Банки

Поиск сети

С нового года в силу вступает статья 9 закона о национальной платежной системе (НПС), которая может обострить отношения между банками и операторами связи. Как написано в законе, если клиенту не придет вовремя оповещение об операции, банк будет обязан возместить всю сумму трансакции. Портал Банки.ру выяснял, как кредитные организации и сотовые операторы собираются решать эту проблему.

С нового года в силу вступает статья 9 закона о национальной платежной системе (НПС), которая может обострить отношения между банками и операторами связи. Как написано в законе, если клиенту не придет вовремя оповещение об операции, банк будет обязан возместить всю сумму трансакции. Портал Банки.ру выяснял, как кредитные организации и сотовые операторы собираются решать эту проблему.

С 1 января 2014 года вступает в силу девятая статья закона об НПС, вокруг которой давно ведутся ожесточенные споры. Положения этого закона хотели внедрить еще с 1 января 2013 года, но из-за множества вопросов от банкиров решено было дать рынку один год на адаптацию. Наиболее спорным моментом остается положение закона, согласно которому банки в случае неисполнения обязанности по информированию клиента о трансакции обязаны возместить сумму операции, «о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента». В штатном режиме, в случае совершения незаконной трансакции посторонним лицом, банки обязаны уведомить клиента. Тот в свою очередь должен не позднее следующего рабочего дня после получения уведомления отреагировать и сообщить банку, что не совершал операцию.

Вопрос формы договора между банками и сотовыми операторами действительно вызывает много сложностей, подтверждает юрист Кредпромбанка Мария Крючкова. Проблема в том, что договоры сотовых компаний типовые. И они составлены таким образом, чтобы исключить всякую ответственность оператора за недоставку или несвоевременную доставку сообщений, говорит Крючкова. «Как правило, в таких договорах даже не указывается срок, в течение которого сообщение банка должно быть доставлено клиенту. Отвечать же за оплошность будет банк, который не имеет никакого влияния на механизм доставки сообщений. Кроме того, у банка нет никакой базы, доказывающей уведомление клиента о трансакции. Что касается реестров операторов, то в них содержится факт отправки сообщения. Но суть сообщений отсутствует, а срок хранения таких реестров крайне невелик», — перечисляет проблемы юрист Кредпромбанка.

«Вопросы ответственности оператора за несвоевременную доставку СМС не регламентированы на законодательном уровне, — поясняют в пресс-службе «Мегафона». — Такие вопросы должны быть решены в прямом договоре между кредитной организацией и оператором. Значительная часть кредитных организаций вообще не имеет договорных отношений с мобильными операторами, которые непосредственно отправляют СМС и используют посредников при передаче такой информации». Однако, по словам участника банковского рынка, пойти на дискуссию и изменить что-либо в договоре с операторами достаточно трудно.

«В любом случае непосредственно за действия мошенников оператор не должен нести ответственности», — заявили порталу Банки.ру в «Билайне».

Что касается доказательной базы отправки сообщения клиенту, то МТС, например, уже подготовился к введению девятой статьи и находится на стадии завершения разработки специального продукта для банков. «Мы обеспечим хранение отправленных СМС в течение трехлетнего срока исковой давности на сертифицированном оборудовании, что может помочь банкам и их клиентам при возникновении спорных ситуаций», — заявляют в МТС.

В последней редакции закона об НПС нет прописанной нормы об обязательстве банка информировать своих клиентов исключительно через СМС. Банк может предложить также либо e-mail-рассылку, либо оповещения в мобильном банке. Это означает определенную свободу для кредитных организаций в выборе канала предоставления информации.

Член совета директоров ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев отмечает, что многие банки заинтересованы в выборе клиентами именно услуг информирования через онлайн-банк. Дело в том, что этот канал коммуникаций кредитные учреждения могут контролировать и не нести ответственности за чужие сбои и ошибки. «В случае использования СМС или электронной почты ни банки, ни операторы не могут гарантировать стопроцентной доставки сообщения», — поясняет Мехтиев.

Так, СБ Банк в качестве базового способа информирования в будущем году предполагает использовать отчеты в личном кабинете интернет-банка. «Как минимум у нас есть SLA (соглашение об уровне предоставления услуги. — Прим. ред.) с интернет-провайдерами, обеспечивающее определенный уровень сервиса», — говорит директор департамента информационных технологий кредитной организации Максим Волков.

Что касается электронной почты, то этот вид оповещения не самый популярный среди клиентов. Так, в СБ Банке только 15—18% клиентов получают уведомление о трансакции на электронную почту. Но даже если клиенты будут выбирать этот способ оповещения, почтовые серверы, похоже, начнут открещиваться от ответственности так же, как это делают мобильные операторы. «Закон «О национальной платежной системе» не регламентирует работу интернет-сервисов. При этом банки и их клиенты, которые как раз и являются субъектами данного закона, вправе самостоятельно решать, какой способ наиболее оптимален для взаимодействия между собой», — сказали порталу Банки.ру в пресс-службе «Яндекс.Почты».

Кроме того, у банкиров возникает дополнительная сложность с обязательным оповещением о каждой трансакции. «Тарифы на СМС-сообщения в последнее время резко возросли, а значит, эта нагрузка может быть перенесена на клиентов банка», — подчеркивает заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Илья Филатов.

У банкиров остается лишь надежда на внесение поправок в закон до конца года. «Надеемся, что за 20 дней мы сможем прописать ответственность операторов мобильной связи, ведь окончательная формулировка закона об НПС продолжает прорабатываться с Центробанком при участии АРБ», — говорит Илья Филатов.Однако, по словам президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, шансы на внесение поправок в девятую статью до конца года очень малы.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

Интересные материалы

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО