Интернет-банкинг

Технологичная нация

Опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показал: большинство россиян освоили технологические новинки и Интернет, но пускать банки в эту инновационную жизнь люди не спешат. Портал Банки.ру выяснял, многих ли сограждан можно назвать «гаджетоманами» и как привить населению доверие к дистанционным каналам обслуживания.

Опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показал: большинство россиян освоили технологические новинки и Интернет, но пускать банки в эту инновационную жизнь люди не спешат. Портал Банки.ру выяснял, многих ли сограждан можно назвать «гаджетоманами» и как привить населению доверие к дистанционным каналам обслуживания.

По данным исследования НАФИ, которое есть в распоряжении Банки.ру, жизнь каждого второго россиянина так или иначе сопряжена с использованием банковских продуктов и услуг. Логично, что больше всего сограждане пользуются зарплатными картами (43% опрошенных), на втором месте — кредитки (26%). Кроме того, у 58% населения открыт счет в банке (текущий или депозит).

Также в течение последнего года 14% респондентов освоили интернет-банк, а 17% — мобильный банк. Наиболее технологично продвинутыми оказались мужчины и женщины от 18 до 35 лет, причем мобильный банкинг также на удивление «охватил» людей до 45 лет включительно.

В НАФИ полагают, что на освоение клиентами новых банковских продуктов, в том числе инновационных, в первую очередь влияет возраст пользователей. «Не секрет, что банковские инновации проникают в массы именно через молодых и активных клиентов, которым интересно попробовать новые, прогрессивные сервисы и услуги. Еще одним важным фактором является информирование россиян относительно появившихся инноваций. Просвещение и рассказ про новые возможности часто вовлекает в процесс пользования и более старшие возрастные группы», — рассказывают в агентстве.

Гаджеты не рулят

Судя по исследованию НАФИ, с технологиями россияне знакомы, однако далеко не все находятся «в тренде». Персональный компьютер или ноутбук хотя бы раз в месяц используют две трети жителей нашей страны, обычный мобильный телефон — 87%. А вот популярные нынче планшеты и смартфоны не так востребованны у соотечественников — ими пользуются только 21% и 27% респондентов соответственно. При этом как минимум один раз в месяц бороздят просторы Всемирной паутины 70% опрошенных, а «зависают» в соцсетях — 60%.

Впрочем, лишь каждый пятый респондент делает покупки через Интернет. И на этом этапе весь прогрессивный онлайн-шопинг заканчивается — 37% респондентов оплачивают заказ наличными курьеру. Правда, 41% россиян все-таки используют безналичный способ оплаты картой. В то же время 24% выбирают одну из электронных платежных систем, 20% используют платежный терминал , а 11% производят оплату через мобильный телефон.

Как указывает директор департамента розничного бизнеса Росэнергобанка Александр Васильчиков, рост объемов операций по картам в Сети напрямую связан с развитиеминтернет-торговли. «Охват эквайрингом интернет-магазинов пока далек от предельного, и большинство сделок проходят с оплатой покупки наличными курьеру», — говорит он.

Не в смартфоне счастье

Не все опрошенные банкиры считают, что существует прямая зависимость между наличием смартфона или компьютера и популярностью дистанционных каналов банковского обслуживания.

«Здесь, скорее всего, имеет место обратная зависимость, — уверен специалист управления информационных технологий банка «Глобэкс» Дмитрий Пименов. — Первопричиной является интерес к использованию интернет-банкинга, следствием — покупка смартфона. Доверие к традиционным способам работы с банком превалирует над выигрышем во времени. Без желания владельца инструмент сам по себе бесполезен, будь то компьютер или смартфон».

Кроме того, отмечает Пименов, на данный момент население России не обладает достаточным уровнем компьютерной и финансовой грамотности, которая бы позволила всем свободно пользоваться не только интернет-банкингом, но и банковскими картами. «Не думаю, что в течение ближайших пяти лет ситуация кардинально изменится. Слишком мало внимания уделяется этим инструментам в обществе, в школе, в семейном кругу», — полагает эксперт.

По мнению начальника управления развития электронного бизнеса Пробизнесбанка Дениса Кравченко, на сложившиеся тенденции влияет и менталитет российского населения, которое до сих пор не хочет признавать новые технологии и если и пользуется ими, то «по минимуму и с опаской». Другой фактор — малая доля смартфонов у населения, хотя последнее время этот показатель стал расти.

Банкир также отмечает тенденцию к развитию автоматических функций по оплате различных услуг в банке (создание автоматических платежных поручений в интернет-банке), когда клиент просто совершает нужную ему запланированную операцию и забывает о ней. 

«Количество граждан нашей страны, владеющих смартфонами, безусловно, влияет на популярность мобильного банкинга, но этот фактор не вызывает беспокойства — россияне спешат приобрести «умный телефон», — обращает внимание Кравченко. — По некоторым данным, в первой половине 2013 года продажи смартфонов выросли на 45%, а их доля в общем объеме продаж мобильных аппаратов достигла 42%. Но это не единственная причина, влияющая на «потребление» мобильного банкинга. Одним из важных факторов является отсутствие у довольно больших групп населения нашей страны соответствующей потребности и привычки. Многие люди, как правило, старшее поколение, не слишком ограничены во времени и сознательно выбирают личное общение и посещение физических точек присутствия банка».

«Дело не только в гаджетах и доступе в Интернет. Вопрос в популяризации возможностей оплаты услуг ЖКХ, мобильной связи, услуг интернет-провайдерови просто банковских переводов через мобильный банк, — парирует Александр Васильчиков из Росэнергобанка. — Также дело в привычке населения держать деньги в наличной форме, а не на счете в банке, откуда можно сделать оплату безналичным способом. То есть нужно демонстрировать клиентам, что платежи можно осуществлять через мобильный банк, демонстрировать, что это удобно и незатратно».

Все будет, стоит захотеть

Банкиры уверены: большинство клиентов распробует дистанционные каналы, но на это потребуется время. Первый заместитель председателя правления Промсервисбанка Валентина Галицкая напоминает, что было время, когда и банковскими картами пользовались единицы. «Дистанционные сервисы появились позже пластика. И со временем количество пользователей дистанционных сервисов будет уверенно расти, — комментирует эксперт. — Немаловажный фактор — возраст пользователей. Держателями банковских карт являются россияне разных возрастов, в том числе и пенсионеры, которым также доступны зарплатные и социальные карты. Да, они владеют пластиком, но пользование для них чаще всего означает лишь снятие наличных в банкоматах (зарплата, пенсия). А вот пользователи мобильного или интернет-банкинга — это преимущественно именно активная молодежь. Эта аудитория умеет пользоваться Интернетом и рассматривает карту как ключ к различным возможностям. Онлайн-банкинг для таких пользователей — способ получать эти возможности в удобное им время из любой точки с выходом в Интернет в режиме «24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году».

Комментарии

2
  • Целестина

    Цитата:
    "«Здесь, скорее всего, имеет место обратная зависимость, — уверен специалист управления информационных технологий банка «Глобэкс» Дмитрий Пименов. — Первопричиной является интерес к использованию интернет-банкинга, следствием — покупка смартфона. "


    Странный вывод. Активно пользуюсь интернет-банкингом, а смартфона у меня до сих пор нет. И желания немедленно его покупать тоже нет :)

  • Красильников Вячеслав

    Целестина, Вы писали:
    "Цитата:
    "«Здесь, скорее всего, имеет место обратная зависимость, — уверен специалист управления информационных технологий банка «Глобэкс» Дмитрий Пименов. — Первопричиной является интерес к использованию интернет-банкинга, следствием — покупка смартфона. "



    Странный вывод. Активно пользуюсь интернет-банкингом, а смартфона у меня до сих пор нет. И желания немедленно его покупать тоже нет :)"

    Скорее всего имелся в виду не интернет-банкинг, а мобильный банкинг. Я сам тоже пользуюсь интернет-банкингом, смартфон для этого не нужен. :)

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Интересные материалы

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами