Интернет и IT

Золотые сети для клиентов и банков

Передовые технологии подвигают кредитные организации к использованию новых каналов коммуникаций с клиентами

Передовые технологии подвигают кредитные организации к использованию новых каналов коммуникаций с клиентами

Российские пользователи Интернета проводят большую часть своего времени в социальных сетях. Практически каждый из нас имеет в такой сети профиль, раскрывающий как личную, так и профессиональную сторону жизни. Информация, которую предоставляют пользователи различных интернет-ресурсов, интересна финансово-кредитным организациям. Банки не скрывают: они все чаще выходят в сети в поисках новых клиентов или ради того, чтобы поддержать лояльность «старых».

Клиенты как на ладони

Человек нуждается в общении как в хлебе и воде, воздухе и отдыхе. В этом кроется секрет популярности социальных сетей. В то время как традиционные социальные институты не могут удовлетворить эту потребность, вакуум заполняют LiveJournal, VKontakte, Facebook, Odnoklassniki.ru. Для некоторых из нас они стали основным способом коммуникации: общение в online-режиме с друзьями, родственниками, коллегами представляется все возрастающему числу людей более комфортным, нежели разговор лицом к лицу.

Об этом свидетельствуют и результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир». Восемь из десяти российских пользователей Интернета старше 18 лет посещают социальные сети. В подавляющем большинстве случаев (93%) россияне входят в сети для общения с друзьями. В каждом пятом случае (18%) они используют соцмедиа и для работы. 60% пользователей проводят в соцсетях до часа в день, еще четверть - от часа до трех. Причем самым популярным ресурсом является VKontakte (79% от числа пользователей Рунета), затем идут Odnoklassniki.ru (72%), Facebook (48%), Twitter (18%), Мой круг (16%), Google+ (15%), LiveJournal (10%) и LinkedIn (3%). При этом активность женщин в них несколько выше, чем мужчин - 87% против 73%.

Мобильные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты) для входа в соцмедиа использует 41% опрошенных. Среди молодежи такой вариант ответа указали 74% респондентов.

Многомиллионная аудитория совершенно разного достатка и социального положения проводит в сетях свое свободное и рабочее время, а профиль позволяет увидеть то, что напрямую говорит о платежеспособности человека: с помощью какого устройства он заходит в Интернет, в каких странах бывает во время командировок, на каких курортах проводит отпуск и какие покупки планирует. По мнению аналитиков, если пользователь решил купить автомобиль и сообщил об этом в социальной сети, то банк может оперативно предложить ему соответствующий кредит. Одним словом, в соцмедиа все клиенты видны как на ладони. Возможно ли эту информацию монетизировать на практике? Ответ на этот вопрос дает сама жизнь: банки, работающие в ритейле, активно используют социальные сети для продвижения собственных брендов или отдельных продуктовых программ.

Какая сеть лучше и прочнее?

«На сегодняшний день Росгосстрах Банк представлен практически во всех социальных сетях - VKontakte, Facebook, Twitter, Финансовый диалог, Google+, - рассказывает директор департамента маркетинга Владимир Морозов. - Это естественно, поскольку сегодня клиенты выбирают то или иное финансовое учреждение, изучив страничку в Интернете, а также путем обмена опытом на форумах и чатах. Привлекательность социальных сетей для банка состоит еще и в том, что при правильном выборе стратегии продвижения формируется ядро лояльных клиентов банка и пользователей его продуктов, которые активно рекомендуют кредитную организацию своим друзьям и знакомым, используя социальные медиа. Для клиентов, помимо всего прочего, это еще и очень удобная новостная лента. Свою страничку, например, в Facebook каждый из нас посещает гораздо чаще, чем сайт своего банка».

«Социальные сети прочно вошли в жизнь современных людей, - объясняет свою позицию начальник отдела связей с общественностью Райффайзенбанка Анастасия Максимова, -поэтому не появиться там мы не могли. Если клиентам удобно общаться с нами в сетях - мы будем там. Это демонстрация открытости, что всегда ценится потребителем. Райффайзенбанк с 2011 года официально представлен на трех ресурсах: страница на Facebook, аккаунт в Twitter и сообщество «Друзья банков» на портале Banki.ru. Мы выбирали сети для присутствия, руководствуясь следующими тенденциями: Facebook и Twitter - признанные мировые лидеры среди социальных сетей, Banki.ru - крупнейший банковский портал в России». В мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли социальных сетей в качестве источника новостей. Более половины от доли обмена новостями в режиме online происходит в таких социальных сетях, как Facebook и MySpace, на видеохостингах, аналогичных YouTube, на сервисе микроблогов Twitter.

По мнению аналитика Райффайзенбанка, аудитория Twitter - это молодые люди, живущие динамичной жизнью, умеющие хорошо сочетать социальную жизнь offline и online. «Мы полагаем, - резюмирует Анастасия Максимова, - что присутствие в Facebook обеспечивает нам оптимальное попадание в целевую аудиторию Райффайзенбанка».

