Кредитование

При покупке машины в кредит автолюбители прежде всего выбирают банк

Сегодня, приобретая машину в кредит, автолюбители прежде всего выбирают банк с выгодной процентной ставкой и условиями кредита, а уже потом автосалон. Подобная шкала приоритетов связана с тем, что необходимый автомобиль можно найти практически в любом салоне, поэтому ключевым вопросом остается поиск выгодного кредитного предложения.
При покупке машины в кредит автолюбители прежде всего выбирают банк
Фото Андрея Селикова, ИА «Живая Кубань»

Сегодня, приобретая машину в кредит, автолюбители прежде всего выбирают банк с выгодной процентной ставкой и условиями кредита, а уже потом автосалон. Подобная шкала приоритетов связана с тем, что необходимый автомобиль можно найти практически в любом салоне, поэтому ключевым вопросом остается поиск выгодного кредитного предложения.

Согласно данным АА «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в РФ по итогам I полугодия 2013 года составил 1 млн 253 тыс. штук, что на 5,2% меньше, чем по итогам I полугодия 2012 года. «В 2013 г. на авторынок России оказывает влияние тренд насыщения, а также снижение покупательской активности, – рассказывает Азат Тимерханов, ведущий аналитик АА «Автостат». – Дело в том, что факторы, которые способствовали рыночному росту в 2010–2012 годы (отложенный спрос, бывшие стимулирующие госпрограммы и др.), исчерпали себя». И поскольку автомобильный рынок и рынок автокредитования тесно взаимосвязаны, рост объема автомобильных кредитов в нашей стране стал тоже замедляться.

Артем Языков, начальник управления продаж розничных продуктов Меткомбанка, называет еще один фактор, который тоже не способствует росту этого рынка, – это постоянно растущий уровень закредитованности населения.

Так или иначе, за 10 лет существования рынка автокредитования в нашей стране (он начал бурно развиваться в 2003 году) такой способ покупки машины стал очень популярным: сегодня, по данным  Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в России в кредит покупается практически каждый второй автомобиль (44%).

«С точки зрения обеспечения рынка кредитной информацией, Россия соответствует лучшей международной практике. Кстати, одной из особенностей российского рынка автокредитования считается распространенная ситуация, когда покупатель, оформляя заявку на автокредит в салоне, делегирует ему направление запроса на получение займа сразу в несколько банков, –  говорит Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ. – Хотя с точки зрения скоринговых систем, используемых многими банками, одновременный запрос кредита в несколько банков свидетельствует о не самой лучшей финансовой ситуации у потенциального клиента и несколько снижает итоговый скоринговый балл заемщика. Российские кредиторы с этой спецификой знакомы, но иностранцам приходится объяснять».

В сфере автокредитования у россиян уже сформировалась определенная культура потребления. Если раньше при принятии решения взять машину в кредит они «танцевали» от модели, которую хотят купить, то теперь люди в первую очередь выбирают банк с выгодной процентной ставкой и условиями кредита, а уже потом салон, в котором будут приобретать авто. Так, по данным ГК «АвтоСпецЦентр» опросу среди 340 клиентов компании основным фактором, влияющим на потребительские предпочтения, является процентная ставка по кредиту (47%). Кроме того, для потенциального покупателя имеют значение первоначальный взнос (18%), сумма страховки каско (17%), размер пакета документов при подаче заявки (7%), возможность досрочного погашения кредита без выплаты штрафных санкций (6%), срок рассмотрения заявки (5%).

Такая расстановка приоритетов связана с тем, что сейчас понравившийся автомобиль можно найти фактически в любом автосалоне, и ключевым вопросом остается выбор выгодного кредитного предложения.

В этой связи между банками обостряется конкуренция за клиента по автокредитованию по таким параметрам, как выгода условий, прозрачность, доступность, выполнение обязательств кредитным учреждением. Какой же выбор сегодня предоставляется потребителю?

Востребованные автокредиты

Если начать с того, какие машины покупаются в кредит, то, по данным экспертов, больше всего, безусловно, востребованы автомобили иностранного производства массовых марок средней стоимостью 700–800 тыс. руб. «По факту, те же бренды, которые были в лидерах, например в 2011 году, остаются таковыми и сейчас, просто происходит небольшая ротация – меняются предпочтения покупателей, повышается стоимость каких-то моделей и, как следствие, растут процентные ставки по кредиту», – отмечает Артем Языков.

