При выборе BI-системы необходимо ориентироваться на ИТ-стратегию банка
В любой организации действует правило: чем больше объективной и оперативной информации собирает руководство, тем выше вероятность принятия оптимальных решений, повышающих эффективность бизнеса. Именно системы Business Intelligence могут этому способствовать, поскольку представляют собой совокупность информационных технологий, программного обеспечения и практик, которые направлены на достижение задач бизнеса посредством эффективного использования всех имеющихся данных из самых разных источников. Крайне важным для предприятия является правильный выбор BI-системы.
Преодолеть море данных
Термин Business Intelligence, согласно определению аналитиков Gartner, означает инструменты для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые способны помочь бизнес-пользователям преодолеть море данных для того, чтобы синтезировать из них значимую информацию.
Сегодня BI-системы используются в крупных организациях, представляющих самые разные отрасли экономики, в том числе и в финансовых учреждениях. Развитие банка невозможно без понимания текущей ситуации в бизнесе и вектора его движения, поэтому Business Intelligence – это необходимая составляющая для выработки жизнеспособной стратегии кредитной организации. Чем лучше в банке будут понимать текущие операции и прогнозировать поведение клиентов, конкурентов, а также свои операционные возможности, тем результативнее и прибыльнее будет бизнес учреждения.
«Современные обстоятельства ведения бизнеса, характеризующиеся возрастающей жесткой конкуренцией и нестабильностью экономических условий, устанавливают повышенные требования к оперативности и качеству принимаемых решений на всех уровнях управления предприятием или организацией, – рассказывает директор департамента информационных технологий Росгосстрах Банка Андрей Бондарев. – Так, в нашем банке используются более ста различных ИT-инструментов, которые применяются во всех направлениях бизнеса – от документооборота до моделирования и перестройки бизнес-процессов. Одним из локомотивных векторов развития кредитной организации является сегмент розничного кредитования, а это большие объемы обрабатываемых данных, высокие требования к оперативности и качеству принимаемых решений, то есть это та информационная среда, где автоматизация хранения и анализа информации видится наиболее оправданной. Для решения таких задач подходящим считается программное обеспечение Business Intelligence».
Без BI-системы на сегодняшний день банкам не обойтись, уверен директор департамента информационных технологий банка «Стройкредит» Сергей Смирнов. Эксперт объясняет свою точку зрения: «АБС не могут решить задачи по обеспечению консолидации данных и предоставить достаточно мощные аналитические инструменты и приложения, которые банковский бизнес требует от ИТ». BI-системы, как поясняет эксперт, используются для сбора и анализа информации. Поскольку в банках, как правило, несколько информационных систем (АБС, процессинг, отдельные модули Retail или кредитный модуль), первая задача BI – собрать и систематизировать данные, превратив их в информацию для принятия решений. Обычно для этих целей используется хранилище данных. Вторая задача – анализ информации. В каждом банке собственные требования к аналитике, и от того, насколько профессионально установлены критерии построения отчетов зависит успех внедрения системы и ее дальнейшей эксплуатации. Одним из наиболее удобных инструментов отклика на стремительно меняющиеся требования бизнеса является построение быстрых аналитических запросов с помощью OLAP-кубов – многомерных массивов данных, которые могут быть реализованы на основе реляционных СУБД или с помощью специализированного программного обеспечения.
По мнению директора дирекции информационных технологий Нордеа Банка Аркадия Затуловского, практика использования BI-систем в российских банках распространена недостаточно. «До недавнего времени основной набор автоматизированных отчетов в финансово-кредитной организации создавался преимущественно в АБС. С развитием хранилищ данных (ХД) в банках появился спрос на BI-решения, который постепенно растет. Мы используем в своей практике разработки Microsoft в рамках проекта ХД, но планируем расширить их применение».
От необработанных данных к упорядоченной информации
Для того чтобы внедрение BI в финансовой организации было успешным, необходимо наличие нескольких факторов: поддержки руководства банка, вовлечения пользователей в процесс, грамотной организации обучения, необходимости обеспечить качество исходных данных и доступ к ним. Однако первым шагом при внедрении BI в учреждении должно стать определение целей и задач проекта. Только в этом случае банк получит ряд преимуществ от использования BI-систем. Основным, по мнению некоторых экспертов, является упорядочение сведений, полученных из различных источников, трансформация «сырых» данных, которые собираются в процессе ежедневной деятельности, в полезную информацию. BI-средства включают в себя способы, позволяющие легко получить доступ к этой информации и проводить манипуляции с данными, агрегировать их, обрабатывать и представлять уже как информацию, на основе которой можно принимать решения.
