Банки

Осторожность не повредит

Хотя иностранные стратеги сохраняют интерес к приобретению российских банков, их подход к выбору потенциальных активов для покупки стал более взвешенным, чем в докризисный период

Хотя иностранные стратеги сохраняют интерес к приобретению российских банков, их подход к выбору потенциальных активов для покупки стал более взвешенным, чем в докризисный период

По данным Банка России число кредитных организаций с иностранным капиталом увеличилось за первые шесть месяцев 2013 года почти на 2% и к 1 июля достигло 248. По мнению аналитиков, несмотря на ухудшение общеэкономической конъюнктуры, иностранные инвесторы сохраняют интерес к приобретению российских банковских активов.

Риски против доходности

Финансовый рынок играет существенную роль в обеспечении сбалансированного развития экономики. Это безоговорочно признает банковское сообщество в своих программных документах. Одним из направлений развития российского финансового рынка является повышение капитализации сектора, в том числе за счет иностранных инвестиций в отрасль. В соответствии с опубликованной Центробанком информацией в первом полугодии 2013 года на территории России увеличилось количество кредитных организаций со стопроцентным участием иностранного капитала в собственных средствах. Так, если на 1 января текущего года количество таких организаций составило 74, то к 1 июля данный показатель вырос на 5,5%, до 77. И это несмотря на то, что по всему миру фиксируется спад инвестиционной активности, который вполне закономерен в условиях, когда ситуация в ведущих мировых экономиках остается нестабильной.

«Российский банковский сектор сохраняет свою привлекательность для иностранных инвесторов. Причина - ряд факторов. Прежде всего, в России наблюдается относительно низкий уровень соотношения активов банковского сектора к объему ВВП, что предоставляет возможности для опережающего роста банковской системы. Конечно, сейчас Банк России вынужден принимать макропруденциальные меры ограничительного характера вследствие наблюдаемых высоких темпов роста кредитования населения, что впоследствии может привести к снижению маржинальности данных операций. С другой стороны, эти меры призваны повысить надежность банков в условиях замедления роста экономики. Кроме того, относительно высокий уровень рентабельности в последние годы в целом по банковской системе создает возможности для опережающего увеличения стоимости акционерного капитала. Успешный опыт масштабной государственной поддержки банковского сектора в кризис 2008 года также благоприятно влияет на оценку российских банков, это относится прежде всего к государственным и квазигосударственным кредитным организациям», - считает первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.

По мнению заместителя директора группы «Рейтинги финансовых институтов» Standard & Poor's Натальи Яловской, российские банки интересны иностранным инвесторам, потому что банковский сектор в нашей стране показывает лучшие темпы роста и существенно более высокую доходность по сравнению с развитыми рынками. «В то же время инвестиционный климат в России по-прежнему слабый, и риски для иностранных инвесторов высоки. Можно сказать, что стратегические инвесторы, которые владеют контрольным пакетом в капитале банка и имеют лучший доступ к информации о деятельности банка и возможность принятия управленческих решений в ежедневном режиме, лучше защищены по сравнению с миноритарными акционерами. Для портфельных инвесторов, владеющих небольшой долей в банковском капитале, риски существенно выше в связи с тем, что они вынуждены доверять и полагаться на решения, принимаемые контролирующими акционерами и менеджментом, в то время как их возможности контроля и управления банком ограничены», -разъясняет ситуацию Наталья Яловская (Standard & Poor's).

Аналитик Банка БФА Яков Новожилов убежден, что российские банки остаются фундаментально недооцененными по сравнению с кредитными организациями других развивающихся рынков, если сравнивать по показателям P/BV и P/E, что связано с традиционными для России рисками. «Интерес к банковскому сектору РФ сохраняется еще и в связи c приватизационными историями крупнейших госбанков - Сбербанка и ВТБ. Второй фактор внимания - перспективы российского рынка кредитования. Так, степень закредитованности населения России остается низкой (23-25%), в Европе и США этот показатель около 100%», - комментирует эксперт.

Сдержанная позиция у руководителя департамента по работе с государственными органами Ситибанка в России Натальи Николаевой: «Вопрос не в заинтересованности в российских банковских активах, а в том, что мировая финансовая система на данном этапе своего развития занята в основном решением посткризисных задач и, как следствие этого, повышением уровня капитализации для соответствия Базелю III. Многие банки, в особенности европейские, для выполнения данных условий даже сокращают свои активы в зарубежных странах. Мы наблюдали такое и на российском рынке последние два года. Этот процесс еще не завершен. Да, рентабельность в России выше, чем во многих странах, но и риски выше».

Руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков в данном вопросе поддерживает эксперта Ситибанка. «Стратегические иностранные инвесторы сейчас озабочены не экспансией на развивающихся рынках (к ним они традиционно относят и Россию), а приведением своих показателей достаточности капитала в соответствие требованиям Базеля III. Это означает, что интерес с их стороны к российским активам останется минимальным. В то же время для портфельных инвесторов сейчас неплохой момент для покупки активов: даже хороший банковский бизнес можно купить недорого, а через два-четыре года, когда восстановится интерес стратегов, его можно продать им гораздо дороже. Однако иностранные портфельные инвесторы плохо разбираются в российских реалиях и зачастую преувеличивают риски ведения бизнеса в России», - полагает специалист.

Прощай, кэптив! мы не будем скучать!

Стратегические инвесторы заходят на банковский рынок не столько для извлечения прибыли из вложений, сколько с целью создания финансовой инфраструктуры для сопровождения нефинансового бизнеса, выступающего центром прибыли для соответствующей группы.

По мнению Екатерины Трофимовой (Газпромбанк), феномен банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, все еще актуален для России на фоне недостаточного развития индивидуального частного инвестирования. «Их доля в совокупных активах системы все еще превышает 20%. По мере диверсификации инвестиционной базы и развития рынков капитала подобная модель структуры собственности и бизнеса российских банков будет уходить в прошлое», - считает эксперт.

«Кэптивную бизнес-модель, - поясняет Наталья Яловская (Standard & Poor's), - некоторые собственники считают привлекательной в силу того, что интересы банка в этом случае подчиняются интересам группы, в которую входит финансово-кредитная организация». Однако такой подход, по мнению аналитика, не работает при сотрудничестве с банком, не связанным с группой особыми отношениями. Кредитные организации, ориентированные на обслуживание интересов связанной нефинансовой группы, часто незначительны по размеру. Такие небольшие банки не являются игроками, определяющими основные тенденции в российском банковском секторе, в отличие от больших универсальных кредитных организаций.

По мнению Натальи Яловской, куда больший системный риск могут представлять банки, которые стараются совмещать обслуживание интересов своих нефинансовых «матерей» с обслуживанием коммерческих клиентов, не связанных с банком, или даже большого числа частных клиентов. Наглядный тому пример -Межпромбанк, розничная «дочка» которого привлекла существенный объем вкладов физических лиц, это при том, что данный актив был известен на рынке как сугубо кэптивный. «В таких случаях неизбежно возникает конфликт интересов акционеров и клиентов банка, никак с акционерами не связанных. Чтобы минимизировать такие риски, Центральный банк старается контролировать и ограничивать операции банка со связанными сторонами. В России уровень банковских операций со связанными сторонами в среднем выше, чем во многих других странах. Кроме того, зачастую реальный объем таких операций еще выше того, который банки официально раскрывают. В свою очередь, в связи со сложной и зачастую непрозрачной структурой собственности банков и небанковских организаций возможности Центрального банка по контролю операций со связанными сторонами ограничены», - подчеркивает Наталья Яловская (Standard & Poor's).

С точки зрения главного экономиста ЮниКредит Банка Артема Архипова, подобная практика была достаточно распространенной в прошлом, в результате появилось высокое число так называемых кэптивных банков. Однако времена изменились, и теперь, по мнению начальника управления отчетности и связей с инвесторами РосЕвроБанка Михаила Чепкого, долю таких кредитных организаций можно оценивать как невысокую. «Большинство крупных ФПГ уже обзавелись собственными банками, а мелким невыгодно держать кэптивный банк только для своих нужд - он тут же превращается в самостоятельный бизнес, хотя и с приоритетом интересов компаний-владельцев», - говорит эксперт РосЕвроБанка.

Яков Новожилов (Банк БФА) поддерживает коллегу в данном вопросе: «Доля инвесторов, входящих в банковский бизнес для создания инфраструктуры, невелика относительно всей системы. Крупнейшим таким банком является МТС Банк, обслуживающий группу МТС. Помимо обслуживания нефинансовой группы кэптивные кредитные организации могут создаваться для снижения транзакционных издержек и для увеличения прибыли от основного вида деятельности. Например, в связи с программой льготного автокредитования количество банков, открытых автоконцернами, может вырасти».

Автобанки - кредитные организации, создаваемые крупными автопроизводителями, - эксперты в принципе склонны рассматривать их как отдельное явление. Приоритет деятельности таких структур заключается не столько в собственной прибыльности, сколько в стимулировании роста продаж продукции, производимой нефинансовыми группами. Регулятор реагирует на деятельность автобанков спокойно, поскольку обычно не они финансируют своих небанковских «матерей», а «матери» финансируют и докапитализируют их.