Что касается самих кредитов, то в настоящее время банки-лидеры в области автокредитования  выдают займы на приобретение новых машин в рублях по ставкам до 16% годовых на срок до 5―7 лет и на максимальную сумму 5–6,5 млн руб. При этом средняя процентная ставка по рыночным автокредитам в рублях сегодня составляет примерно 14,6% годовых. Первоначальный взнос колеблется от 0 до 20% от стоимости машины.

«Если говорить о кредитных предпочтениях клиентов, то в последнее время, например, наблюдается снижение размера первоначального взноса и уменьшение срока кредитования – отложенный спрос, возникший после 2008 года, был полностью удовлетворен в 2012 году», – констатирует Артем Языков.

По оценкам экспертов, средняя стоимость автомобилей в России в первой половине 2013 года выросла на 3%. Заинтересованность клиентов в недорогих машинах подкрепляется и ростом на рынке предложений о продаже в кредит подержанных авто: их доля в этом году выросла с 10 до 12%. Это объясняется тем, что на рынке автокредитования более активными стали банки, работающие с так называемым клиентом субпрайм-сегмента (тех, у кого кредитный рейтинг недостаточно высок, чтобы считаться первоклассными заемщиками), многие из которых приобретают именно «бэушные» авто. При этом ставки по займам на подержанные машины несколько выше, чем на новые – от 16% годовых.

В регионах по сравнению с Москвой при автокредитовании существует ряд особенностей. «Прежде всего там сравнительно меньше сами объемы кредитования. Стоимость  кредитов может значительно отличаться, – рассказывает Виталий Степанов, начальник службы маркетинга Московского филиала Смоленского Банка. –  Кроме того, некоторые модели машин потребитель вынужден ждать порой 3 и более месяцев. Стоит отметить еще, что в регионах больше спрос на автомобили отечественного производства и с пробегом, чем в столичном регионе. Размер среднего чека кредита в регионах также значительно меньше, чем в Москве».

Кстати, помимо классического автокредита, потребителям сейчас предлагается и экспресс-кредит: для получения последнего со стороны заемщика нужны лишь права и паспорт, при этом банк должен принять решение в течение часа. К тому же при экспресс-кредите банки часто не требуют оформлять автомобиль в залог и покупать каско. Но, безусловно, за такой «сервис» придется и заплатить высокими процентами – к минимальной ставке в 19–20% годовых прибавляются дополнительные 2% в месяц за ведение счета, что может вылиться в итоге в кредитную ставку, учитывая побочные платежи (например, комиссию за выдачу наличных, комиссию за рассмотрение заявки, SMS-информирование и др.), до 50% годовых.

«Компенсация» за 0% переплаты

Существуют автосалоны, которые предлагают своим клиентам льготное кредитование, доводя процент по кредиту до минимально возможных сумм. Это называется рассрочкой. Нередко подобные акции представляют собой партнерскую программу с автодилерами данных марок, позволяющих  автовладельцам получить кредит на покупку машины на специальных условиях со скидкой Программа может быть рассчитана таким образом, что при условии оформления кредита сроком на 12 месяцев и с первоначальным взносом не менее 60% от полной стоимости автомобиля переплата по автокредиту составит 0%.

«Такие предложения на фоне стандартных автокредитов действительно выглядят более выгодными, но они, как правило, предполагают жесткие ограничения по срокам, первоначальному взносу, возможным моделям автомобилей и даже их комплектации. Правда, проценты за пользование такими кредитами начисляются даже при указании “0% переплаты”. Ведь согласно российскому законодательству кредиты могут предоставляться только на условиях платности, – рассказывает Андрей Мальцев, заместитель председателя правления Нордеа Банка. –  Однако автопроизводитель предоставляет покупателю скидку от стоимости автомобиля в размере всех (или почти всех) уплаченных процентов. Так и получается, что клиент не переплачивает (в случае рассрочки) или почти не переплачивает (в случае программы со сниженной ставкой) лишних денег по сравнению со стандартной».

