Кредитование

Истории нарасхват

Темпы розничного кредитования замедляются, зато количество запросов по заемщикам, поступающих в бюро кредитных историй (БКИ) от банков, растет колоссальными темпами. Причина в том, что с 2013 года банки стали намного жестче оценивать не только заемщиков «с улицы», но и лояльных клиентов.

Темпы розничного кредитования замедляются, зато количество запросов по заемщикам, поступающих в бюро кредитных историй (БКИ) от банков, растет колоссальными темпами. Причина в том, что с 2013 года банки стали намного жестче оценивать не только заемщиков «с улицы», но и лояльных клиентов.

Заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов на днях заявил журналистам, что регулятор ожидает роста корпоративного кредитования в 2014 году более чем на 10% при замедлении темпов роста розничного кредитования до 25%. «Скорее, это будет цифра свыше 10%, может, не очень сильно выше. Мы ожидаем дальнейшего плавного снижения темпов роста розничного кредитования за счет сокращения наиболее рискованного необеспеченного потребительского кредитования», — передает слова Сухова Reuters.

Для сравнения: согласно обзору банковского сектора Центробанка, за 11 месяцев 2013 года корпоративный кредитный портфель российских банков вырос на 13,5%, до 22,6 трлн рублей, кредиты физлицам увеличились на 26,2%, до 9,8 трлн.

Большие запросы

«На самом деле сейчас наблюдается достаточно интересная фаза развития рынка розничного кредитования, которая началась еще 8—9 месяцев назад. С одной стороны, пошло явное снижение темпов роста розничного кредитования. С другой стороны, мы видим, что с каждым месяцем к нам поступает все больше запросов от банков на получение кредитной истории по тому или иному заемщику, — рассказывает генеральный директор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин. — Для сравнения: в декабре 2013 года количество запрашиваемых банками историй выросло в 2,5 раза по сравнению с маем того же года. Сейчас ежемесячно к нам в бюро поступает порядка 15 миллионов онлайн-запросов от банков. И это с учетом того, что в России проживает около 70 миллионов человек экономически активного населения».

Если количество полученных «Эквифаксом» онлайн-запросов по заемщикам за IV квартал 2012 года насчитывало около 28 млн штук, то в IV квартале 2013 года почти вдвое больше — свыше 55 млн.

По мнению Лагуткина, причина столь значимого роста кроется в том, что банки ужесточают свою кредитную политику. Несмотря на то что банки уже несколько лет работают с бюро кредитных историй (БКИ), до недавнего времени многие кредитные организации не проверяли своих постоянных клиентов через БКИ. «Кредитные организации запрашивали информацию в основном по клиентам «с улицы». А по лояльным заемщикам, которые исправно погашают кредиты в банке уже не один год, финучреждения предпочитали использовать собственную информацию для скоринга, — поясняет генеральный директор «Эквифакса». — Однако даже лояльные клиенты со временем стали преподносить неприятные сюрпризы, их платежное поведение поменялось в худшую сторону. Поэтому сейчас де-факто банки проверяют абсолютно всех своих заемщиков, и лучше даже пару раз. Уровень насыщения рынка розничного кредитования достиг той отметки, когда банкам становится все сложнее самостоятельно управлять кредитными рисками, и им приходится все более плотно работать с бюро кредитных историй».

Схожая позиция и у директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексея Волкова. Он обращает внимание, что в 2013 году НБКИ отмечало существенный рост спроса на информацию и аналитические решения бюро: число запросов кредитных отчетов от банков выросло на 60%, в несколько раз увеличилось количество счетов, находящихся на постоянном мониторинге. «Практически в два раза увеличилось число аналитических исследований, проведенных нами по заказам банков. Востребованными оказались и принципиально новые разработки НБКИ, внедренные в 2013 году, — возможность получения данных о кредитном поведении социального окружения заемщиков, сервисы по противодействию кредитному мошенничеству на этапе рассмотрения кредитной заявки и ряд других инноваций», — говорит Волков.

По данным НБКИ, ежемесячно в бюро поступает 12 млн запросов кредитных отчетов от банков и микрофинансовых организаций.

Заметили усиление интереса банков и в Объединенном кредитном бюро (ОКБ). С января 2012-го по декабрь 2013 года количество ежемесячно поступающих в бюро запросов увеличилось с 1,8 млн до 11 млн. 

«Конец года — всегда пиковый период по запросам кредитных историй, так как идет рост продаж в магазинах, в том числе кредитных, — комментирует заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников. — Традиционно спад количества запросов приходится на январь — на 40—50%. Причем в январе количество запросов на кредитные истории растет от недели к неделе, и пик приходится на последние дни месяца, поскольку рынок постепенно просыпается после новогодних праздников».

