Владимир ПАХОМОВ
Текущий год для банковского сообщества оказался значительно
спокойнее 2004-го. И это привело к некоторому уменьшению интереса московской
прессы к банковской тематике. Правда, на первой сотне банков пресс-рейтинга
НИИР отсутствие сенсационности не отразилось: информации о них в первом-третьем
кварталах было даже на 9% больше, чем в соответствующий период годом раньше.
К таким выводам пришли эксперты кафедры коммуникационного менеджмента Международного
университета в Москве, подготовившие это исследование специально для "Известий".
Заметнее всего изменилась структура информации о работе банков: доля категории "Акционеры
и участие в акционерном капитале" в структуре соответствующего раздела уменьшилась
с 15 до 9.2%, тогда как удельный вес категории "Пассивы" увеличился с 7.8 до
9.3%, "Кредиты" - с 12.7 до 14.3%, "Акции и ценные бумаги" - с 12.1 до 14.1%, "Инвестиции" -
с 7.1 до 10.3%. Как всегда, значительное место пресса уделяла пластиковым картам,
о которых все чаще писалось в связи с кредитной деятельностью банков. Не претерпела
существенных изменений и структура материалов о банках. Хотя можно говорить о
тенденции к дальнейшему увеличению в имидже банков роли компетентного присутствия
(доля соответствующей категории в пресс-рейтинге за январь-сентябрь 2005 года
составила 17%).
Таким образом, можно, с одной стороны, говорить о сохранении прошлогодних тенденций
(внимание к проблемам кредитования и работе с акциями), с другой - о повышении
интереса к политике привлечения пассивов (в первую очередь к зарубежным займам
российских банков) и к банковским инвестициям.
Дальнейшее развитие получила и тема банковского спонсорства и благотворительности.
Если еще пару лет назад в связи с этими видами деятельности упоминались только
самые крупные банки, то теперь их число перевалило за полсотни.
Сохранились и некоторые другие тенденции, оформившиеся после паники вкладчиков
летом 2004 года. В частности, тогда резко увеличилось присутствие в прессе банков
с иностранным участием и самых крупных российских банков. И эта картина сохранилась
в 2005 году.
Впрочем, нет правил без исключения. И этим исключением стал неизменный лидер
пресс-рейтинга НИИР - Сбербанк. Доля информации о нем в общем количестве сведений
о банках, выявленном пресс-рейтингом, снизилась с 8.2 (в итоговом рейтинге за
2004 год) до 7.2%. Также уменьшился удельный вес информации об Альфа-банке (с
6.5 до 5.2%). Правда, и негативной информации о нем стало меньше (6.7% вместо
10.5%). Практически неизменным остался удельный вес информации о Банке Москвы
(он составил 4.8%). А вот доля информации о Росбанке, МДМ-банке, Внешторгбанке,
Внешэкономбанке, Международном Московском банке и Райффайзенбанке увеличилась.
И особенно, о Газпромбанке: с 2.2 до 4.4%.
В сравнении с итоговым рейтингом за 2004 год десятка лидеров пресс-рейтинга НИИР
изменилась незначительно. Из ее состава (как и вообще из рейтинга) исчез Гута-банк,
ставший "Внешторгбанком 24", и банк "Зенит", переместившийся во вторую десятку.
Их места заняли Газпромбанк, поднявшийся с 12-го места на 6-е, и Райффайзенбанк,
передвинувшийся с 11-го места на 9-е. Положение в рейтинге Сбербанка, Внешторгбанка,
МДМ-банка и Международного Московского банка не изменилось (соответственно первое,
второе, пятое и десятое места). Поменялись местами Альфа-банк с Банком Москвы
и Внешэкономбанк и Росбанком (третье-четвертое и седьмое-восьмое места соответственно).
