Кредитование

Возрастные изменения

Портал Банки.ру решил провести собственный мини-опрос банков, чтобы узнать, что происходит с возрастом клиентов кредитных организаций в постепенно стареющей стране, каковой является Россия. Хотя средний возраст клиентов банков существенно не меняется, доля людей до 25 лет выше, чем тех, кому за 60.

Портал Банки.ру решил провести собственный мини-опрос банков, чтобы узнать, что происходит с возрастом клиентов кредитных организаций в постепенно стареющей стране, каковой является Россия. Хотя средний возраст клиентов банков существенно не меняется, доля людей до 25 лет выше, чем тех, кому за 60.

Молодые да ранние

Большинство банков, опрошенных нашим порталом, отметили вполне явную тенденцию: молодых клиентов у них больше, чем пожилых. Разница в долях не столь заметна, но все же есть. Кроме того, в настоящее время ряд кредитных организаций намерены целенаправленно увеличивать долю молодежи в своем клиентском портфеле.

На сегодняшний день в Промсвязьбанке насчитывается более 1,4 млн уникальных розничных клиентов. 80% клиентской базы — люди в возрасте от 25 до 60 лет. 13% приходится на граждан моложе 25 лет, 7% — старше 60 лет. Женщин и мужчин среди клиентов банка примерно поровну.

«Если говорить о предпочтениях клиентов по банковским карточным продуктам, то мы отмечаем, что мужчины чаще оформляют карты Angry Card и «Доходные карты», — комментирует директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Марина Спиридонова.

В Банке Москвы сейчас 1,9 млн действующих клиентов. «Основную часть составляют клиенты возрастной категории 25—60 лет (75%). В течение последних трех лет пропорция существенно не поменялась», — указывает вице-президент, директор департамента розничных продуктов Банка Москвы Наталья Коновалова.

Так, в 2011 году молодых клиентов в банке было 12%, сейчас — 13%. Впрочем, в новом году в планах банка — проведение специализированных акций, направленных на увеличение количества молодежи, пользующейся кредитными продуктами финучреждения.

По итогам 2013 года в Юниаструм Банке обслуживалось около 835 тыс. розничных клиентов. Граждане в возрасте до 25 лет составляют порядка 14% от общего числа розничных клиентов, в возрасте свыше 60 лет — 11%. Руководитель блока разработки и развития банковских продуктов Юниаструм Банка Сусанна Узунян обращает внимание, что гендерная разбивка частных клиентов существенно не меняется последние три года. Представительницы прекрасного пола составляют 47% от числа розничных клиентов банка, мужчины, соответственно, — 53%.

«Независимо от половой принадлежности клиенты банка активно пользуются карточными и кредитными продуктами. Также стоит отметить постоянный рост числа операций в интернет-банке 1Bank. Однако переводы «Юнистрим» в нашем банке осуществляют в основном мужчины», — добавляет Узунян.

 В Райффайзенбанке обслуживается более 3 млн розничных клиентов, 350 тыс. из них — моложе 25 лет, почти 170 тыс. — люди старше 60. Если смотреть в процентном соотношении, то розничными услугами банка пользуется 47% женщин и 53% мужчин.

«По нашей статистике, розничными продуктами банка чаще всего пользуются мужчины. Самый популярный продукт — автокредитование — востребован у 68% мужского населения и только у 32% женщин, дебетовые карты пользуются спросом у 53% клиентов-мужчин и у 47% клиентов-женщин, — говорит начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин. — 51% мужского населения пользуется потребительскими кредитами и кредитными картами Райффайзенбанка. Из общего числа наших ипотечных заемщиков 57% составляют мужчины».

В банке «Открытие» — почти 2 млн клиентов-физлиц. По словам руководителя дирекции розничных продуктов банка «Открытие» Натальи Сумаковой, доля клиентов моложе 25 лет составляет примерно 5,4%. Клиенты остальных возрастов («от 25 до 60 лет» и «свыше 60 лет») распределяются примерно поровну. «При этом наша клиентская база молодеет. За последние два года доля новых клиентов моложе 25 лет выросла почти до 15%, а доля пенсионеров, наоборот, значительно сократилась», — комментирует Сумакова.

База клиентов Хоум Кредит Банка насчитывает почти 27 млн человек. 80% клиентов кредитной организации относится к возрастной категории 25—60 лет. 13% — моложе 25 лет и 7% — старше 60. «На протяжении последних лет величина этих долей колебались незначительно, так как основная платежеспособная аудитория, как правило, старше 25 лет», — поясняет директор департамента по развитию продуктов и услуг Хоум Кредит Банка Павел Беляев.

Альфа-Банк может похвастать примерно 10 млн розничных клиентов. При этом доля клиентов до 25 лет выросла в нем с 6% в 2011 году до 9% в 2012-м и до 12% в 2013-м. Доля клиентов старше 60 лет за последние три года незначительно снизилась — с 5,7% в 2011-м до 5,3% в 2013 году.