Холодный расчет

На рынке розничного кредитования действительно наблюдается «похолодание». Так, о пересмотре моделириск-менеджмента уже заявили значимые игроки рынка.

ВТБ 24 поднимает минимальную сумму потребительского кредита с 50 тыс. до 100—150 тыс. рублей в зависимости от региона, а Хоум Кредит Банк в конце прошлого года принял решение снизить минимальную и максимальную процентные ставки по «потребам» наличными на 3 и 23 процентных пункта соответственно. При этом оба банка уменьшают процент одобрения заявок на кредиты.

Активность банков в развитии систем риск-менеджмента Алексей Волков из НБКИ связывает с несколькими причинами. Во-первых, это бурное развитие кредитования, прежде всего беззалогового, которое привело к ухудшению качества кредитных портфелей, что требует внедрения более эффективных решений и процедур. Во-вторых, период первоначального вовлечения россиян в кредитные отношения близок к завершению — только в базе НБКИ содержатся данные о 85% экономически активного населения страны. Соответственно, уже в ближайшее время можно будет увидеть ужесточение конкурентной борьбы в различных клиентских сегментах. Эффективный и современный риск-менеджмент в этих условиях — один из самых важных элементов успеха, и банки это понимают. В-третьих, банкам становятся интересны и другие типы кредитования, помимо беззалоговых.

«Не секрет, что структура задолженности россиян до недавнего времени была существенно перекошена в пользу необеспеченных займов, на которые приходилось более 60% задолженности. Например, на ипотеку приходилось менее 25%. Такая ситуация, безусловно, будет меняться — доля ипотеки будет расти. А это несколько другой вид кредитования со своими специфическими рисками и инструментами их оценки», — подытоживает Волков. 

Оправданная жесткость

Банки.ру опросил представителей кредитных организаций на тему того, чего ждать клиентам от ужесточения кредитной политики в них.

Дмитрий Сапронов, директор дирекции розничных продуктов и перекрестных продаж ОТП Банка:

— На самом деле большинство банков уже ввели все существенные ужесточения в части риск-менеджментапо новым и существующим заемщикам еще в квартале прошлого года. В квартале 2014 года наблюдается другая тенденция — смена клиентского сегмента, кредитуемого банками, когда кредитные организации улучшают условия по займам, но при этом кредитуют более платежеспособных и «дорогих» заемщиков. Нас этот тренд также не обошел стороной. Сейчас мы, как и все остальные участники рынка, стараемся найти наиболее оптимальный способ получения качественного заемщика несколько другого сегмента — не того, у кого четыре кредита, по которым он уже не может платить, а менее закредитованного из верхнемассового сегмента.

Дмитрий Жиздюк, старший вице-президент, директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка:

— Резких изменений в нашей кредитной политике не планируется. Количество программ кредитования, которые предлагались нами в 2013 году, менять мы не будем, условия по ним также не претерпят глобальных изменений. Однако мы стали чуть более консервативны в оценке части заемщиков — мы меняем модели оценки и учитываем в своих решениях замедление темпов роста доходов населения и более высокую кредитную нагрузку заемщиков. Как бы то ни было, но Альфа-Банк планирует расти чуть быстрее рынка розничного кредитования. По нашим оценкам, темпы роста рынка в 2013 году находились на уровне 28%, к середине 2014 года этот показатель будет на уровне 20%, а к 2016-му мы прогнозируем снижение темпов роста до 10—15%.

Кроме того, мы планомерно снижаем количество акционных программ с нашими партнерами по POS-кредитованию, и это общерыночная тенденция. На рынке появилось много компаний, которые заинтересованы в проведении акций по рассрочке товара в течение всего года — такие акции стали сейчас одним из лучших инструментов, стимулирующих спрос. Во многих категориях они опережают по эффективности телевизионную рекламу и иные способы продвижения товара. Вполне логично, что такие акции привлекают большое количество людей, но в то же время увеличивают закредитованность населения и темпы роста розничного кредитования, а также риски банков. Уже в декабре 2013 года мы наблюдали, что банки стали в меньшей степени поддерживать такие программы, и в 2014 году эта тенденция, по нашему мнению, продолжится. Мы для себя решили, что партнеров, заинтересованных в постоянных кредитных акциях, мы будем поддерживать в меньшей степени либо вообще откажемся от сотрудничества с ними. Результатом этого решения стало сокращение за год количества акционных продуктов с партнерами как у нас, так и по всему сектору примерно на треть.

