Банки

Региональные банки? Нет, не слышал!

Фраза «региональные банки ущемляют, вытесняют и убивают» — давно у всех на слуху. Она кочует с конференции на конференцию, из доклада в доклад, из интервью в интервью

Фраза «региональные банки ущемляют, вытесняют и убивают» — давно у всех на слуху. Она кочует с конференции на конференцию, из доклада в доклад, из интервью в интервью

О том, как на самом деле живут банки в регионах и их клиенты, есть ли у банкиров-регионалов шансы на выживание «Б.О» решил спросить экспертов.

Оказалось, это непросто: фактически никто не занимается систематическими исследованиями того, что происходит в региональных банках. Данные ЦБ сводятся к тому, сколько и в каких регионах зарегистрировано головных офисов. Даже АРБР, судя по «Мониторингу банковского сектора» за первый квартал 2013 года, куда больше интересуется достаточностью капитала в банках BRICS и прочей «макроэкономикой», чем регионами. Вероятно, это означает, что на рынке попросту нет платежеспособного спроса на аналитику по регионалам.

Выяснилось также, что ситуация с региональными банками, как в старой шутке: «чего не хватишься, ничего нет». Нет единого понимания, что такое «опорный банк» (хотя модное словечко давно звучит со всех высоких трибун), а понятие «региональный банк» каждый эксперт трактует по-своему, согласно внутренним критериям относя одну и ту же организацию в категории региональных, мультирегиональных, и даже федеральных.

Столичный — не значит региональный?

Взять, например, Московский Кредитный Банк (МКБ), который его руководство позиционирует как региональный банк, поскольку весь его бизнес сосредоточен в одном регионе — столичном.

«Теоретически существует четкое определение того, какие банки считать региональными, а какие федеральными. Региональным является банк, деятельность которого ограничена определенной территорией, и в этом отношении МКБ, безусловно, попадает в данную категорию, особенно если учитывать, что именно так он себя и позиционирует», — говорит Гузелия Имаева, генеральный директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). И тут же оговаривается, что «достаточно трудно называть так столичный банк, входящий в топ-30 крупнейших банков страны».

НА ПИКЕ СПРОСА

По данным НАФИ, наиболее распространены среди потребителей зарплатные карты (42% взрослых россиян), потребительские кредиты (22%), срочные депозиты (9%) и вклады «до востребования (13%). Доля пользователей виртуальных или предоплаченных карт в России не превышает 2%, инвестиционными продуктами пользуется менее 4% россиян. То же можно сказать о дистанционном банковском обслуживании: доля пользователей интернет-банка не превышает 17%, доля пользователей мобильного банка (специализированных банковских приложений для смартфонов и планшетов) — 3%.

И большинство экспертов с этим соглашаются, но неМихаил Доронкин, заместитель руководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА». «Все зависит от специализации, концентрации бизнеса и позиционирования конкретного банка. Вообще, банк с головным офисом в городе Москва по умолчанию нельзя считать региональным, так как Москву не принято относить к регионам (как, впрочем, и Санкт-Петербург). Но часто банк имеет головной офис в Москве, при этом фактически его бизнес вынесен за пределы столицы. Это может объясняться как нежеланием конкурировать с огромным числом московских банков, так и спецификой бизнеса ключевых клиентов», — обтекаемо отвечает он.

Мультирегионалы

Еще сложнее обстоит дело с крупнейшими банками, традиционно относимыми в профессиональном сообществе к категории «региональный», такими как: Восточный Экспресс, Азиатско-Тихоокеанский Банк (АТБ), Уральский Банк Реконструкции и Развития (УБРИР), Ханты-Мансийский Банк (ХМБ), «Ак Барс» Банк и другие. У экспертов во многих случаях возникают разногласия.

«Восточный Экспресс работает почти в 70 регионах и является федеральным банком безо всяких натяжек. УБРиР сейчас активно наращивает свое региональное присутствие и, работая почти в 60 регионах, также попадает под классификацию федерального игрока. АТБ, на наш взгляд, уже перерос статус локального банка (работает в 18 регионах). Мы его относим к мультирегиональным банкам (уже не локальный, но еще не федеральный)», — вводит свою градацию Юрий Грибанов, управляющий партнер Frank Research Group.

Восточный Экспресс давно перерос рамки регионального банка, соглашается Михаил Доронкин. У АТБ, ХМБ и УБРИРа, по его мнению: «Несколько иная ситуация — все-таки они характеризуются региональной направленностью бизнеса. Хотя по масштабам бизнеса тот же ХМБ, скорее, относится к банкам федерального масштаба».