Банк женского рода

Растет не только число клиентов более молодого возраста — все чаще в банках преобладает количествоклиентов-женщин.

Чуть больше стало представительниц прекрасной половины человечества в Альфа-Банке: за последние три года их доля среди клиентов банка увеличилась с 53,9% до 54,8%.

«Мужчины в нашем банке чаще делают вклады, оформляют кредиты наличными и выбирают премиальные пакеты услуг. Женщины больше склонны к накопительным счетам, кобрендовым картам «классической» категории и кредитам в магазинах, — делятся наблюдениями в Альфа-Банке. — Наиболее ценны для нас клиенты, которые делают осознанный выбор в пользу нашего банка, потому что планируют активно пользоваться нашими услугами как в повседневной жизни, так и в определенных жизненных ситуациях. Это мужчины и женщины 25—40 лет, чаще жители больших городов, зарабатывающие выше среднего, ведущие активный образ жизни, любящие путешествовать, получать новые впечатления, стремящиеся разумно относиться к управлению финансами, готовые пользоваться современными технологиями и новинками. Наш идеальный розничный клиент целеустремленный и не боится новых технологий, он ценит время и умеет не только слушать, но и слышать нас».

Доля клиентов-женщин незначительно превышает долю клиентов-мужчин в Банке Москвы. Если в 2011 году представительниц прекрасного пола среди общего числа клиентов было 51%, то теперь — 53%.

«Как для мужчин, так и для женщин наиболее популярными продуктами на текущий момент являются кредит наличными и зарплатная карта. Что касается наиболее популярных операций с использованием банковских продуктов, то здесь лидирующую позицию занимает операция по снятию наличных, — комментирует Наталья Коновалова. — Банк Москвы ориентирован на клиентов, активно пользующихся финансовыми услугами и ожидающих от банка продуманных и комплексных финансовых решений, вне зависимости от возраста и пола».

Услугами банка «Открытие» пользуются 48% мужчин и 52% женщин. Мужчины вдвое чаще женщин берут автокредиты и ипотеку, при этом реже — кредиты наличными. Зато женщины на 25% чаще пользуются срочными вкладами.

В клиентской базе Хоум Кредит Банка — 60% женщин. Это связано с тем, что женщины более надежные заемщики и банк, как правило, чаще одобряет им кредит. В марте 2013 года, в канун Международного женского дня, Хоум Кредит Банк провел исследование, которое показало, что женщины берут больше кредитов наличными, чем мужчины, — соотношение составляет 65% к 35% соответственно. Заявки на POS-кредиты от женщин банк одобряет чаще на 13%, а заявки на кредиты наличными — на 18%.

«Женщины любят и умеют пользоваться привлекательными предложениями, которые им делает банк. Дамы получают на 7% большие суммы, чем мужчины, когда берут POS-кредит или кредит по специальному предложению банка. Однако при обращении в банк в первый раз суммы получаемых женщинами кредитов обычно на 12% ниже, чем у мужчин. Отметим, что представительницы прекрасной половины человечества при выборе POS-кредита предъявляют повышенные требования к процентной ставке и оформляют заем с более выгодными условиями. Ставка по POS-кредиту у женщин в среднем на 3 процентных пункта ниже, чем у мужчин. Женщины более оптимистичны и с уверенностью смотрят в будущее. Они на 5% реже, чем мужчины, оформляют страховку на случай потери работы», — отмечает Павел Беляев.

Он также указывает, что в текущей ситуации борьбы за повышение качества портфеля ХКФ Банк отбирает только самых надежных клиентов. Идеальный клиент ХКФ должен иметь хорошую кредитную историю и работу с регулярным ежемесячным доходом, остальные факторы для банка являются вторичными.

Примерно 60% розничных клиентов Уральского Банка Реконструкции и Развития (УБРиР) — это женщины, такая тенденция прослеживается в кредитной организации уже несколько лет. В прошлом году в банке женщины чаще становились вкладчиками, а мужчины — выбирали кредитные продукты. Кроме того, стратегия УБРиР подразумевает расширение клиентской базы и привлечение новых клиентов, на которых раньше внимание не акцентировалось. Так, планируется существенно увеличить число клиентов в возрасте от 21 года.

«Население стареет», — сетует Бабушкин

Некоторые банки несколько выбиваются из вышеобозначенных тенденций. Например, в Мособлбанке всего 3,5% клиентов в возрасте до 25 лет, зато 40,5% — старше 60 лет. 60% клиентской базы банка составляют женщины.

В Бинбанке 10% розничных клиентов — это молодые люди до 25 лет, а 15% — граждане старше 60. Мужчин и женщин примерно равное количество: 52% и 48% соответственно.