Владислав Вербин, вице-президент, директор департамента банковских карт банка «Ренессанс Кредит»:

— С учетом меняющейся конъюнктуры на рынке розничного кредитования, в том числе в условиях увеличивающейся закредитованности населения России и снижения платежной дисциплины заемщиков, наш банк скорректировал свою кредитную политику. В частности, изменения коснулись скоринговой модели и правил расчета кредитного лимита — подход банка к оценке качества заемщика стал несколько более консервативным. В течение ноября 2013 года в соответствии с новыми кредитными политиками и с учетом других кредитов, взятых клиентом в последнее время, был произведен перерасчет лимитов по картам существующих клиентов: у одной части держателей карточек новый лимит оказался больше установленного ранее, у другой — меньше. И если сумма текущей задолженности клиента превышала размер нового лимита, расходные операции по карте временно приостанавливались до того момента, пока долг заемщика не снизится до уровня вновь установленного лимита. Как только клиент внесет на счет необходимую сумму, картой снова можно будет пользоваться.

После того, как в ноябре 2013 года были пересмотрены кредитные лимиты по картам существующих клиентов, было заблокировано меньше 10% активных карточек. Отмечу, что теперь процесс перерасчета лимитов будет производиться регулярно: лимиты будут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от своевременности погашения клиентами кредитов, оформленных как у нас, так и в любом другом банке, а также от изменения кредитной нагрузки заемщиков. Таким образом, если клиент своевременно погашает текущие кредиты и не берет новые, то кредитный лимит по карте может быть увеличен. Если у клиента возникают просрочки или он берет все больше новых кредитов, лимит по карте может снижаться.

Федор Поспелов, председатель правления банка «Траст»:

— В рамках сокращения рисков у нас ведется работа по снижению кредитных лимитов по первым выдачам. В 2012—2013 годах мы последовательно уменьшали сумму первого чека по новым клиентам. Вместе с тем повторным клиентам мы не только предлагаем новые продукты, но и увеличиваем лимиты по существующим кредитам. То есть это два разнонаправленных действия, которые касаются двух различных групп заемщиков и не противоречат друг другу.

В объемах выдач банка уменьшается доля «дорогих» кредитов. Мы предлагаем заемщику процентную ставку в зависимости от уровня его риска — чем более рискованный заемщик, тем более высокая ставка. В 2013 году банк «Траст» также делал большой акцент на работе с существующими клиентами и сотрудникамикомпаний-партнеров. Для данных категорий клиентов мы предусматриваем более лояльные условия и более низкие ставки. Таким образом, ставки снижались.

Мы активно работаем с корпоративным каналом продаж, а также с повторными клиентами, вместе с тем из года в год качество новых клиентов на открытом рынке объективно ухудшается. Также присутствует определенная доля клиентов, уровень закредитованности которых является весьма высоким. Поэтому процент одобрений в сегменте масс-маркет снижается.

Мария Минаева, руководитель дирекции по управлению рисками, член правления Райффайзенбанка:

— В 2013 году банк несколько скорректировал свою стратегию управления рисками по кредитным картам. Требования к потенциальным заемщикам, которые не являются зарплатными клиентами банка, были несколько ужесточены. Также банком был упорядочен процесс аккредитации застройщиков, с которыми идет сотрудничество в рамках ипотечного кредитования.

Учитывая то, что Райффайзенбанк всегда достаточно осмотрительно подходил к управлению рисками, в настоящее время мы не испытываем необходимости в резких изменениях кредитной политики, даже с учетом принятия закона о потребительском кредите и повышения требований к резервам и уровню капитала.

Дмитрий Коловский, руководитель департамента кредитных продуктов Ситибанка:

— В среднесрочной перспективе мы не планируем ужесточать требования по потребительским кредитам. Наш подход в плане подбора заемщиков и так достаточно консервативен, у нас высокие требования к качеству заемщиков и состоянию их кредитной истории. Благодаря такой модели бизнеса уровень потерь в нашем розничном портфеле (безнадежные кредиты) значительно ниже рыночного. При этом российский средний класс остается нашим целевым клиентским сегментом. Я думаю, что многие банки уже ввели необходимые для себя ужесточения в части кредитного бизнеса, но с вступлением с 1 июля 2014 года в силу закона «О потребительском кредитовании», который позволит Банку России ограничивать верхнюю планку процентной ставки по кредитам, следует ждать дальнейшего пересмотра кредитной политики банков.

Начать дискуссию