Центробанк составил для банков перечень компаний, подозреваемых в выводе денег из страны. К таким организациям Банк России рекомендует относиться с особой осторожностью. Участники рынка считают, что инициатива ЦБ не повлияет на отток капитала из страны, но зато добавит волокиты банкам.
Банк России формирует перечень российских компаний, операции которых будут иметь повышенную степень риска отмывания доходов. Об этом говорится в письме, поступившем на днях от регулятора кредитным организациям (есть в распоряжении портала Банки.ру). ЦБ отмечает случаи, когда компании, ведущие внешнеторговую деятельность, закрывают паспорта сделок в одном банке для перевода в другой, но в итоге ни в одну кредитную организацию потом не обращаются. При этом на дату закрытия паспорта перед резидентами внешние агенты имеют обязательства по долгу в рамках контракта, и их должен контролировать якобы новый банк. Это создает, по мнению ЦБ, условия для незаконного вывода средств из России. В Росфинмониторинге подтвердили существование таких схем.
Оформление паспорта сделки для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, обязательно по закону, говорит начальник юридического департамента Кредпромбанка Мария Крючкова. «В этом документе указаны полные данные по внешнеэкономическому контракту для валютного контроля. Отчетность банков по паспортам сделок обязательна, и предоставляется она ежемесячно», — подчеркнула юрист. Вообще, резидент имеет право открыть паспорт сделки в любом банке, а также перевести его в любую другую кредитную организацию.
Вышеописанная схема элементарна и одна из наиболее активно использующихся, сказал вице-президент UFS IC Юрий Красин. Как отмечает заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев, наиболее часто она применяется при сделках с компаниями из стран СНГ: Белоруссии, Казахстана, с Украины. «Сколько именно миллиардов долларов в год выводится таким образом, сказать сложно, так как схема активно используется также и для того, чтобы не платить ввозные пошлины за импортируемые товары, в том числе НДС», — добавляет Красин.
К организациям, которые попадут в перечень, со стороны банков будет особое отношение. Банк будет вправе закрыть счет компании, хотя такое допускается в исключительных случаях, прописанных в законе 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Банк России разделит перечень компаний на две группы: резиденты, кому нерезиденты должны более 80% от общей суммы платежей по контрактам, и компании, ожидающие выплаты в размере от 20—80% по соглашению. Иными словами, регулятор рекомендует отказывать клиентам первой группы в проведении операций и советует расторгать с ними договоры, согласно 115-ФЗ, объясняет Крючкова из Кредпромбанка. «Для второй группы клиентов банк должен решить самостоятельно, открывать ли счета таким клиентам или нет. В общем же Центробанк рекомендует относить операции с компаниями из указанного перечня к операциям с повышенной степенью риска отмывания доходов», — добавляет Крючкова.
Как говорит вице-президент Кредит Европа Банка Салават Исмагилов, с юрлицами первой группы банкам надо все-таки расставаться, юрлиц второй группы — тщательно изучать.
В список может войти около десятка тысяч компаний, сообщает Юрий Красин из UFC IC. «Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно взглянуть на число компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Около 80%, по большей вероятности, используют такие схемы», — уверяет Красин. Партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров добавляет, что, как правило, такими историями занимаются фирмы-однодневки. В начале 2013 года Центробанком и Федеральной налоговой службой был создан список фирм-однодневок, куда вошли 95,6 тыс. юрлиц. «Не все из них являются участниками внешнеторговых операций, но масштаб представить можно», — делится размышлениями Александров.
Все это несколько сократит для банков, занимающихся оформлением паспортов, число клиентов. А это минус, так как кредитным организациям всегда удобно иметь внешние контракты. «Они приносят заработок от валютного контроля, доход от оборота средств. С другой стороны, для банка важно иметь дело с компаниями, легально работающими в правовом поле», — говорит Мария Крючкова. В целом же это нововведение увеличивает бюрократическую нагрузку на банковский сектор, добавляет Александров.
По словам Красина, существуют «специальные» банки, которые сознательно идут на открытие фиктивных паспортов сделок. У них доход составляет несколько процентов от суммы, выводимой за границу, — обычно примерно 2—5%.
В целом в последнее время как со стороны ЦБ, так и со стороны Росфинмониторинга идет ужесточение в рамках пресечения отмывания доходов. Так, в августе этого года Росфинмониторинг расширил для банков список сделок в сфере недвижимости, о которых ему необходимо сообщать. То есть банки будут уведомлять о сделках с недвижимостью, если прописано условие о ее выкупе. Если сумма платежа за аренду достигнет 3 млн рублей, то банк будет обязан направить сообщение об этом в Росфинмониторинг. Кроме того, согласно указанию главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, банки с августа должны уведомлять Росфинмониторинг о расторжении договоров по депозитам, если это произошло по инициативе банка. Также Банк России формализовал критерии отзыва лицензий у банков, которые проводят сомнительные операции более чем на 5 млрд рублей или 5% дебетовых оборотов в течение одного квартала.
«Конечно, некоторые компании будут пытаться искать обходные пути, которых будет становиться все меньше и меньше. Рано или поздно останется только одно: вести честный бизнес», — верит в светлое будущее Мария Крючкова.
Как сказал один из участников банковского сектора, ужесточения в борьбе с отмыванием и далее продолжатся, но вряд ли это поможет устранить нечистые на руку компании. По его словам, теневые схемы востребованы экономикой, и сколько бы ограничений ни вводилось, будут находиться все новые и новые схемы незаконного вывода денежных средств. «На деле схемы по выводу средств, совершающиеся указанным в письме Центробанка способом, перетекут из маленьких и средних банков в госбанки. Там им будет легче затеряться, потому что в госбанках учет за валютными операциями ведется в автоматизированном режиме, да и клиентов много. Только автоматизированная система между банками и таможенными органами могла бы свести проблему на нет», — заключил банкир.
«Теневые схемы — это не проблемы банков или валютного законодательства. Необходимо повышать привлекательность российской экономики, и тогда не потребуется выводить капитал из страны незаконными способами. Кроме того, такими вещами в основном занимаются фирмы-однодневки, а это уже касается закона о регистрации юридических лиц. Вот корректировки в этой сфере возымели бы эффект», — заключила представитель Росфинмониторинга.
Начать дискуссию