С мошенниками, которые получают кредиты по подложным документам, разговор короткий. При обнаружении таких историй их авторов ждет уголовная ответственность. Но обмануть кредитные организации пытаются и вполне честные граждане, в чем убедился портал Банки.ру.
Недавно мой знакомый брал довольно крупный автокредит при наличии ипотеки в 12 млн рублей. Об этой детали своей кредитной истории в анкете-заявке он не упомянул. В одном банке ему одобрили лимит лишь в 120 тыс. рублей, а в другом — все необходимые 1,5 млн. Все дело в том, что при рассмотрении кредитной заявки во втором банке там просто не «отразилась» ипотека. Обманывать кредитную организацию наш герой как бы и не думал, просто «забыл» указать имеющийся жилищный кредит. Но иначе как попыткой обмана это действие назвать сложно. Ведь в анкетах, как правило, содержится вопрос о других, уже имеющихся кредитах.
В теории, да и на практике, банки, конечно, борются с такими «забывчивыми» клиентами. Но, как показывает вышеописанный пример, не все. Для некоторых финансовых организаций гораздо важнее экстренно нарастить кредитный портфель.
По общему правилу при рассмотрении кредитной заявки банк, как правило, учитывает платежную дисциплину заемщика за последние 3—5 лет в зависимости от риск-профиля клиента, вида и срока кредита, а также наличия неисполненных обязательств клиента по предыдущим договорам.
«Если банк сотрудничает с БКИ, скрыть имеющиеся кредиты и наличие просроченной задолженности не получится, — уверяет начальник управления верификации и андеррайтинга банка «Стройкредит» Григорий Перепелов. — Можно, конечно, поменять паспорт и фамилию, но грамотный сотрудник банка по предыдущей серии и номеру, размещенных в виде штампа на последней странице паспорта, сделает «ручной запрос» в БКИ и установит кредитную историю по прежним установочным данным клиента». По его словам, та же ситуация с давностью просроченной задолженности: абсолютно вся информация отображается в выписке бюро кредитных историй.
Перепелов отмечает, что процент заемщиков, взявших кредит и при этом не планирующих его вернуть, крайне мал. Если, конечно, речь не идет именно о социальном или фрод-дефолте. «Мошенники обычно исчезают для банка, уничтожается сим-карта, человек становится недоступен, — рассказывает он. — В случае социального дефолта мы говорим о маргинальной прослойке общества: алкоголиках, других асоциальных элементах. Человек при этом будет доступен для контактов, исчезать из поля зрения банка он и не планировал. Такая категория, как правило, отсеивается на этапе подачи заявки в офисе банка либо в ходе проведения верификационных мероприятий специальными службами банка».
Не все эксперты отзываются о попытках обмануть банк столь скептически. «Сегодня в России действуют порядка 31 бюро кредитных историй, — говорит руководитель центра кредитных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская. — Обычно банки взаимодействуют с двумя-тремя крупными БКИ, чтобы иметь возможность передавать и получать информацию в более полном объеме обо всех своих действующих и потенциальных клиентах». То есть, выходит, сведения о потенциальном заемщике можно получить далеко не в полном объеме.
Заемщики довольно часто пытаются обмануть кредитную организацию, а еще чаще — скрыть от нее какую-то важную информацию. «При получении заявки на оформление кредита банк в первую очередь предполагает, что клиент указал всю необходимую и достоверную информацию о себе и своей кредитной истории, — комментирует Тузовская. — К сожалению, это не всегда так». «Имеющиеся кредиты, просрочки, истинное финансовое положение и сложности с платежной дисциплиной — все это можно скрыть. И происходит это довольно часто», — отмечает Герман Белоус, директор департамента розничного бизнеса СБ Банка.
«Обмануть банк все еще возможно, хотя это становится сложнее буквально с каждым днем, — полагает заместитель председателя правления Транскапиталбанка Евгений Ивановский. — Очень много зависит от политики конкретного банка по работе с БКИ (автоматизация процессов, частота и сроки передачи данных, количество и наполненность базы подключенных бюро кредитных историй)». По его оценкам, учитывая, что сегодня подавляющее большинство розничных банков придерживается строгой и даже сверхстрогой политики работы с БКИ (процессы автоматизированы, передача данных идет «день в день»), возможность скрыть от кредитной организации уже имеющиеся кредиты/просрочки не превышает 8—10%. Это не пугающие цифры, но немалые. К тому же, по словам Ивановского, порядка 15% заемщиков вообще не собираются возвращать кредиты.
Так что «забывчивых» заемщиков довольно много. Недоговаривая, они получают столь желанные кредиты, однако сталкиваются при этом с высокими рисками для себя и своей кредитной истории. «Если клиент сознательно обманывает банк, скрывая какие-либо данные, способные повлиять на принятие положительного решения по заявке на выдачу кредита, и банк в ходе проверки выявит этот факт, то такой заемщик, скорее всего, будет внесен в черный список банка», — предупреждает Юлия Тузовская.
До сих пор единой базы заемщиков, пытавшихся обмануть банки или что-то утаить от них, нет, но иногда кредитные организации делятся друг с другом подобными списками. Что касается БКИ, то, безусловно, там хранится вся информация о просрочках, причем она не имеет срока давности, а также о попытках получить кредит (обо всех поданных заявках). Но вот информации о не названных заемщиками кредитах там нет. Возможно, в обозримой перспективе банки и БКИ поймут, что это проблема, и найдут способ ее решения. Но пока у честных заемщиков с не очень хорошей памятью остается возможность вольно или невольно обмануть банк.
Начать дискуссию