Во второй десятке перемены более значительны. Импэксбанк переместился с 15-го
места на 11-е, банк "Русский стандарт" - с 16-го на 12-е, Ситибанк - с 19-го
на 13-е, БИН-банк - с 21-го на 14-е, Промсвязьбанк - с 30-го на 15-е, Абсолют-банк
- с 38-го на 18-е, а Межпромбанк - с 31-го на 19-е. Менее заметным, чем в 2004
году, стало в коммуникационном пространстве положение банков группы "Уралсиб",
что связано с длительным процессом реформирования группы и затянувшимся ребрендингом.
И вообще темы реформирования банковской системы и образования банковских групп,
объединяющих крупный московский банк и несколько региональных, также относились
к наиболее заметным в прессе о банках. Именно в связи с ними попало в пресс-рейтинг
НИИР большинство региональных банков, даже такой крупный банк, как петербургский
Промышленно-строительный, еще совсем недавно активно позиционировавший себя в
СМИ как региональный банк общероссийского значения, но затем ушедший на второй
план и теперь упоминаемый прежде всего в связи с его покупкой Внешторгбанком.
Определенную трансформацию претерпевают и привычные формы публикаций о банках.
Все меньше появляется материалов типа "advertorials". Развернутые редакционные
публикации об отдельных банках стали в основном прерогативой специализированных
изданий и тематических вкладок. Информационные же заметки, публикуемые ведущими
деловыми и общественно-политическими изданиями, приобрели "телеграфный" стиль,
выродившись подчас до единственной строчки в большой подборке материалов о новостях
рынка. И все чаще желающему узнать какие-либо подробности из "жизни банков" приходится
обращаться к интернету.
![]() ![]() | Общий рейтинг | ![]() | ![]() ![]() | |
1 | ![]() | 58568 | 7.18 | 4.6 |
2 | ![]() | 54296 | 6.65 | 2.79 |
3 | ![]() | 42306 | 5.18 | 6.45 |
4 | ![]() | 39526 | 4.84 | 2.1 |
5 | ![]() | 37930 | 4.65 | 3.11 |
6 | ![]() | 36107 | 4.42 | 3 |
7 | ![]() | 35403 | 4.34 | 2.3 |
8 | ![]() | 33348 | 4.09 | 2.27 |
9 | Raiffeisen Bank Austria | 22510 | 2.76 | 1.64 |
10 | ![]() | 18994 | 2.33 | 0.91 |
11 | ![]() | 18701 | 2.29 | 2.89 |
12 | ![]() | 18695 | 2.29 | 4.93 |
13 | ![]() | 18225 | 2.23 | 3.61 |
14 | ![]() | 17015 | 2.08 | 2.56 |
15 | ![]() | 16202 | 1.99 | 1.86 |
16 | ![]() | 12813 | 1.57 | 0.87 |
17 | ![]() | 12557 | 1.54 | 2.75 |
18 | ![]() | 12183 | 1.49 | 0.51 |
19 | ![]() | 10807 | 1.32 | 1.56 |
20 | ![]() | 9679 | 1.19 | 3.09 |
21 | ![]() | 9642 | 1.18 | 2.41 |
22 | ![]() | 9545 | 1.17 | 0.98 |
23 | ![]() | 9372 | 1.15 | 3.8 |
24 | ![]() | 8861 | 1.09 | 2.24 |
25 | ![]() | 8211 | 1.01 | 3.11 |