С тем, что для банков социальные сети - отличный способ обратить на себя внимание молодежи, согласны представители других финансово-кредитных организаций. «Основная группа Смоленского Банка представлена VKontakte, на одном из самых популярных сайтов в нашей стране, - рассказывает директор департамента маркетинговых коммуникаций московского филиала Смоленского Банка Юлия Романова. - Там оперативно размещаются актуальные новости о проводимых акциях, конкурсах, продуктах и услугах банка, а также наши фотоотчеты об участии в различных мероприятиях. В Facebook мы присутствуем на тематических страничках партнеров Смоленского Банка при записи радио- и теле­эфиров. Что касается Odnoklassniki.ru, то ввиду более возрастной целевой аудитории, посещающей данный сайт, и меньшей его динамичности мы не видим смысла в присутствии там нашего банка.

Поскольку за последние несколько лет ведение блогов утратило прежнюю популярность в пользу коротких твитов (Twitter), то ведение блога Смоленского Банка на LiveJournal уже не является для нас приоритетной задачей».

ХКФ Банк использует VKontakte, Facebook, Odnoklassniki.ru, Twitter прежде всего для совершенствования услуг и информирования клиентов о дополнительных возможностях. «В сообществах банка осуществляется круглосуточная поддержка клиентов, - рассказывает руководитель направления «Социальные сети» Ольга Пашнина. - Размещаются данные о продуктах, услугах и ярких мероприятиях. Благодаря круглосуточной поддержке клиентов в социальных сетях и публикации различных информационных сообщений банк реализует концепцию «быстро, просто, удобно». Если нашим клиентам удобно получать информацию в социальных сетях, мы готовы это сделать не только быстро, но и просто».

Собственными силами

Доверительный разговор с целевой аудиторией, по мнению аналитиков, могут обеспечить только социальные ресурсы. Это альтернатива навязчивой и раздражающей рекламе, размещенной в печатных средствах массовой информации, транслируемой по радио или на телевидении. Еще один плюс -низкая стоимость контактов в соцсетях. Она привлекательнее стоимости баннерной и контекстной рекламы в различных СМИ во многом потому, что контакты в соцсетях обеспечиваются силами сотрудников банков - для их поддержки не надо прибегать к услугам рекламных агентств.

«Мы не сотрудничаем с агентствами не потому, что плохо к ним относимся, просто считаем, что ежедневным общением с подписчиками (так называемым комьюнити-менеджментом) должен заниматься человек, максимально вовлеченный в работу компании и разделяющий ее ценности и задачи, - объясняет позицию Промсвязьбанка менеджер по работе с социальными сетями Тимур Зулкарнаев. - У нас за создание и сопровождение сообществ в соцсетях отвечают два сотрудника из бизнес-подразделения и два из подразделения, контролирующего качество сервиса и обслуживание клиентов. Трудно определить границы деятельности комьюнити-менеджера. Прежде всего, он ведет всю цепочку ежедневных коммуникаций с пользователями, обращающимися в банк с вопросами и предложениями посредством всех площадок в соцсетях. Он продумывает контентную политику, новостное наполнение, конкурсные активности, разрабатывает спецпроекты и другие акции».

ОТП Банк также занимается развитием в социальных сетях самостоятельно. «Функция работы с соцмедиа у нас находится в ведении головного офиса, -отмечает директор дивизиона по управлению рисками Сергей Капустин. - Здесь у нас создается контент, даются консультации клиентам. Пресс-служба находится в тесном контакте с call-центром, отделом по работе с претензиями, поэтому можно сказать, что в ОТП Банке сложилась большая команда».

Свой персонал к работе с социальными сетями привлекает и Райффайзенбанк. О том, как выстраивается диалог банка с Facebook, рассказывает Анастасия Максимова: «Работа в социальных сетях входит в обязанности одного сотрудника PR-отдела банка. Он выбирает новости для публикации, адаптирует текст и выкладывает в лентах сетей. Также он направляет вопросы пользователей компетентным специалистам, затем публикует ответы от имени банка. В Facebook девять администраторов - представителей отделов PR, пластиковых карт, качества обслуживания и маркетинга, УК «Райффайзен Капитал». Курирующий социальные сети специалист PR-отдела ежемесячно готовит отчеты, где отражает прирост количества подписчиков, тематику задаваемых вопросов, число решенных проблем пользователей».

Силами сотрудников управления по рекламе и связям с общественностью обеспечивает свое присутствие в социальных сетях и Смоленский Банк. В перечень их задач входит своевременное размещение основных новостей, пресс-релизов, фотоотчетов и видеоматериалов, привлечение в группу новых участников - как из числа действующих клиентов банка, так и потенциальных.

Сеть для должников

Банки в борьбе с невыплатами по ипотечным и кредитным картам обращают внимание на социальные сети как на способ поиска должников. Но стоит подчеркнуть, что финансисты только изучают эффективность данного метода, и единого мнения среди них по этому вопросу пока не сложилось.

Юлия Романова (Смоленский Банк) считает необходимым изучить опыт нескольких банков, как в России, так и за рубежом, использующих такой способ при работе с задолженностями. «Пока в Смоленском Банке не требуется применения таких способов, как поиск должников через социальные сети, поэтому данного опыта у нас нет», - констатирует специалист.

В ОТП Банке поиск должников с помощью соцсетей считают занятием затратным. «При поиске контактов должников банк практикует различные практики, - объясняет позицию банка Сергей Капустин, - но разыскивать заемщиков по массовым кредитным продуктам в социальных сетях экономически нецелесообразно. Процедура полностью ручная и достаточно трудоемкая. Однако если речь заходит о крупном долге, то такая техника в отдельных случаях может расширить стандартный арсенал коллектора».

Чем еще может быть полезен банкам профиль пользователя соцсетей? Например, на Филиппинах и в Колумбии сотрудники кредитных организаций анализируют фотографии, подписки и социальный статус друзей, чтобы составить психологический портрет клиента и оценить кредитоспособность заемщика. Там действует проект Lenddo.com, позволяющий получить кредит по профилю в социальных сетях. Средний размер займа составляет 400 долларов на Филиппинах и 800 долларов в Колумбии. Для получения кредита необходимо заполнить заявку на сайте, загрузить фотографию и дать ссылки на имеющиеся профили в соцсетях (Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+), а также пригласить друзей и родственников из социальных сетей, чтобы они взяли такой же кредит.

«В России действует другое законодательство в области предоставления населению финансовых услуг, - комментирует данный опыт Сергей Капустин (ОТП Банк). - У нас для открытия счета требуется идентификация клиента, для обработки персональных данных - согласие владельца информации. Открытие счета на основании данных социальной сети не предусмотрено действующим законодательством РФ. При этом наш банк имеет уже обширную клиентскую базу (более 1,5 миллиона постоянных клиентов), и для существующих клиентов, которые уже прошли процедуры идентификации, мы можем предоставить удобный и качественный сервис, сравнимый по удобству с получением денег через Интернет».

Своей точкой зрения на проект Lenddo.com поделилась Ольга Пашнина (ХКФ Банк): «Банк внимательно изучает инновационные подходы, которые появляются на рынке. Что касается Lenddo.com, то их идея достаточно интересна и, скорее всего, будет пользоваться спросом на российском рынке. Однако по статистике в России ситуация по просрочкам и дефолтам хуже, чем в зарубежных странах, поэтому сложно сказать, что проект в России будет таким же успешным, как на Филиппинах и в Колумбии. Наш банк стремится развивать online-кредитование, ищет разнообразные инструменты для привлечения клиентов в интернет-пространстве, поэтому в будущем мы рассмотрим возможность запуска подобной программы».

По мнению Тимура Зулкарнаева (Промсвязьбанк), в России есть схожие сервисы, например milli.ru. Но в планах Промсвязьбанка пока нет подобных проектов.

Клиентоориентированность-ключ к успеху

Обратная связь между банками и пользователями социальных сетей продолжит активно развиваться. Например, рекрутеры и HR-сотрудники охотно посещают данные сайты для поиска кандидатов на открытые вакансии. Преимущества такого поиска для компании очевидны. Этим ресурсом уже пользуются в Промсвязьбанке. В сети VKontakte банк выступает и в качестве HR-бренда, где помимо основной страницы есть страница по поиску кандидатов на открытые вакансии. С помощью бесплатного приложения обмена Instagram Промсвязьбанк публикует неформальные фотографии из жизни кредитной организации и ее сотрудников. Это вызывает большой интерес у людей, ведь всегда любопытно подглядеть за тем, что происходит за стенами большой компании. Пользователю VKontakte, находящемуся в поиске работы, такая информация может оказаться полезной при решении дальнейшей кадровой судьбы.

Сегодня присутствие банков в социальных сетях становится и полноценной частью работы подразделений, ориентированных на взаимодействие с розничными клиентами.

«Мы довольно широко промоутировали в соцсетях наши карточные продукты, - рассказывает Тимур Зулкарнаев (Промсвязьбанк), - в частности, карты в дизайне Angry Birds, а также магазин карт с индивидуальным дизайном. Конкретных данных, которые могли бы дать нам точное понимание того, сколько клиентов благодаря этому оформило наши карты, нет. Это в принципе невозможно посчитать. На данный момент соцсети в России - не канал продаж, а канал привлечения клиентов».

Такая же точка зрения и у Сергея Капустина (ОТП Банк): «Для нас социальные сети - это способ общения с клиентом, когда мы можем держать руку на пульсе, помогать, а главное - объяснять. Ведь не секрет, что большинство проблем начинается из-за неправильной коммуникации: в банке что-то объясняли, а клиент не понял». Из этого может вырасти целый конфликт, который способен привести как к уходу клиента на обслуживание в другую финансово-кредитную организацию, так и к его обращению в судебные инстанции. Естественно, и тот, и другой вариант не может устроить банки. Клиентоориентированность перестала быть модным словом и все больше превращается для кредитных организаций в норму жизни.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.