Банки

Грозит ли отечественным банкам потеря клиентской базы?

Как известно, основные мотивы перевода счетов из одного банка в другой можно свести к трем: надежность банка, качество обслуживания (предоставление требуемой банковской услуги, в том числе кредита) и возможность получения дохода (для депозитных счетов). Рассмотрим с этих позиций сложившуюся практику и потенциальную возможность перехода отечественной клиентуры на обслуживание в зарубежные банки.

Михаил БЕЛЯЕВ,
экономист

Как известно, основные мотивы перевода счетов из одного банка в другой можно свести к трем: надежность банка, качество обслуживания (предоставление требуемой банковской услуги, в том числе кредита) и возможность получения дохода (для депозитных счетов). Рассмотрим с этих позиций сложившуюся практику и потенциальную возможность перехода отечественной клиентуры на обслуживание в зарубежные банки.

Надежность банков. Практически неизменный в послекризисные годы количественный состав банков московского региона (а это костяк российского банковского сообщества) свидетельствует о достаточно высоком уровне их устойчивости. Особенно если учесть наращивание основных показателей деятельности, включая прибыль. Совокупная валюта баланса за 2002 год выросла на 527,4 млрд. рублей (29,5%), собственные ресурсы — на 77,7 млрд. рублей (25,2%), прибыль по данным балансовой отчетности составила 43,2 млрд. рублей.

Предоставление услуг. По спектру и качеству востребованных российскими компаниями услуг ведущие отечественные банки не уступают зарубежным. Платежная система работает бесперебойно, обеспечивая обслуживание клиентов на уровне мировых стандартов, расширяется кредитная деятельность — кредиты реальному сектору в Московском регионе возросли за 2002 год на 38,5%, или на 238,3 млрд. рублей. Постоянно внедряются новые виды услуг, в том числе «фирменные» банковские продукты.

Партнерские отношения, которые сложились между российскими банками и их клиентами (знание кредитной истории, связей), служат важным мотивом при принятии решения о предоставлении кредита. В регионах российские банки и крупные предприятия нередко действуют в рамках совместных региональных программ развития, что во многом определяет отношения между ними и практически исключает перевод операций клиентом в какой-либо другой банк.

Зарубежный банк весьма осторожен не только в плане предоставления ссуд, но и при открытии расчетных и текущих счетов новым клиентам. Особенно в условиях усиления контроля за отмыванием нелегальных доходов. Он осуществляет постоянный мониторинг деятельности клиента (практика Австрии, Германии, Франции, Японии и ряда других стран), требует раскрытия достаточно большого объема информации, к чему далеко не все готовы.

Для многих компаний большое значение имеет возможность получения определенной, часто специфической услуги. Например, для страховых компаний с их крупными оборотами существенной становится возможность получения овердрафта — пока более чем проблематичная при обслуживании в западном банке.

И тем не менее фактом последнего времени стал выход ряда российских компаний на зарубежный кредитный рынок. Обычно речь идет о синдицированных кредитах. Они выдаются под конкретный проект, предполагающий подробный бизнес-план. Требования к документации жесткие и должны строго соответствовать принятым на западе стандартам.

Поэтому круг потенциальных получателей синдицированных кредитов ограничен. Как правило, это очень крупные компании, работающие в высокодоходных отраслях. Из выборки 13 синдицированных кредитов, полученных российскими клиентами в 2001 году от западных банков, 3 было предоставлено банкам (Башкредитбанк, Альфа-банк и МДМ-банк), 7 нефтяным компаниям (среди них Славнефть, Сибнефть, Татнефть), а также «Аэрофлоту» и Приморскому морскому пароходству. Суммы кредитов: Татнефть —100 млн. долларов, Славнефть — 115 млн. и 160 млн., Ватойл — 30 млн., Русский алюминий — 47 млн., Альфа-банк — 20 млн. долларов.

Из других видов можно выделить предоставление кредита для обеспечения контракта или оплаты поставок. Но их получают опять-таки компании, известные за рубежом и имеющие экспортно-импортную ориентацию. В случае предоставления кредита под поставку оборудования на первый план выходят доказательства надежности проекта в финансовом отношении. К тому же, поиском кредитора занимается поставщик оборудования, то есть он работает со своим банком и фактически под свои гарантии (по сути это «связанный кредит»). Нередко такие сделки кредитуются международными организациями ЕБРР или под гарантии крупных российских банков. В любом случае они являются краткосрочными.