Чем же компенсируются эти 0%? Как правило, скидками от дилера на определенные марки машин. Ведь тогда стоимость самого кредита изначально кроется в стоимости машины.

По словам Виталия Степанова, сотрудничество между банком и автосалоном выгодно до тех пор, пока соблюдаются интересы обеих сторон. «При проведении совместных акций, партнерских программ, основная цель – стимулировать спрос потребителей, а автокредит делает такие акции более доступными. При увеличении оборотов продаж дилер ускоряет оборот товара, банк расширяет клиентскую базу, клиент получает авто со скидкой при наличии акций – все в плюсе, – поясняет он. – За счет увеличения оборотов и сокращения сроков реализации товара автодилер, как и любой крупный продавец, готов  делать скидку (делиться частью своей прибыли – наценкой). Для покупателя кредит в итоге получается дешевле, а авто доступнее».

Кроме того, 0% компенсируется партнерскими программами со страховщиками, которые предлагают при рассрочке обязательные страховые продукты. Часто бывает так, что клиенту предлагаются только определенные страховые компании и продукты, цена которых выше той, если бы он выбирал их самостоятельно и добровольно. Именно здесь автодилер и может получить свою маржу: страховщик выставляет определенную стоимость за свои услуги, но кто мешает и банку сделать свою надбавку к этой стоимости?  

В любом случае сейчас то, сколько человеку будет стоить кредит в реальности, человеку должен объяснить сотрудник банка. И хотя в 2008 году Центробанк во избежание скрытых комиссий обязал банки раскрывать полную стоимость кредита, нужно очень внимательно прочитать договор и график погашения кредита. «Рекомендуем покупателям заранее и тщательно ознакомиться со всеми условиями акций и документами до их подписания, так как не все участники рынка играют с потребителем по честным правилам. Возможны акции со “звездочкой”, где могут быть прописаны существенные условия, которые влияют и на технические характеристики авто, и на стоимость кредита», – предупреждает Виталий Степанов.

Автокредитный ренессанс

Государство тоже помогает рынку автокредитования. Так, с 1 июля 2013 года в России была запущена госпрограмма субсидирования процентных ставок по автокредитам, которая сократит замедление роста объема автокредитов: за 3 месяца ею, по статистике, воспользовались 100 тысяч человек. Согласно условиям программы государство оплачивает большую часть процентной ставки для заемщика (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, что на сегодняшний день составляет около 5,5% от рыночных ставок) при покупке новых легковых автомобилей или малотоннажных грузовых автомобилей массой до 3,5 т стоимостью до 750 тыс. руб. При этом теперь по субсидируемым государством автокредитам можно купить не только автомобили российского производства, но и импортные, что обусловлено правилами ВТО. Первоначальный взнос по льготным автокредитам составляет 15%, срок погашения кредита – до 36 месяцев. В программе принимают участие более 80 российских кредитных организаций, в числе которых Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Росбанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Газпромбанк и многие другие. Таким образом, к числу крупных топ-5 российских кредитных организаций, контролирующих больше половины этого рынка, на него пришли и небольшие игроки.

Большинство участников и экспертов рынка сходятся во мнении, что государство двигается в правильном направлении.

Как считает Андрей Мальцев, приобретение автомобиля по программе субсидирования, которая нацелена на наиболее массовый сегмент автомобилей, позволяет значительно сэкономить на уплачиваемых процентах, свести к минимуму переплату, что, безусловно, привлечет значительное число новых покупателей. «Опыт кредитования в прошлый период действия программы госсубсидирования позволяет надеяться именно на такой результат, – констатирует он. – Кстати, Нордеа Банк также запустил программу автокредитования с госсубсидированием, и согласно Рейтингу льготных автокредитов, составленному порталом Banki.ru, наши условия по данной программе являются самыми привлекательными на рынке автокредитования».

По мнению Алексея Волкова, любая помощь государства, направленная на стимулирование спроса, безусловно, оказывает положительное влияние: «Остается надеяться, что и в вопросе обеспечения рынка инфраструктурными законами оно проявит не меньший здравый смысл и даст рынку возможность проверять автотранспорт с помощью уже существующего реестра – “Базы залоговых автомобилей и другого движимого имущества” НБКИ».

