по самому упрощенному пути, но при этом, на мой взгляд, неперспективному. Был институт, который худо-бедно регулировал банковскую систему, теперь на него дополнительно «навешали» функции по регулированию небанковских организаций. Что из этого выйдет?

ДжиИ Мани Банк

Эльман МЕХТИЕВ, член правления

Если называть вещи своими именами, то задача № 1 -осознание ЦБ себя в качестве мегарегулятора. Ведь в конечном счете относиться к тебе будут именно так, как ты относишься к другим. Для этого мегарегулятору надо перестать быть просто Центральным банком. Это означает изменение не только его отношения к различным видам финансовой деятельности, но и роли Банка России в написании законодательства, которое впоследствии будет регулировать подотчетные этому органы сферы бизнеса.

Тогда для решения задачи № 2 (четкие, единообразные и прозрачные правила для всех участников рынка) надо будет научиться не только избегать всевозможных конфликтов интересов, но и строить системный подход к работе с рынками и его участниками, в том числе с физическими лицами. Логичным было бы создание мегарегулятора по защите прав потребителей сферы финансовых услуг. Крайне важно, чтобы регулятор видел и консолидированную отчетность финансовых холдингов, и жалобы клиентов на все части этих холдингов.

Став мегарегулятором по сути, а не по названию, Центральный банк должен будет подойти к решению задачи № 3 - развороту рынка к финансовым учреждениям и финансовых учреждений к рынку. Лишь прозрачная и дееспособная финансовая система может заинтересовать потребителей своими предложениями. Только прозрачный и дееспособный рынок может быть интересен финансистам с точки зрения инвестиций.

Альфа-Банк

Олег ИВАНОВ, старший вице-президент

Мегарегулятор должен решить большое количество задач в абсолютно разных сферах.

Совершенствование законодательной базы - это важное направление, которое должно коснуться прежде всего самого мегарегулятора. После принятия закона о нем и внесения изменений в 47 законодательных актов, становится понятно, что закон требует уточнений, что он был принят впопыхах, в него были внесены поправки, которые, возможно, являются избыточными. Например, наделение Центрального банка полномочиями по контролю над сельскохозяйственными кооперативами. Наблюдается и обратная ситуация: отсутствие с его стороны контроля в отношении платежных агентов. И таких неточностей можно насчитать большое количество.

Вторую задачу также можно назвать внутренней, она связана с построением оптимальной организационной структуры мегарегулятора. Данная задача позволит избежать дублирования функций, эффективным и оптимальным образом влить кадры из структуры ФСФР в Центральный банк.

В новых условиях возникает важнейшая и ранее неизвестная задача - наведение мостов между банковским сектором и финансовым рынком. До создания мегарегулятора развитие банковского сектора возлагалось на ЦБ, который ограничивался размышлениями о платежах, депозитах и кредитах. Все, что связано с рынком капитала, развитием рынка акций, облигаций, производных финансовых инструментов, находилось в компетенции ФСФР. В данном случае создание мегарегулятора - это возможность собрать проблемные задачи банковской системы и «построить мост» между банками и рынком ценных бумаг для того, чтобы запустить движение денежных средств по следующему пути: от инвесторов в банки, затем через ценные бумаги в кредиты.

Газпромбанк

Екатерина ТРОФИМОВА, первый вице-президент

Во-первых, поскольку ЦБ получает полномочия ФСФР по надзору за всеми участниками финансового рынка, то одной из основных задач будет являться разработка унифицированных подходов к их регулированию с учетом специфики их деятельности. Чрезмерная зарегулированность может негативно сказаться на развитии отдельных секторов финансовой системы, поэтому необходим взвешенный подход.

В то же время приоритетом мегарегулятора должна стать выработка методов оценки и управления системными рисками. Передача ЦБ всех функций регулятора, с одной стороны, упростит задачу их оценки, но с другой - накопленный опыт подобного регулирования в мире крайне незначителен, и многие подходы придется разрабатывать с чистого листа.

В-третьих, важнейшей задачей ЦБ в новом статусе будет недопущение конфликта интересов внутри него самого, так как он объединит в себе одновременно и участника рынка, и регулятора различных финансовых институтов, и акционера крупнейших российских банков.

Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара

Алексей ВЕДЕВ, директор Центра структурных исследований

Основную задачу можно назвать интеллектуальной. Нужно определиться с системными рисками в финансовом секторе, параметрами и политикой макрорегулирования, наладить мониторинг системных рисков.

Если мы говорим о макропруденциальной политике, то необходимо перейти от надзора за отдельным банком к регулированию всей банковской системы, всего финансового сектора. Это одна из современных задач мегарегуляторов в мире.

Далее системные риски. Так или иначе кризис 2009 года показал, что центральные банки и существовавшие тогда мегарегуляторы не до конца понимали степень системных рисков, и сейчас во многих странах идет пересмотр подходов к их оценке. Главное - не допустить повторения глобального кризиса в национальном масштабе.

банк «Российская финансовая корпорация»

Андрей НЕЧАЕВ,президент банка, экс-министр экономики РФ

Могу сказать, чего мегарегулятору точно не надо делать: внедрять чрезвычайно формализованную, бюрократизированную и неэффективную систему банковского надзора за новыми объектами регулирования. Банки «стонут», но они уже привыкли к сложившемуся порядку вещей. Существующий надзор делает банковский бизнес менее рентабельным, но все же этот бизнес остается привлекательным. Инвестиционные и страховые компании, которые перейдут под надзор ЦБ, безусловно, привыкли к более мягким формам регулирования. Если в настоящий момент применить к ним бюрократизированный надзор, то наши финансовые рынки испытают серьезное потрясение.

Перед мегарегулятором встанет большая задача - сделать так, чтобы Россия стала инвестиционно привлекательной страной и на финансовых рынках не было злоупотреблений, которые нарушали бы права инвесторов и кредиторов.

Начать дискуссию