В десятых числах октября ряд крупных банков приостановил прием пятитысячных купюр, в связи с появлением на рынке нового вида фальшивок, с помощью которых мошенникам (как позже выяснилось — из Узбекистана) удавалось обманывать банкоматы и терминалы
Удивительно, но мошенников удалось задержать раньше, чем банки решили проблему с возобновлением приема купюр. О своем успехе МВД на официальном сайте заявило 14 октября. В этот же день отдельные банки, из числа тех, что решили проблему фальшивок радикально — прекратив прием самых крупных купюр, выпустили пресс-релизы, сулящие скорое избавление от проблем с загрузкой в банкоматы пятитысячных.
Сбербанк (заморозивший прием купюр достоинством в пять тыс. рублей в банкоматах и информационно-платежных терминалах Московского, Среднерусского, Северо-Западного и Северного банков Сбербанка, расположенных в зонах самообслуживания банковских отделений, а также за пределами отделений) назвал даже приблизительную дату решения проблемы — 21 октября. Московский Кредитный Банк пообещал решить все к «концу недели», то есть примерно в те же сроки, учитывая, что 21 число — понедельник. Банк Москвы обошелся без конкретных дат, пояснив, что восстановит прием купюр, которые перестали принимать банкоматы одной конкретной марки — NCR, не раньше, чем закончит обновлять специальное банкоматное программное обеспечение.
Надо отметить, что не только Банк Москвы, но и все остальные кредитные организации в качестве «лекарства» для решения проблемы с фальшивками выбрали именно ПО. Могли ведь и купюроприемники поменять, либо банкоматы целиком. Но решили обойтись «малой кровью» — обучением валидаторов в банкоматах, методом их перепрограммирования.
Фальшивки для банкоматов — особый вид подделок. При их изготовлении фальшивомонетчики не пытаются полностью воспроизвести внешний вид денежной купюры. Этого и не требуется, достаточно обмануть конкретные детекторы, установленные в определенном купюроприемнике, реагирующем с их помощью на вполне определенные метки, либо визуальные, электромагнитные и прочие характеристики купюр. «Узбекские» пятитысячные внешне выглядят достаточно незамысловато. Согласно заявлению правоохранителей, фальшивки напечатаны на обычной однослойной бумаге с помощью струйного принтера и не имеют даже водяных знаков.
Чтобы понять, почему злоумышленникам столь легко удается обманывать устройства самообслуживания, и почему банкам требуется так много времени для ликвидации проблем с фальшивками, «Б.О» опросил экспертов, представителей банков и производителей банкоматов и терминальных устройств. Из банков, что характерно, откликнулись лишь те, которые не пострадали от действий злоумышленников.
Руководитель дирекции розничных продаж в Московском регионе Банка Москвы Сергей Красников рассказал, что случаев обнаружения фальшивок в банкоматной сети кредитной организации зарегистрировано не было. Задержка с приемом, тем не менее, есть, но это «дело житейское» — банк проводит обновление ПО в банкоматах на регулярной основе, по факту получения пакета обновлений от компаний — производителей устройств самообслуживания. Программы обновляются в каждом банкомате при выезде специалиста, соответственно, для того, чтобы обновить ПО на всех устройствах требуется определенное время.
Олег Куришев, начальник департамента платежного бизнеса банка«Открытие», где также не находили поддельных пятитысячных, объяснил, что время требуется не только на загрузку ПО, но и на разработку, поскольку делается оно под конкретную фальшивку. «В отличие от компьютерных вирусов, фальшивка — объект материальный, — пояснил он. — Для оперативного выпуска «лекарства» производителям банкоматов необходимо провести анализ фальшивых купюр, а на то чтобы получить их от «пострадавших» банков требуется время».
Петр Минин, заместитель директора по научно-исследовательской работе конструкторского бюро «ДОРС» (известный российский производитель банкоматов и терминалов) полагает, что время изготовления «лекарства» от фальшивок можно было бы сильно сократить, если убрать административные препоны. «Как правило, в момент вброса по-настоящему серьезной фальшивки «противоядия» к ней нет у очень многих производителей оборудования, — рассказал он. — Дальше все зависит от слаженности действий и отсутствия административных препонов. Если бы по нормативным документам производитель оборудования должен был вовлекаться в процесс как можно раньше, и не имел бы законодательных ограничений в доступе к найденным фальшивкам — все было бы много проще. А сейчас получается, что по закону фальшивки должны пости сразу и навсегда попадать в структуры МВД. Мировой опыт совсем другой. Например, в Европейском ЦБ есть специальные коллекции фальшивок, непрерывно пополняемые, и ЕЦБ постоянно приглашает изготовителей оборудования для работы с ними. Наш ЦБ такой возможности лишен».