Впрочем, Виталий Степанов находит у рассматриваемой программы некоторые ограничения, которые могут не устроить достаточно значительную часть потребителей. Прежде всего к таким существенным ограничениям, по его мнению, относится срок кредитования, который лимитирован 3-мя годами, тогда как большая часть сегмента потребителей берет кредит от 3 до 5 лет. Другим ограничением, как говорит Виталий Степанов, является то, что потребителю необходимо заплатить не менее 15% от стоимости машины: «При цене автомобиля, равной, например 750 тыс. руб., эта сумма будет  составлять 112,5 тыс. руб. Согласитесь, что не каждый житель региона сможет сразу внести такие деньги».

Между тем, по прогнозам агентства «Автостат», благодаря программе господдержки автокредитования доля кредитных продаж возрастет, и к декабрю может составить до 50% в месяц. А в среднем по году она может вырасти до 46–47%. «Для сравнения: в первом полугодии 2013 года, то есть до вступления программы в силу, этот показатель, по нашей оценке, составлял 44–45%, – отмечает Азат Тимерханов. – Таким образом, мы рассчитываем, что в нынешнем году в России в кредит будет продано порядка 1,2 млн легковых автомобилей».

Таблица.  Примеры программ банков-лидеров по автокредитованию

Банк

Название программы

Вид автомобиля

Максимальная сумма кредита

Валюта кредита

Процентная ставка

Первоначальный взнос

Срок кредита

 

Сбербанк России

Автокредит (новые автомобили)

иностранный новый
отечественный новый

5 000 000

рубли РФ

15,0–16,0%

15–50%

3 мес. – 5 лет

Автокредит (подержанные автомобили)

иностранный поддержанный
отечественный поддержанный

5 000 000

рубли РФ

15,5–16,5%

15–50%

3 мес. – 5 лет

 

ВТБ24

«АвтоСтандарт» (подержанная иномарка)

иностранный подержанный

5 000 000

рубли РФ

14,0–17,0%

15–25%

1–5 лет

«АвтоСтандарт»

иностранный новый
отечественный новый

5 000 000

рубли РФ

13,0–16,0%

15–25%

1–5 лет

ЮниКредит Банк

Новый автомобиль

иностранный новый

6 500 000

рубли РФ

12,0–14,0%

15–20%

1–5 лет

Подержанный автомобиль

иностранный подержанный

2 800 000

рубли РФ

13,5–15,5%

20%

1–5 лет

 

Русфинанс Банк

«Отличная возможность!» (с комплексным страхованием «Защита»)

отечественный новый

6 500 000

рубли РФ

9,5–21,0%

10–30%

2–5 лет

«Форсаж» (стандартное предложение)

иностранный новый
отечественный новый

6 500 000

рубли РФ

16,0–20,0%

10–30%

2–5 лет

 

Росбанк

Автостатус

иностранный новый
отечественный новый

5 000 000

рубли РФ

13,0–17,0%

0–50%

6 мес. – 5 лет

Автостатус (подержанные иномарки)

иностранный подержанный

3 000 000

рубли РФ

15,0–17,0%

20–30%

6 мес. – 5 лет

Базовые программы топ-5 банков в сфере автокредитования

Банк

Сумма кредита (тыс. руб.)

Первоначальный взнос (%)

Процентная ставка (годовых %)

Срок кредитования

Срок рассмотрения заявки

Страхование каско

ВТБ24

100–5000 

15,00

13,00

1–5 лет

До 2 рабочих дней

Обязательно

Сбербанк

45–5000 

15

13,5–16

3 мес.–5 лет

2 рабочих дня

Обязательно

Русфинансбанк

50–6500 

10,00%

9,50

1–5 лет

30 минут

Обязательно

Росбанк

60–5000 

0,00%

9―18,9

6 мес.–5 лет

1 час ― 2 рабочих дня (в зависимости от суммы)

Обязательно

Кредит Европа Банк

200–4500

10%

От 26 за 1-й месяц, от 13,9 за последующие

1–5 лет

1 рабочий день

Обязательно

Начать дискуссию