ТАБЛИЦА 1

Топ-10 региональных банков по величине розничного портфеля на 01.08.2013

Rank

Банк

ТИП

Портфель, 
млрд рублей

Доля рынка, %

22

Московский Кредитный Банк

Л

70,96

0,76

23

Ханты-Мансийский Банк

Л

69,64

0,75

31

«Ак Барс» Банк

Л

50,86

0,55

35

Запсибкомбанк

Л

44,14

0,47

40

Банк «Санкт-Петербург»

Л

37,23

0,40

47

Банк «Центр-инвест»

Л

23,35

0,25

51

Банк «Союз»

Л

21,52

0,23

61

БыстроБанк

Л

16,15

0,17

64

Банк «Кольцо Урала»

Л

14,34

0,15

65

Банк «Левобережный»

Л

14,31

0,15

Источник: Frank Research Group (К локальным отнесены банки, работающие не более чем в 10 регионах РФ)

Аналитик убежден, что четких критериев разделения банков на федеральные и региональные нет. «Все-таки каждый банк рассматривается индивидуально. В целом к федеральному банку я бы отнес крупный банк (входящий в топ-100), деятельность которого не сконцентрирована на одном регионе (то есть на него приходится менее 30–40% активов и пассивов), при этом он работает более чем в одном ФО». То есть неважно, в каком городе у банка головной офис.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНОВ

В аналитическом докладе «Розничное кредитование: акцент на региональных различиях» от 1 августа 2013 года Альфа-Банка указаны следующие особенности: — В 2010–2012 годах темпы роста розничного кредитования в регионах сильно различаются, а в некоторых портфель уменьшается. — С момента кризиса банки стараются избегать регионов, специализирующихся на обрабатывающей промышленности. — В 10 из 22 ключевых регионов прослеживаются повышенные риски. В этих уязвимых регионах проживает 18% россиян, и они обеспечивают 23% розничного кредитного портфеля, что указывает на наличие системного риска в секторе. Самый значительный уровень долга накоплен в Новосибирской, Воронежской, Самарской, Иркутской областях и Хабаровском крае (в сравнении с уровнем доходов). Кемеровская, Ростовская и Омская области имеют опасно высокую долю персональных кредитов в своих розничных портфелях. В Приморском крае и Волгоградской области рост розничных кредитов в 2013 году ускорился, тогда как в целом по стране рост экономики и розничного кредитования замедлились.

Критерии локальности

Внутренне непротиворечивая теория есть у Frank Research Group. «Мы считаем региональными банками те, которые работают не более чем в 10 регионах», — говорит его представитель. Если финансовая организация присутствует в 10–30 регионах — банк мультирегиональный, более 30 — федеральный (см. таблицу 1).

По этому критерию МКБ является не просто региональным, а крупнейшим региональным банком (что в принципе неудивительно, учитывая московскую «прописку»). За ним почти без отрыва следует ХМБ (доли рынка 0,76% и 0,75% соответственно), они также соседи и по общероссийскому рейтингу (22 и 23 места соответственно). Третьим идет «Ак Барс» с показателем 0,55% — он открывает четвертый десяток российских банков. А замыкают топ-10 регионалов банки «Кольцо Урала» и «Левобережный» с долей рынка 0,15% и 64–65 местами в общем рейтинге. Так что удельный вес крупнейших десяти регионалов очень отличается.

Гузелия Имаева уверена, что есть еще один критерий — субъективный, но точно отражающий позицию банка как регионального или федерального — это «осведомленность населения».

Для кого они опора

Еще сложнее разобраться в том, что же такое «опорный банк». Михаил Доронкин говорит: «Опорным банк обычно является для местных органов власти либо для крупных корпораций (в том числе государственных), то есть это банк, через который проходят крупные денежные потоки либо через который реализуются какие-либо местные госпрограммы. Например, Сибсоцбанк выступает опорным банком для Алтайского края; банк «Петрокоммерц» — для нефтяной компании «Лукойл»; Новикомбанк — для российской промышленности (один из акционеров банка — ГК «Ростехнологии»)». Таким образом, опорный — не всегда региональный.

