Банки

МФО и банки: враги или партнеры?

МСП Банк - стопроцентная "дочка" ВЭБа, отвечающая за госпрограмму финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства - представила публике результаты исследования "Рынок микрозаймов для малого и среднего бизнеса: банки vs. микрофинансовые организации". Вывод кому-то может показаться неожиданным: банки и МФО друг другу не конкуренты, а скорее ступени одной лестницы, по которым на пути вверх поднимается начинающий предприниматель.
МФО и банки: враги или партнеры?
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

МСП Банк - стопроцентная "дочка" ВЭБа, отвечающая за госпрограмму финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства -  представила публике результаты исследования "Рынок микрозаймов для малого и среднего бизнеса: банки vs. микрофинансовые организации". Вывод кому-то может показаться неожиданным: банки и МФО друг другу не конкуренты, а скорее ступени одной лестницы, по которым на пути вверх поднимается начинающий предприниматель.

Статистическая база

В основу исследования легли данные о микрокредитах, выданных в рамках программы МСП Банка (1623 договора) и микрозаймах МФО "Финотдел" (3882 договора), а также результаты исследований Российского Микрофинансового центра.

Предельный размер микрозайма - 1 млн. рублей - определен в законе о микрофинансовых организациях. В отношении банковских кредитов ограничений закон не ставит, но для корректности сравнений авторы исследования ограничились этой же планкой.

Каждому свое?

По оценкам Российского Микрофинансового Центра (совместно с НП «МиР» и НП «НАУМИР») доля микрозаймов на предпринимательские цели составляет приблизительно 55% от общего объема рынка в 48 млрд. руб., то есть порядка 26,4 млрд. рублей. Количество заемщиков этого типа – порядка 250 тыс., из них около 20% (50 тыс.) – начинающие предприниматели. Более 70% микрозаймов предоставляется в малых городах и на селе.

Количество заемщиков, берущих займы на предпринимательские цели, по прогнозу Российского Микрофинансового Центра (совместно с НП «МиР» и НП «НАУМИР») увеличится с начала 2013 года на 50 тыс. и составит на 1 января 2014 года 300 тысяч.

Чем же различаются микрокредиты от банков и микрозаймы от МФО? И чем отличаются друг от друга получатели этих продуктов?

Что касается отраслей, в которых работают заемщики, то сходство тут почти полное: и там, и там больше половины составляют представители торговли (55% в банках и 57% в МФО), следующая по популярности сфера услуг занимает и там, и там по 28%. Но это, пожалуй, единственное сходство. По все остальным параметрам разница налицо.

Ставки - в МФО деньги дороже

В среднем по рынку ставки по микрозаймам на начало 2013 года составили 25,5% годовых. "Это именно средневзвешенная ставка, - пояснила Екатерина Сидорова. - Из 14 миллиардов рублей, которые были выданы МФО на развитие малого бизнеса, 3 миллиарда получены через программу МСП Банка и выданы по ставке в 20%, еще 6 млрд. руб. - из портфеля Минэкономразвития, выданы по ставке до 15%, и оставшиеся 5 млрд. руб. - это портфель частных МФО со ставкой около 50%".

Банковские микрокредиты ощутимо дешевле - средневзвешенная ставка составила 15,6% годовых. Правда, если посмотреть на микрофинансовые продукты банков, которые сформированы вне программы МСП Банка (то есть не представляют собой средства, полученные от государства по низкой ставке специально для кредитования малого бизнеса, то окажется, что их ставка выше средней на 3-4%.

Если же принять во внимание комиссии, то разница в эффективных ставках окажется еще более значительной: у банков размер ставки может превышать номинальный в 1,3 раза, а у МФО - до 2 раз.

Размеры бизнеса заемщиков

Заметно различаются и размеры бизнеса заемщиков. Если за микрозаймами обращаются компании со средней численностью занятых в 2-3 человека и оборотом в 1,5 млн. руб., то в банки приходят предприятия со средним числом сотрудников в 8 человек и средним оборотом в 12 млн. рублей. 96% заемщиков МФО - это индивидуальные предприниматели (против 56% у банков). Это и не удивительно: ИП и начинающим микропредприятиям сложно обеспечить соответствие формальным инструментам анализа рисков, применяемым банками. В случае МФО подходы значительно более гибкие.

Сроки выдачи. Микрокредиты - на более долгий срок

Сроки по кредитам сильно превышают сроки, на которые выдаются микрозаймы. 80% объема выдач приходится на микрокредиты сроком свыше 1 года, (в том числе 46% - сроком свыше 2 лет). В микрозаймах на срок свыше года выдается 79% продуктов, но на срок свыше двух лет - лишь 11%. Как следствие, средний срок по микрокредитам - 26 месяцев против 20 месяцев у микрозаймов.

Зато займы на срок до 6 месяцев в портфеле микрозаймов занимают 9%, а в портфеле микрокредитов - лишь 2%. Это свидетельствует о том, что за средствами на покрытие кассовых разрывов предприниматели чаще предпочитают обращаться в МФО, нежели в банки. 

Размеры займов. Микрокредиты - больше

Размеры займов также существенно различаются. Если средний микрокредит составляет 750 тысяч рублей, то средний микрозайм – около 300 тысяч рублей. 

Пересечение аудиторий

Анкетирование заемщиков показало, что 100% клиентов МФО до начала сотрудничества пытались обращаться за деньгами в банки. Среди банковских заемщиков, напротив, лишь 13% прошли через стадию работы с МФО. И подавляющее большинство из этих 13% не сказали про работу с МФО ничего плохого: более 60% ответивших охарактеризовали качество обслуживания как «хорошее» и «очень хорошее». Просто теперь они доросли до следующей ступени. В свою очередь, 81% клиентов МФО планирует продолжать штурм банковских высот. 

Банковские заемщики к сильным сторонам банков отнесли срок предоставления финансов, график обслуживания, работу с просрочкой и процентную ставку. А вот такие параметры, как требования к целевому назначению займа, финансовому положению заемщика, время принятия решения, требования к пакету документов и обеспечению займа, на их взгляд, куда более либеральны в МФО.  Что касается заемщиков микрофинансовых организаций, то ни по одному пункту они не видят решительного преимущества своих партнеров перед банками. 

«В сегменте финансирования малого и среднего бизнеса МФО и банки сегодня практически не конкурируют, - отметила генеральный директор ОАО «ФИНОТДЕЛ» Екатерина Сидорова. - Микрофинансовые организации являются своеобразным мостиком для предпринимателей между «финансовой изоляцией» и не всегда доступным банковским кредитованием, и предприниматели ценят это". 

Тем временем ожидается, что по итогам 2013 года рынок МФО вырастет в 2-3 раза, и бурная тенденция роста сохранится в ближайшей перспективе. Государство стимулирует этот рост. Достаточно сказать, что стратегия развития одного только МСП Банка, через который в настоящее время фондируется около 11% рынка микрозаймов, предусматривает рост государственной поддержки МФО с нынешних 4 млрд. руб. в год до 14 млрд. к концу 2016 года.

Начать дискуссию