26 | ![]() | 8197 | 1.00 | 0.71 |
27 | ![]() | 8142 | 1.00 | 5.02 |
28 | ![]() | 7968 | 0.98 | 1.21 |
29 | ![]() | 7835 | 0.96 | 0.57 |
30 | ![]() | 7706 | 0.94 | 1.26 |
31 | Deutsche Bank | 7582 | 0.93 | 1.98 |
32 | ![]() | 7437 | 0.91 | 0.96 |
33 | ![]() | 7333 | 0.90 | 0.77 |
34 | ![]() | 7178 | 0.88 | 1.25 |
35 | ![]() | 6853 | 0.84 | 3.15 |
36 | ![]() | 6772 | 0.83 | 2.76 |
37 | ![]() | 6725 | 0.82 | 1 |
38 | ![]() | 6291 | 0.77 | 1.64 |
39 | ![]() | 5826 | 0.71 | 0.95 |
40 | ![]() | 5746 | 0.70 | 1.21 |
41 | ![]() | 5098 | 0.62 | 0.45 |
42 | ![]() | 5092 | 0.62 | 0.36 |
43 | ![]() | 5004 | 0.61 | 1.17 |
44 | ![]() | 4978 | 0.61 | 0.78 |
45 | ![]() | 4811 | 0.59 | 0.32 |
46 | ![]() | 4778 | 0.59 | 0.47 |
47 | ![]() | 4296 | 0.53 | 2.15 |
48 | ![]() | 4292 | 0.53 | 0.98 |
49 | ![]() | 4284 | 0.52 | 1.32 |
50 | ![]() | 4022 | 0.49 | 4.21 |
51 | ![]() | 3986 | 0.49 | 0.76 |
52 | BSGV | 3951 | 0.48 | 1.11 |
53 | ![]() | 3827 | 0.47 | 0.98 |
54 | ![]() | 3792 | 0.46 | 2.15 |
55 | ![]() | 3711 | 0.45 | 0.76 |
56 | ![]() | 3679 | 0.45 | 0.21 |
57 | ![]() | 3630 | 0.44 | 0.54 |
58 | ![]() | 3624 | 0.44 | 1.32 |
59 | ![]() | 3504 | 0.43 | 1.95 |
60 | ![]() | 2848 | 0.35 | 0.76 |
61 | ![]() | 2841 | 0.35 | 0.98 |
62 | ![]() | 2771 | 0.34 | 1.15 |
63 | ![]() | 2625 | 0.32 | 2.13 |
64 | ![]() | 2597 | 0.32 | 0 |
65 | ![]() | 2576 | 0.32 | 0.15 |
66 | ![]() | 2529 | 0.31 | 1.30 |
67 | ![]() | 2416 | 0.30 | 0.47 |
68 | ![]() | 2413 | 0.30 | 3.36 |
69 | ![]() | 2309 | 0.28 | 0.01 |
70 | ![]() | 2028 | 0.25 | 0 |
71 | ![]() | 1924 | 0.24 | 0 |
72 | ![]() | 1872 | 0.23 | 2.17 |
73 | ![]() | 1541 | 0.19 | 0.02 |
74 | ![]() | 1515 | 0.19 | 1.8 |
75 | ![]() | 1489 | 0.18 | 0.0 |
76 | ![]() | 1486 | 0.18 | 0.0 |
77 | ![]() | 1422 | 0.17 | 1.05 |
78 | ![]() | 1308 | 0.16 | 5.74 |
79 | ![]() | 1153 | 0.14 | 0 |
80 | ![]() | 1140 | 0.14 | 6.81 |
81 | ![]() | 1102 | 0.14 | 0 |
82 | ![]() | 1086 | 0.13 | 0 |
83 | ![]() | 1059 | 0.13 | 0 |
84 | ![]() | 1050 | 0.13 | 0 |
85 | ![]() | 1003 | 0.12 | 0 |
86 | ![]() | 975 | 0.12 | 2.63 |
87 | ![]() | 838 | 0.10 | 0 |
88 | ![]() | 752 | 0.09 | 0 |
89 | ![]() | 737 | 0.09 | 0 |
90 | ![]() | 722 | 0.09 | 2.12 |
91 | ![]() | 714 | 0.09 | 3.97 |
92 | ![]() | 645 | 0.08 | 0 |
93 | ![]() | 534 | 0.07 | 0 |
94 | ![]() | 500 | 0.06 | 10.79 |
95 | ![]() | 444 | 0.05 | 0 |
96 | ![]() | 426 | 0.05 | 0 |
97 | ![]() | 414 | 0.05 | 0 |
98 | ![]() | 337 | 0.04 | 0 |
99 | ![]() | 251 | 0.03 | 0 |
100 | ![]() | 244 | 0.03 | 0 |
Источник: Международный университет в Москве
Начать дискуссию