В кредитной организации отмечают, что Бинбанк — это банк для разумных людей, способных анализировать. Целевой аудиторией банк называет клиентов верхнемассового и состоятельного сегмента — людей, стремящихся к улучшению своего финансового состояния, настроенных на постоянное развитие.

На 1 декабря 2013 года в УБРиР насчитывалось более 820 тыс. активных клиентов. «К сожалению, омоложения наших клиентов не происходит, и это полностью соответствует динамике повышения среднего возраста в целом по стране. Население стареет, — сетует руководитель дирекции розничных продаж УБРиР Денис Бабушкин. — Что касается вкладчиков, то на текущий момент картина такая: клиентов до 29 лет — 12%, от 30 до 60 лет — 55%, от 60 лет — 33%. В конце 2010 года цифры были похожи: вкладчиков до 29 лет в банке было чуть больше 12%. Основное число клиентов-вкладчиков от 30 до 59 лет — 57%. Треть вкладчиков составляли люди старше 60 лет. Среди заемщиков в 2013 году мы увидели следующее распределение: заемщики до 30 лет — около 30%. Основная часть заемщиков — порядка 67% — в возрасте 30—60 лет. Заемщиков старше 60 лет — около 3%. В прошлом году мы видели немного другу картину: заемщики до 30 лет составляли почти 32%, от 30 до 60 лет — почти 66% и лишь 2% — это заемщики старше 60 лет».

У Ситибанка сейчас более миллиона клиентов. Как отмечает руководитель департамента стратегического анализа и планирования дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Андрей Оберемок, в последние несколько лет клиенты кредитной организации «взрослеют». В настоящее время около 37% клиентов — это люди в возрасте «40 плюс». Около 35% приходится на россиян в возрасте 30—40 лет. И только около 27% составляют клиенты, которым менее 30 лет.

«Соотношение доли мужчин и женщин в нашем портфеле было достаточно стабильным на протяжении последних трех лет, мужчины составляют чуть больше половины от общего числа клиентов, — рассказывает Оберемок. — Наша целевая аудитория — представители российского среднего класса, обеспеченные россияне, которые любят путешествовать, активно проводить досуг и не отказывать себе и своей семье в удовольствиях. Кроме того, это люди, которые умеют думать о будущем и хорошо его планировать».

На 1 декабря 2013 года количество клиентов розничного блока Абсолют Банка превышало 407 тыс. человек, из них 54% — мужчины. Доля клиентов в возрасте до 25 лет составляет 8%, от 60 лет — 9%. Ежегодно количество клиентов розничного блока Абсолют Банка, по оценкам его аналитиков, прирастает в среднем на 10%. Как такового «омоложения» клиентов не наблюдается, при этом доля целевого сегмента клиентов средней возрастной группы (25—60 лет) стабильно увеличивается в среднем на 1% в год.

«Понятие «идеального клиента» для нас больше абстрактное, нежели реальное, — поясняют в Абсолют Банке. — Если же говорить о нашем целевом клиентском сегменте, то это люди в возрасте от 30 лет, работающие по найму, со стажем более пяти лет, высшим образованием и наличием положительной кредитной истории». 

В ВТБ 24 сейчас около 13 млн розничных клиентов, 12% из них — не более 25 лет, почти треть клиентов старше 50 лет. Соотношение мужчин и женщин — 58% против 42%. За последние три года доля мужчин увеличилась на 5 процентных пунктов.

«Разницы между пользованием продуктами среди мужчин и женщин практически нет, разве только инвестиционными продуктами пользуются преимущественно мужчины, — рассуждает директор центра маркетинговой стратегии и исследований ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков. — Возрастная структура в целом устойчива, чуть-чуть смещается в сторону «омоложения». Для нас важны любые клиенты, каждому можно подобрать продукт, соответствующий его желаниям. Но ядро нашей клиентской базы традиционно составляют люди в возрасте 25—45 лет с доходами среднего и выше среднего уровня. Мы намерены и дальше развивать прежде всего это ядро».

В Банке Жилищного Финансирования, основным направлением розничного бизнеса которого является ипотечное кредитование, типичные клиенты — это семейные пары в возрасте 27—45 лет со стабильным заработком.

«Из типов продуктов клиенты в равной мере выбирают как кредит на покупку жилья на вторичном рынке, так и кредит на новое жилье или строительство загородного дома под залог уже имеющегося жилья, — говорит первый заместитель предправления БЖФ Банка Игорь Жигунов. — Семейные пары, как правило, берут кредит на улучшение жилищных условий, часто используют средства материнского капитала, покупаютдвух-трехкомнатные квартиры. Молодые люди обычно берут кредит на первое жилье — одно-двухкомнатныеквартиры».

Начать дискуссию

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

Интересные материалы

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.