Еще один источник получения инвестиционных средств — вывод российскими крупными компаниями своих акций на биржи США в форме ADR (американских депозитарных расписок) или размещения евробондов в Европе. Однако такой способ привлечения средств не является банковским кредитованием. Круг компаний также достаточно узкий. Из полусотни компаний, вышедших на рынок ADR, безусловно, преобладают нефтяные (Нижнекамскнефтехим, Сибнефть, Лукойл), энергетические (Ленэнерго, Ростовэнерго, Самараэнерго), телекоммуникационные (Северо-Западный Телеком, Южтелеком), крупные торговые (ГУМ и ЦУМ), крупные компании с западными инвестициями в основной капитал (Вимм Билль Данн), а также такие известные корпорации, как ЛОМО, Газпром, Северский трубный завод, Аэрофлот.

В связи с этим выход российских компаний на зарубежный кредитный рынок преждевременно считать массовым явлением. Неуклонный рост сумм предоставленных кредитов, а также их доли в активах российских банков свидетельствует, что переориентация на западный кредитный рынок отсутствует. Для подавляющего большинства российских компаний доступ к ресурсам западных банков остается проблематичным. В таких условиях либерализация валютного регулирования с российской стороны радикальных изменений в ситуацию не внесет.

Наконец, еще одно существенное обстоятельство. В зарубежных банках кредитование и перевод расчетных счетов с целью обслуживания лежат в разных, не всегда пересекающихся плоскостях. Иными словами, выход на зарубежный кредитный рынок в целях получения средств, которые пока не в состоянии предоставить российские банки, не предполагает обязательной смены банка обслуживания.

Доходность подавляющего большинства финансовых инструментов зарубежных стран, в том числе ставки по депозитным счетам в зарубежных банках, как правило, ниже, чем в российских. Так, по данным английского журнала «Экономист», в марте 2003 года доходность государственных двухлетних облигаций составляла в Великобритании 3,19%, десятилетних — 4,12%, в Швейцарии соответственно 0,12% и 2,17%, в США —1,29% и 3,62%. В Сберегательном банке РФ, ставки которого отличаются консерватизмом, по «накопительному вкладу» сроком 2 года и сумме более 10 тыс. рублей выплачиваются 13% годовых, а по «пополняемому депозиту» сроком 1 год и 1 месяц в зависимости от суммы — от 11 до 12,25%.

Для корпоративных клиентов (с учетом удовлетворительной стабильности российских крупных банков) это существенный аргумент в пользу сохранения счетов в отечественных кредитных организациях. Для физических лиц вопрос доходности становится практически единственным критерием при принятии решения о размещении средств в банках. Об этом свидетельствуют высокие темпы прироста депозитов физических лиц за пределами системы Сбербанка РФ. За прошлый год депозиты населения выросли на 82,8% (на 97,6 млрд. рублей) и составили 215,5 млрд. рублей. Продолжается рост и в этом году.

Мелкие и средние банки. Их клиентура не представляет интереса для зарубежных банков. Одновременно отсутствуют мотивы смены банка у самих клиентов — характер их операций таков, что российские банки (и, может быть, только российские) в состоянии предоставить необходимые услуги. В плане получения кредита в зарубежных банках перспективы у них практически отсутствуют.

Таким образом, можно сделать вывод: массовый переход клиентской базы в зарубежные банки в связи с либерализацией валютного законодательства маловероятен. Соответственно не следует ожидать и существенного изменения ресурсной базы российских банков, а также структуры их активных операций. Крупные компании уже имеют выход на западный рынок в требуемом объеме, а мелким и средним он в любом случае недоступен.

Следует также отметить, что выход ряда российских компаний на западный рынок инвестиционных ресурсов соответствует международной практике трансграничных заимствований. При этом доступ к инвестиционным ресурсам и банковское обслуживание — сферы близкие, но не жестко взаимосвязанные. Рост сумм предоставленных кредитов и их доли в активах российских банков свидетельствует, что компании (причем ограниченного круга) скорее обращаются к западным кредиторам за дополнительными валютными ресурсами, чем об их переориентации на обслуживание в западных банках.

Представляется, что сама по себе обсуждаемая проблема возникла в связи с вполне понятными корпоративными опасениями банковского сектора потенциальной конкуренции. Однако практика показывает, что конкуренция, в том числе потенциальная, служит скорее стимулом к профессиональному развитию отечественной банковской системы, чем к ее подавлению.

Начать дискуссию