Руководитель отдела коммерческих банков компании «Гамма-Центр» Дмитрий Муляр описал процесс создания противофальшивочного ПО более подробно: «Для того чтобы выпустить обновление для банкомата, нужно иметь подделки на руках, снимать их образы на всех образцах оборудования, снимать лог-файлы, отправлять их производителю оборудования, производитель их прописывает в ПО и отправляет поставщикам. Поставщики проверяют его сначала в своих условиях, потом в условиях реальной работы в банке, только потом происходит обновление всего парка техники». Процесс «прописания» подделок в ПО, по словам Дмитрия Муляра, занимает от двух недель до месяца. Еще несколько недель уходит у банков на загрузку ПО во всем парке банкоматов.
После появления в СМИ информации о подделках, в отделениях банков возникла легкая паника — посетители старались не брать купюры достоинством в пять тыс. рублей. Банкоматов, выдававших пятитысячные, сторонились, шли к другим, где оставалась «мелочь» на выданье.
Эксперты полагают, что никакой почвы для подобной паники нет. По мнению Петра Минина (ДОРС), все оборудование, обеспечивающее проверку выдаваемых населению денег, проходит настолько строгий государственный экзамен, что вероятность получить оттуда подделку хоть и не исключена, но является крайне низкой. Другое дело — оборудование, работающее только на прием. Его восприимчивость к фальшивкам зависит от сложности купюроприемника, а значит и его цены.
Независимый эксперт-консультант Виктор Ионов не сомневается, что основная проблема с фальшивками заключается именно в том, что российские банки экономят на качественных банкоматах и комплектующих. По его словам, сейчас многие банкоматы, принимающие наличность, не имеют, в частности, важного датчика, реагирующего на метку, нанесенную специальной краской «антисток». Подобная проверка — один из обязательных критериев, которым, согласно распоряжению ЦБ, должен соответствовать рисайклинговый банкомат, но никак не банкомат, работающий на прием наличных.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Юрий Петрущик, начальник управления финансовых институтов и международного бизнеса московского филиала, член правления Смоленский Банк
Обращает на себя внимание вот что: пойманные с поличным фальшивомонетчики, наводнившие банковскую систему страны подделками на 16 млн рублей (по версии следствия) не отличались особым усердием в «работе»: качество их «продукта» было, мягко говоря, невысоким — использовался струйный принтер и наклеенная вручную магнитная полоса. Тем не менее, банкоматы ведущих банков страны «слопали» подделки даже не поперхнувшись. А вот это уже наводит на серьезные размышления о качестве их настроек, тем более что кредитным институтам пришлось вводить многодневный мораторий на прием пятитысячных купюр. «Интересно, успел ли кто-нибудь из клиентов получить обратно такой «денежный знак» при «обратной» операции по выдаче наличных. Вообще, проблема банкоматов на самом деле представляется настолько актуальной, что занимает ведущее место в клиентских отзывах на специализированных форумах. Хотя там чаще все же говорится о «шайтан-коробках», беззастенчиво «лопающих» наличность и карты физических лиц. На этом фоне предложение перевести всю страну на пластик, ограничив сумму наличных платежей до 600 тыс. представляется, мягко говоря, небесспорным.
Эльман Мехтиев, председатель комитета АРБ по финансовой грамотности, член правления ДжиИ Мани БанкаДжиИ Мани Банк, АРБ
При этом выдавать такие купюры они почему-то не перестали…
Андрей Спиваков, управляющий директор по розничному бизнесу Совкомбанк
Временная мера, добросовестные граждане купюры легко поменяют через кассы банков
Андрей Кулик, председатель правления Международный Банк Развития
Учитывая объем подделок, проблема надумана. Реальной проблемой является отставание крупных российских банков и поставщиков оборудования в сфере информационных технологий
Марина Мишурис, председатель правления Флексинвест Банк
Устройства оказались неготовы к подделкам, несмотря на проводимые в ЦБ тестирования, которые, по идее, должны выявлять такие огрехи.
Начать дискуссию