Государство поддерживает внедрение систем электронного документооборота в банках, издавая соответствующие законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
С 1 января 2013 года согласно ст. 21.3 Федерального закона № 210-ФЗ банки должны быть подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также к сервисам ГИС ГМП. Для этого нужна соответствующая перестройка систем электронного документооборота (ЭДО). Прежде чем выбрать интегратора для внедрения необходимых решений, банки, что естественно, анализируют все предложения, стремясь избежать больших временных, технологических и финансовых затрат.
Интернет или бумага?
Напомним, что проект «Электронная Россия» стартовал в 2002 году. Одной из основных составляющих данной концепции является СМЭВ - информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти обмениваться в электронном виде данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям. В функции системы входит передача сведений (запросы, документы и др.) в те или иные органы исполнительной власти, возврат заявителям информации о ходе выполнения их запросов на предоставление услуг, а также аутентификация всех участников электронного взаимодействия.
Юридическую возможность подключиться к СМЭВ кредитные организации получили 22 декабря 2012 года с выходом Постановления правительства РФ № 1382.
«В первую очередь использование информационного ресурса государственных и муниципальных платежей открыло новые возможности для клиентов», - рассказывает председатель правления Первого Республиканского Банка (ПРБ) Олег Курбатов. Например, клиенты могут теперь получать информацию о начислениях ведомств и оплачивать услуги государственных органов без указания дополнительных платежных реквизитов, ссылаясь на уникальный номер начисления. Также более простым и доступным стало осуществление авансовых оплат услуг. Данная система помимо агрегации начислений по государственным услугам и взаимодействию с ГИС ГМП позволяет агрегировать начисления по платным услугам детских садов, спортивных и музыкальных школ и т.д.
Таким образом, в перспективе по мере развития системы электронных сервисов банк сможет предоставлять клиентам информацию обо всех их задолженностях, как перед коммерческими организациями, так и перед государством.
«Промсвязьбанк подключился к системе ГИС ГМП в числе первых кредитных организаций в декабре 2012 года. Это позволило нам в начале 2013 года внедрить в интернет-банке PSB-Retail online-сервис поиска и оплаты штрафов ГИБДД», - рассказывает директор розничного интернет-банкинга Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас.
По мнению интеграторов, подключение к СМЭВ даст банкам возможность ввести новые бизнес-процессы, увеличить качество контроля за потенциальными клиентами и улучшить надзор за состоянием задолженности клиентов. Также кредитные организации смогут создать единую систему хранения актуальных данных об остатках на счетах арестованных клиентов при взаимодействии со службами, имеющими право накладывать обременения на счета клиентов (ФНС, ФТС, ФССП, ПФР, ФСС, МВД, органы судебной системы).
Банки налаживают отношения с ГИС ГМП
Банковские структуры одними из первых начали внедрять у себя системы электронного документооборота. Это понятно: по сравнению с другими организациями в финансовых институтах, как правило, объем документооборота значительно больше (организационно-распорядительная и платежная документация, официальная переписка). С одной стороны, это связано со спецификой банковской деятельности, которая чрезвычайно регламентирована и требует обработки больших объемов входящей и исходящей корреспонденции. С другой стороны, на кредитные организации направлено бдительное око регулятора, который в обязательном порядке требует официальных подтверждений того или иного аспекта деятельности.
Какую же главную задачу ставят собой банки при создании сервиса ГИС ГМП?
«Безусловно, это выполнение требований законодательства. Также, подключаясь к ГИС ГМП, мы получаем возможность пользоваться дополнительным функционалом единого информационного ресурса государственных и муниципальных платежей. Плюс к этому банк приобретает информационный и технологический шлюз для иных государственных автоматизированных систем», - комментирует Олег Курбатов (ПРБ).
О справедливости замечания председателя правления ПРБ позволяют судить статистические данные. Согласно информации, размещенной в начале сентября 2013 года на сайте Федерального казначейства РФ, число банков, обеспечивших подключение к ГИС ГМП в полном объеме, составляет уже 127. Подключены к ГИС ГМП, но не передают сведения о платежах в полном объеме еще 75 кредитных организаций. 746 банков не подключены к системе о государственных и муниципальных платежах. Из них 681 зарегистрирован в ГИС ГМП, а 65 не имеют регистрации в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Аналитики не сомневаются в том, что число подключенных кредитных организаций будет устойчиво расти, собственно говоря, у банков в этом вопросе фактически нет иного выбора.
Работа над ошибками
При подключении к ГИС ГМП банки сталкиваются с рядом проблем. С одной стороны, сложность самого процесса, а с другой - слабая методическая проработка его поддержки соответствующими органами, особенно на начальном этапе. Некоторые эксперты обращают внимание на такое существенное обстоятельство, как недостаточная технологическая зрелость самой ГИС ГМП.
С точки зрения Олега Курбатова (ПРБ), необходимо учитывать сроки по каждому этапу при регистрации, подключении, приобретении оборудования, настройке и тестировании ПО. Говоря об основных проблемах при внедрении, председатель правления ПРБ выделяет высокую стоимость оборудования и необходимого ПО, а также неизбежно возникающие организационные проблемы.
«В результате эксплуатации программы поиска начислений государственных органов обнаружены недочеты. Например, выяснилось, что начисления в пользу ФНС дублировались, в полученной информации отсутствовал ряд обязательных параметров, необходимых для формирования полноформатного платежного поручения. Кроме того, у клиентов не всегда получается найти все начисления из-за отсутствия единого универсального идентификатора. Например, для поиска штрафов ГИБДД Федеральным казначейством нам было рекомендовано использовать уникальный идентификатор начисления (УИН), который формируется по дате и номеру постановления об административном правонарушении, номеру свидетельства о регистрации транспортного средства и номеру водительского удостоверения. По УИН поиск штрафов ГИБДД в большинстве случаев работает успешно. А при поиске только по номеру свидетельства о регистрации транспортного средства и номеру водительского удостоверения возникают проблемы. Надеемся, что в будущем эти недостатки будут устранены и система ГИС ГМП позволит клиентам кредитных организаций в удобном режиме находить все свои начисления», - рассказывает Алгирдас Шакманас (Промсвязьбанк).
Сегодня СМЭВ активно развивается: количество сервисов, участников системы и направлений, по которым банки обязаны обмениваться информацией с государственными ведомствами, стремительно растет. Вместе с тем эксперты подчеркивают, что подключение к системе станет основой технологической схемы информационного взаимодействия кредитных организаций с органами государственной власти, приведет к совершенствованию банковских бизнес-процессов, повышению оперативности и удобства обслуживания населения. Фактически сформируется законченный процесс получения электронной услуги для гражданина через единое информационное окно, что существенно облегчит работу и жизнь всех вовлеченных в процесс сторон.
Начать дискуссию