Не в доходах счастье, точнее, не только в них

Было время, и многие участники банковского рынка его хорошо помнят, когда потенциальные инвесторы встречали банк по одежке, обращая внимание в первую очередь на текущие показатели его деятельности, поскольку тогда не только на российском, но и на мировом рынках господствовали оптимистичные настроения. Текущие показатели умножались на определенный коэффициент, и потенциальный инвестор таким образом исчислял свои будущие доходы. Кризис «охладил» «горячие головы» и заставил тех, кто присматривается к российским банкам в качестве стратега или «портфельщика», принимать во внимание более широкий спектр критериев и фактов.

«Инвесторы смотрят на многие количественные и качественные показатели деятельности банков, причем не на какую-то конкретную отчетную дату, а за максимально возможный период времени. Особое внимание уделяется планам и проверке их достоверности, процессам моделирования и прогнозирования. Среди количественных показателей стоит отметить рентабельность капитала, чистую процентную маржу, качество кредитного портфеля, структуру фондирования, уровень дивидендной доходности. Но зачастую именно качественные критерии являются определяющими при принятии решений об инвестировании: структура и устойчивость клиентской базы, сбалансированность и прозрачность структуры собственности, качество корпоративного управления, структура сети и т.д.», - утверждает Екатерина Трофимова (Газпромбанк). Правда, как добавляет эксперт, необходимо помнить, что принципы и мотивация принятия решений у портфельных и стратегических инвесторов отличаются. Многое зависит от величины рассматриваемого пакета, а также наличия побочных интересов инвестора, связанных со сделкой. Если инвестор таким образом пытается, например, сблизиться с некой финансово-промышленной группой, ее собственниками, то индивидуальные характеристики рассматриваемого банка отходят на второй план.

По мнению председателя правления Нордеа Банка Игоря Буланцева, не менее важным, чем ключевые финансовые показатели, является информационная открытость банка, готовность его топ-менеджмента вести открытый диалог с потенциальными инвесторами. «Можно уже не упоминать необходимость подготовки отчетности в соответствии с международными стандартами, соблюдение рекомендаций Базельского комитета. Немаловажным является и наличие авторитетного аудитора, и рейтинга международных рейтинговых агентств. А если в списке акционеров банка появились такие имена, как EBRD или IFC, - для многих инвесторов это своеобразный знак качества и сигнал для начала обсуждения сделки M&A», - разъясняет эксперт.

«Как подготовить компанию для того, чтобы привлечь инвесторов, -большая многогранная тема, о которой написаны многочисленные книги, проводятся семинары, есть ряд консалтинговых компаний, которые зарабатывают на консультациях большие деньги. Можно отметить, что к таким показателям относятся, например, ясная и понятная структура собственности банка, уровень защиты прав акционеров с разными долями собственности (особенно миноритарных акционеров), прозрачность, детальность и оперативное предоставление аудированной и управленческой отчетности, стратегия развития банка, объясняющая «аппетит» к риску и соответствие риск-профиля банка его доходности. Кроме того, нельзя недооценивать важность профессионального уровня и опыта менеджмента кредитной организации, так как именно от менеджмента зависит воплощение стратегии в жизнь и обеспечение той самой доходности на вложенный капитал, на которую в конечном счете ориентируется потенциальный акционер», - считает Наталья Яловская (Standard & Poor's).

«Основными критериями для инвестора являются выживаемость банка, масштабируемость его бизнеса и прибыльность, - утверждает Артем Архипов (ЮниКредит Банк). - Однако акценты несколько сместились. Сейчас, как нам представляется, для новых инвесторов принципиально важными показателями являются стоимость риска и другие метрики качества управления портфелем кредитов. Это связано с несколько менее оптимистичными прогнозами относительно развития экономики, чем ранее. Существенными представляются и показатели основных банковских доходов (процентного дохода и комиссий). Банковская система кристаллизуется, и увеличение масштаба бизнеса не означает автоматического перехода в другую лигу. Как следствие, индикаторы размера банка, на наш взгляд, становятся менее важными».

«По сути, инвестор ищет банк, конкурентные преимущества которого позволят ему обеспечить приемлемый уровень RoE в течение горизонта инвестирования. Остальное - больше техника. Например, в цене традиционная открытость для потенциальных инвесторов, готовность и техническая возможность оперативно предоставить данные в разрезах, интересующих потенциальных инвесторов», - утверждает Михаил Чепкий (РосЕвроБанк).

Как бы по-разному эксперты не расставляли инвестиционные приоритеты, в одном они едины: кредитным организациям, намеренным привлекать портфельных и стратегических инвесторов, принципиально важно помимо текущей рентабельности иметь прозрачный бизнес, хорошее управление и внятную стратегию развития. Времена - не только на российском, но и на мировых рынках -настали такие, что потенциальные покупатели склонны оценивать в первую очередь свои риски, и только во вторую -доходы, которые они при благоприятном развитии событий могут получить.

Начать дискуссию