ТАБЛИЦА 2
Показатели банковской отрасли по регионам в 2012 году

Источник: НРА

Банки в регионе

Их филиалы в регионе

Филиалы банков из других регионов

Соотношение
«свои-чужие»

Активы,
в млрд рублей

Доля, %

Активы на точку присутствия, млрд рублей

Центральный

565

110

437

1,54

23572

63,23

21,2

Северо-Западный

70

9

302

0,26

2670

7,16

7,0

Южный

100

103

359

0,57

1790

4,80

3,2

Приволжский

105

87

509

0,38

3933

10,55

5,6

Уральский

45

84

216

0,60

2072

5,56

6,0

Сибирский

53

23

307

0,25

2252

6,04

5,9

Дальневосточный

25

8

120

0,28

991

2,66

6,5

Кредитные организации (всего)

963

424

2250

0,62

37280

100,00

 

«Как повелось в 90-е годы прошлого века, это были банки, на которые опиралась в прямом и переносном смысле деятельность региональных администраций, — вспоминает генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. — Финансирование тогда было очень ограничено, и государство таким образом прибегало к кредитованию и обслуживанию социально значимых для региона проектов, гарантируя возвратность средств. Сейчас остались отдельные банки с тех времен. Их мало и они не выполняют таких функций, даже несмотря на то, что обслуживают и кредитуют ряд областных или административных проектов города». По мнению эксперта, к снижению их влияния и доли в экономике региона привела бюджетная дисциплина Минфина.

Мы считаем региональными банками те, которые работают не более чем в 10 регионах

Преимущества регионалов

«Локальные и мультирегиональные банки могут быть более гибкими по сравнению с крупными федеральными игроками», —отвечает Юрий Грибанов на вопрос, есть ли им что противопоставить госбанкам с их дешевым фондированием, все активнее разворачивающим бизнес в городах и весях. Эксперт вспоминает, что акция «проценты вперед» (клиент делает вклад в банк и сразу получает на руки будущие проценты по депозиту) впервые была запущена именно одним из региональных банков.

Впрочем, не все эти инициативы оказываются коммерчески удачными. «Ярким примером творческого подходам может бытьАлтайЭнергоБанк (АйМаниБанк), который в прошлом году запустил уникальный для российского рынка проект по предоставлению банковской франшизы. Проект по разным причинам был вскоре свернут, но остается примером маркетинговой мысли outofthebox», — говорит эксперт.

Успех — всегда вопрос модели. МКБ сделал ставку на западный капитал, а значит — отчетность и стандарты, что позволяет организации получать финансирование по линии IFC и активно занимать на рынке, привлекая как иностранных, так и российских инвесторов.

Ориентацию на «иностранцев» выбрал и банк «Центр-инвест» (шестое место в рейтинге Frank Research Group, 47 — в федеральном). Банк из Ростова-на Дону — города-миллионника —мало кому известен, даже в соседних городах ЮФО, что не мешает ему иметь 0,25%, а также представительства в Москве и Лондоне. Значительная часть капитала банка — средства иностранных банков развития, включая ЕБРР, а его конек — полное отсутствие столь популярного (и, как теперь всем очевидно, высокорискованного беззалогового кредитования — как для физлиц, так и для представителей сегмента МСБ). Это позволяет держать ставки по кредитам намного ниже среднерыночных.

Гузелия Имаева, которая пока относит Восточный Экспресс к региональным банкам, считает его модель наиболее перспективной. «Активное объединение с другими банками и развитие сети отделений различных форматов — как обычных, так и мини-отделений, также микроотделений в формате обычных стоек в торговых центрах, позволяет ему легко добираться до своих клиентов»,— поясняет она.

ТАБЛИЦА 3
Распределение банковского сегмента по регионам

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Изменение

Изменение, %

Прогноз 2015

Центральный

632

621

598

585

572

565

–67

–10,60

498

Северо-Западный

81

79

75

71

69

70

–11

–13,58

59

Южный

118

115

113

104

101

100

–18

–15,25

82

Приволжский

134

131

125

118

111

105

–29

–21,64

76

Уральский

63

58

54

51

45

45

–18

–28,57

27

Сибирский

68

68

62

56

54

53

–15

–22,06

38

Дальневосточный

40

36

31

27

26

25

–15

–37,50

10

Кредитные организации (всего)

1136

1108

1058

1012

978

963

–173

–15,23

790

«В настоящее время жизнеспособной моделью банковского бизнеса является модель, в которой нет акцента на универсальность. Стратегия должна быть четкой и сфокусированной, — убежден Виктор Четвериков. — Универсальная стратегия подразумевает попытку собственников подороже продать свое детище, намекая на присутствие всех направлений бизнеса. При этом большинство из них — тупиковые или по меньшей мере дотационные и убыточные».

