Интернет-банкинг

Мобильная битва за кошелек

Согласно данным аналитического исследования компании Morgan Stanley, которое оказалось в распоряжении портала Банки.ру, рынок мобильных платежей имеет большие перспективы и серьезно недооценен. При этом аналитики видят несколько возможных сценариев развития — в одних выигрывают инновационные облачные платежные системы, в других на коне оказываются более традиционные сервисы.

Согласно данным аналитического исследования компании Morgan Stanley, которое оказалось в распоряжении портала Банки.ру, рынок мобильных платежей имеет большие перспективы и серьезно недооценен. При этом аналитики видят несколько возможных сценариев развития — в одних выигрывают инновационные облачные платежные системы, в других на коне оказываются более традиционные сервисы.

По мнению аналитиков Morgan Stanley, недооцененный потенциал мобильных платежей кроется в колоссальной разнице между количеством активных платежных карт и мобильных телефонов в мире — 1,3 млрд против 7 млрд соответственно (из них 2 млрд — смартфоны). При этом доля смартфонов в поставках ежегодно растет. Вследствие этого совокупный годовой доход компаний мобильных платежей может вырасти со 175 млрд долларов до 250 млрд. По расчетам аналитиков, 45 млрд долларов можно получить на развитых рынках, 30 млрд — на развивающихся.

За такой кусок пирога можно побороться всерьез. Правда, даже для самих авторов исследования не до конца ясным остается вопрос, какие модели монетизации смогут добиться наилучших результатов. Среди наиболее перспективных аналитики называют модель Isis, занимающуюся NFC-платежами, которая взимает с банков фиксированную комиссию за каждый счет, привязанный к смартфону, и модель Google Wallet, бесплатную для всех (прибыль зарабатывается за счет продажи собранных о пользователе данных для таргетированного маркетинга). Третьим перспективным вариантом является MCX и подобные ей системы, спонсируемые крупными ретейлерами.

Наиболее привлекательным направлением монетизации выглядит заработок на собираемых данных о потребительском поведении, что очень легко реализуется на базе мобильных платежей. При 67 млрд долларов, полученных за 2012 год в США в виде комиссий за обслуживание платежей по банковским картам, совокупные затраты на рекламу составили гораздо более внушительную сумму — 173 млрд долларов. Примерно такое же соотношение в целом соблюдается во всех развитых странах. Это позволяет сделать вывод, что компании, занимающиеся мобильными платежами, могут потенциально увеличить свою прибыль еще на 30—60 млрд долларов за счет таргетированных скидочных купонов и программ лояльности.

В странах с недостаточно развитой инфраструктурой традиционных безналичных платежей мобильные платежи будут играть еще более важную роль. Visa ожидает, что распространение мобильных POS-терминалов поможет удвоить мировое число точек приема платежей по банковским картам всего за пять следующих лет. Не стоит забывать и о том, что распространение мобильных телефонов в развивающихся странах значительно выше проникновения банковских услуг — например, для стран Черной Африки это соотношение составляет 60% против 25%.

В развивающихся странах распространение мобильных финансовых трансакций может быть стимулировано относительно новой отраслью P2P-платежей (передача денег между физическими лицами) и ускорением перехода с наличных на безналичные платежи. За счет этого заработанные за 2012 год мобильными платежными системами 40 млрд долларов, по данным авторов исследования, имеют потенциал роста до 73 млрд.

Согласно данным Euromonitor, коммерческие отрасли, основывающиеся на электронных платежах (интернет-торговля и различныеонлайн-услуги), растут вчетверо быстрее традиционной офлайн-торговли. При этом все чаще для совершения платежей используются не настольные компьютеры и ноутбуки, а мобильные устройства — смартфоны и планшеты. По прогнозам Juniper Research, объем трансакций, совершаемых с помощью мобильных устройств, вырастет с 1,5 трлн долларов в 2012 году до 3,2 трлн в 2017-м.

Тем не менее в целом рост мобильных платежей происходит медленнее ожидаемого, особенно на развитых рынках, несмотря на все усилия по стимулированию этого процесса. В качестве причин этого аналитики Morgan Stanley называют отсутствие технологического стандарта (из-за чего рынок населяет целый зоопарк несовместимых технологий) и опасения по поводу недостаточной защищенности платежей такого рода. Также следует отметить тот факт, что многие пользователи не видяткаких-либо ощутимых преимуществ мобильных платежей перед традиционными способами оплаты.

В конце концов мобильные кошельки, вероятно, станут доминирующей формой электронных платежей. Но пока технологические факторы замедляют их принятие пользователями. Например, мобильный кошелек может стать абсолютно бесполезным в случае, если в вашем смартфоне сел аккумулятор.

По опросам, проведенным Morgan Stanley в США, 38% пользователей опасаются рисков, связанных с безопасностью мобильных платежей, 36% — считают процедуры мобильных платежей слишком сложными, при этом 35% опрошенных не видят в них для себя никаких преимуществ. Заметим, что только 30% опрошенных вообще не пользуются смартфонами, что затрудняет для них совершение мобильных платежей.

Игроки рынка мобильных платежей в надежде как можно более полно реализовать потенциал рынка не столько соперничают, сколько фактически сотрудничают. Совместными усилиями они стараются сделать мобильные платежи как можно безопаснее и проще. Так, Visa, MasterCard и American Express разработали стандарт токенизации, который позволяет проводитьинтернет-платежи без раскрытия данных карты продавцу, с помощью специального одноразового токена, присылаемого продавцу шлюзом платежной системы. С другой стороны, Google включил в свою операционную систему для мобильных устройств Android (начиная с версии 4.4) технологию Host Card Emulation (HCE), позволяющую любому смартфону с поддержкой NFC эмулировать бесконтактную банковскую карту (без HCE для этого требуется смартфон со специальным аппаратным компонентом).

Все данные говорят о том, что деньги на рынке мобильных платежах есть, и немалые, но еще большие деньги там появятся в будущем. Стремление заполучить свою долю заставляет даже самые крупные и, казалось бы, неповоротливые компании модернизировать свои бизнесы и внедрять новые технологии. Клиентам — физическим лицам это сулит не только новые статьи расходов (все же наличные пока остаются самым дешевым средством платежа), но и существенную экономию личного времени при совершении разного рода оплат. А время — это те же деньги, так что в выигрыше останутся все.

Портал Банки.ру будет следить за развитием российского рынка мобильных платежей, у которого также большой потенциал роста.

Начать дискуссию