Еще одним преимуществом, которое предоставляет BI, является возможность превратить необработанные данные в информацию, позволяющую глубже понимать бизнес. Например, в дополнение к сведениям о количестве проданных продуктов может быть получена информация о том, как и какие акции и кампании влияют на тенденцию продаж, какие продукты лучше всего продаются в каждом клиентском сегменте в зависимости от времени года, региона продаж и других ключевых характеристик. Меняя параметры продаваемых продуктов, можно отследить влияние этих изменений на продажи. Обеспечивая возможность доступа к подобной интеллектуальной информации, BI позволяет организациям вести бизнес эффективнее.
выбор системы
В каждом банке вырабатывается собственная ИТ-стратегия. При выборе BI-системы необходимо ориентироваться на нее, и на ее основе формировать цели внедрения BI.
Критерии отбора системы должен определять не только руководитель ИТ-департамента - это совместная работа многих подразделений организации. Требования к BI должны формулироваться с учетом мнения конечных бизнес-пользователей. Например, к системе отчетности -на основе потребностей менеджеров и аналитиков, к системе управления бюджетным процессом - специалистов финансовых и экономических служб. При этом существуют вопросы, которые находятся в компетентности исключительно ИТ-директора: надежность решения, процедура поддержки и эволюция системы Business Intelligence.
Среди основных критериев оценки и выбора BI-систем Аркадий Затуловский (Нордеа Банк) называет, во-первых, функциональность, в том числе с точки зрения работы с гетерогенными источниками, большими объемами информации, с реляционными и многомерными базами данных, во-вторых, удобство для конечных пользователей и, в-третьих, модель лицензирования.
Как правило, топ-менеджмент организации, руководствуясь прежде всего универсальными критериями выбора системы, стремится видеть финансовое обоснование внедрения систем бизнес-аналитики. Такая оценка в основном проводится по двум показателям: совокупной стоимости владения (total cost of ownership, ТСО) и возврату на инвестиции (return on investment, ROI).
Использование показателя ТСО было популяризовано компанией Gartner. Однако эта модель не является единственной, и в настоящее время несложно выбрать другую методологию, которая даст адекватный результат. Кроме того, эксперты говорят о том, что существует ряд факторов, которые впоследствии могут значительно повлиять на величину показателя ТСО: стоимость поддержки, расходы на эволюцию системы, затраты на обучение персонала и т.д.
После выбора системы и ее внедрения возникает вполне закономерный вопрос: когда ждать отдачи от BI? Эксперты считают, что ответить на него непросто. «Посчитать реальный положительный business case от проекта BI достаточно сложно, - говорит Аркадий Затуловский (Нордеа Банк). - Но я абсолютно убежден, что при росте объемов данных только BI может обеспечить реальную картину бизнеса». Получение такой картины обязательно выльется в доходы.
Интеграция в ит-инфраструктуру и основные проблемы
При интеграции BI-системы в общую ИТ-инфраструктуру предприятия особых сложностей не возникает, но здесь есть свои нюансы. Чем больше в банке исходных систем, в которых ведется учет, тем тяжелее собрать всю информацию в одном хранилище и договориться о единых методиках расчета показателей. Сложность возрастает в зависимости от количества учетных систем кредитной организации. Чем больше настроено систем, тем дороже потом будет их включение в единую структуру BI и аналитики.
Обычно источниками BI являются несколько операционных систем, живущих активно не только в плане пополнения новыми данными, но и с точки зрения расширения данных, изменения их структуры. Нелегко поддерживать в актуальном состоянии все потоки данных. Можно переложить задачу агрегации и очистки информации на корпоративное ХД, но сложность задачи от этого не уменьшится.
Если говорить о проблемах внедрения BI в банках вообще, то, по мнению Аркадия Затуловского (Нордеа Банк), главной из них является то, что заказчики не до конца понимают, что им действительно нужно, а что nice to have (хорошо бы иметь). Другой проблемой, на взгляд специалиста, являются качество и наличие необходимых данных в типовых источниках, особенно в АБС банков. «Качество повсеместно плохое, продуктовых метрик практически нет. Как можно построить нормальную аналитику в таких условиях? - задается вопросом эксперт и сам же на него отвечает: - Придется вкладывать большие ресурсы в проекты, которые к BI напрямую не относятся».
Начать дискуссию