Услуги не для всех

По вопросу о том, насколько равномерно охвачено население разных регионов услугами — то есть всем ли хватает банков и насколько сопоставимы тарифы, мнения у экспертов также отличаются. Юрий Грибанов считает, что тарифы отличаются незначительно, а услуг хватает всем. Виктор Четвериков говорит: «Разброс есть, данных нет».

Относительно равномерному охвату населения способствует то, что почти везде в регионах кроме собственных банков есть еще порядка пяти федеральных игроков, таких как Сбербанк, Россельхозбанк, и непременно кто-то из комбанков, специализирующихся на беззалоговых потребкредитах.

Хуже всего дела обстоят в Дагестане, констатируют эксперты. «Основная проблема: дискредитация банковской системы в данном регионе как таковой, ее криминализация, — убеждена Гузелия Имаева. — Говорить, что ситуация стабилизировалась, на данный момент рано, особенно сейчас, когда финансовая система РФ постоянно находится в состоянии ожидания изменений — то из-за разработки законопроекта об НПС, то из-за ужесточения требований к банкам со стороны ЦБ, то из-за создания макрорегулятора».

По некоторым оценкам недокредитован и Ставропольский край: он во многом схож с Дагестаном по социально-экономическому положению, но ситуацию там аналитики оценивают как «втрое лучшую», чем в Дагестане.

ТАБЛИЦА 4
Комиссии vs процентные доходы

 

ROA

ROE

ЧПД

КД

Банки с госучастием

2,8

20,6

74,0

20,0

Банки с иностранным участием

2,4

17,4

70,5

21,6

Крупные частные банки

1,7

14,2

71,1

22,1

Средние и мелкие банки МР

1,5

8,0

68,7

24,8

Региональные средние и мелкие банки

1,7

10,6

64,3

34,9

Наибольший охват услугами — вовсе не в Москве и Санкт-Петербурге, а на нефтяных северных территориях, считает Юрий Грибанов. «По количеству для массового потребителя услуг ситуация в регионах примерно одинакова. Качество может отличаться из-за дефицита квалифицированных кадров в том или ином регионе, — поясняет он. — Разница в обслуживании наблюдается в сегменте VIP-банкинга — в большинстве регионов просто нерентабельно содержать VIP-инфраструктуру из-за небольшого количества таких клиентов».

Повезло с клиентами

Гузель Имаева уточняет, что различия в количестве услуг существуют, скорее, не между регионами РФ, а между административными центрами и прочими населенными пунктами и зависят от наличия спроса. По мере удаления от Москвы и Санкт-Петербурга, а также других административных центров, снижается спрос на инновационные и карточные продукты, а также на сберегательные продукты.

Российский клиент очень непритязателен в своих потребностях и желаниях, уверен Михаил Доронкин. Исследования НАФИ подтверждают это мнение. Поэтому никогда нельзя быть уверенным в том, какой уровень сервиса ждет клиента даже в разных отделениях одного финансового учреждения.

«Качество обслуживания, например, в Москве в отделениях крупных федеральных банков может быть ниже, чем в регионах, и наоборот — офисы региональных банков в столице будут уступать по качеству обслуживания офисам в родном федеральном округе», — говорит Гузелия Имаева.

Большая часть банков до сих пор делает ставку на тарифы и условия предоставления банковских продуктов, а вовсе не на БДО или мобильный банкинг

Большая часть банков до сих пор делает ставку на тарифы и условия предоставления банковских продуктов и услуг для привлечения, удержания и повышения лояльности клиентов, а вовсе не на БДО или мобильный банкинг.

«В некотором смысле это даже оправдано, так как качество обслуживания не является определяющим фактором при выборе банка: порядка 69% потребителей скорее обратятся в банк с хорошими условиями, но недостаточно высоким качеством обслуживания, и только 16% предпочтут высокое качество обслуживания более выгодным тарифам», — поясняет руководитель НАФИ.

Вежливость и доброжелательность персонала не входят даже в десятку наиболее важных характеристик идеального банка в глазах потребителей — они интересуют все те же 16%. А вот скорость обслуживания важна для 45% клиентов, известность финансовой структуры — для 39%, широкая филиальная сеть — для 22%. При этом больше 56% клиентов, по данным НАФИ, предпочитает выстраивать долгосрочные взаимоотношения с узким кругом банков.


Начать дискуссию