Банки

Первое высшее

Далеко не все руководители российских банков имеют профильное первое высшее образование. Однако это не мешает (а во многих случаях даже помогает) им успешно управлять финансово-кредитными организациями.

Далеко не все руководители российских банков имеют профильное первое высшее образование. Однако это не мешает (а во многих случаях даже помогает) им успешно управлять финансово-кредитными организациями.

В культовом советском фильме «Семнадцать мгновений весны» показано, что все высшее руководство Третьего рейха имело среднее образование, это, впрочем, далеко не всегда соответствовало действительности. Российские банкиры могли бы дать незадавшимся властителям мира сто очков вперед: все руководители финансово-кредитных организаций имеют высшее образование, а многие два или даже три диплома об окончании вузов. Но первое высшее, как показывает практика, обычно оказывает самое большое влияние и на интересы людей, и на успешность их работы, поскольку вместе со знаниями прививаются и определенные навыки, очень востребованные для карьерного роста. NBJ решил выяснить, как сами банкиры оценивают полезность образования, полученного еще в советских высших учебных заведениях.

Переквалификация на фоне реформ

Всплеск банковской активности, который пришелся на 1990-е годы, потребовал срочного вливания в новую систему дефицитных кадров - экономических и финансовых. В государственных банках трудились более опытные специалисты, между тем частные организации нередко открывали люди, не имевшие фундаментальных знаний о банковском деле.

В новые структуры пришли работать люди, далекие от финансов. «Моя молодость и профессиональное становление пришлись на сложные для России времена, когда планировать карьеру было недальновидно: чаще всего задуманное не реализовывалось, - делится воспоминаниями вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - В 1987 году я окончил Ленинградский электротехнический институт связи по специальности «инженер электросвязи». В середине 1990-х годов считалось, что в коммерческих банках работать можно мало, а получать много. Я пошел работать в Уникомбанк программистом, но «железо» и скучные программы мне в конце концов надоели. Я начал заниматься ценными бумагами и валютными операциями. С ними же была связана моя работа в других кредитных организациях. Однажды, проходя по коридорам ИБГ «НИКойл», я увидел табличку с надписью «факторинг». Это слово определило мою дальнейшую профессиональную судьбу».

Профессия инженер действительно была востребована в СССР: конструкторские бюро, НИИ не могли существовать без работников данного профиля. То, что подобные специалисты оказались очень востребованными первыми российскими банками, объяснялось просто: инженеры сведущи в технических дисциплинах, их работа требует аналитического склада ума, сильных математических способностей, логики - словом, качеств, которые так необходимы для того, чтобы профессионально расти в финансово-кредитной организации.

Заместитель председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов рассказывает: «По первому образованию я инженер-физик, в 1986 году окончил Московский горный институт. Тогда экономическое образование не пользовалось такой популярностью, как в последнее время. Востребованы были инженеры, научные сотрудники. После окончания вуза я остался работать в институте в одной из прикладных лабораторий. Моя карьера в области финансов началась в 1995 году с позиции финансового менеджера производственной компании «кубост». За год до этого, в 1994 году, я окончил Высшую школу финансов и менеджмента в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Я получил достаточно глубокие для того времени знания, которые, кстати сказать, сначала давались не так просто. В нашей стране только начиналось становление рыночной экономики. Необходимых учебных материалов по экономике, финансам, банковскому делу, рынку ценных бумаг практически не было, приходилось изучать в том числе и иностранную литературу. Помню, как со словарем разбирался в экономических циклах и волнах Эллиотта. В 1996 году я перешел в группу компаний «Юниаструм», где в период с 1999 по 2005 год являлся председателем правления Юниаструм Банка».

В советскую эпоху физика ассоциировалась с большими открытиями, прогрессом. Знания, получаемые физиками в процессе обучения, были актуальны для работы в банке.

«По первому образованию я радио-физик, заканчивала радиофизический факультет Нижегородского государственного университета им. Лобачевского, - вспоминает главный исполнительный директор по малому бизнесу банка «УРАЛСИБ» Светлана Кулагина. - После окончания университета занималась научной деятельностью, затем десять лет работала программистом. Прочитала, что объявлен конкурс ЕБРР на участие в пилотном проекте по кредитованию малого бизнеса. Я его прошла! В ЕБРР мы научились искусству кредитования, менеджмента и даже получили навыки управления персоналом. А позже я окончила экономический факультет родного университета».

На сегодняшний день восемь из десяти банкиров, занимающих руко­водящие должности в финансово-кредитных организациях, имеют инженерное или физическое первое высшее образование.

Фундамент для дальнейшего роста

Возникает вопрос: если в банке может работать и физик, и инженер, выходит, хлопоты по подготовке профильных специалистов - банкиров, финансистов, экономистов - не то чтобы совсем напрасны, но вторичны? Не совсем так: большая часть современных банковских сотрудников, пришедших в кредитные учреждения из других отраслей, предпочли получить второе высшее или дополнительное профильное образование.

Председатель правления Нордеа Банка Игорь Буланцев (окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «инженер-радиоэлектронщик») рассказывает: «В 2000 году я получил второе высшее образование в Финансовой академии при Правительстве РФ по специальности «финансы и кредит», в 2006 окончил IESE Business School по программе Global Executive MBA».

«Банк - понятный для меня организм, и все же я прошел несколько профильных курсов повышения квалификации, у меня есть сертификат ФСФР. кроме того, я окончил Стокгольмскую школу экономики в России», - говорит управляющий директор, руководитель направления интернет-продаж Уральского банка реконструкции и развития, психофизиолог по первому образованию Вячеслав Семенихин.

Заместитель председателя правления Инвестторгбанка Светлана Крошкина (окончила куйбышевский политехнический институт по специальности «программист») отмечает: «Поняв, что хочу продолжить работу в банковском бизнесе, где более широкие возможности для самореализации, нежели в должности клерка в обслуживающем подразделении кредитной организации, я пришла к выводу о необходимости получения второго высшего финансово-экономического образования».

Тем не менее большинство специалистов, пришедших на работу в банки в конце 1980-х - начале 1990-х годов, указывают на безусловную пользу, которую дал им первый диплом. «Любое образование умному человеку всегда только во благо. Знание технических дисциплин помогает понять многие экономические, финансовые процессы более глубоко, осознать их физическую природу. Это дает преимущество в решении многих совершенно разноплановых задач, стоящих перед банком. И еще я убежден, что без владения основами информационных технологий невозможно управлять крупной кредитной организацией в сегодняшних реалиях», - утверждает председатель правления Росгосстрах Банка Александр Фалев, окончивший Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-электрик на транспорте».

Заместитель председателя правления АкБ «Международный финансовый клуб» Артем Сиразутдинов (окончил Сибирский металлургический институт по специальности «инженер по технологии производства алюминия») подтверждает: «Первое образование - это тот фундамент, который позволяет чувствовать себя уверенно. Инженерное образование требует усидчивости, работы над собой, формирует аналитическое мышление, сильную математическую и статистическую базы, учит не бояться проблем - ты знаешь, что любую из них рано или поздно сможешь решить. Кроме того, техническое образование позволяет глубже понимать клиентов, ведь их бизнес чаще всего производственный».

«Определенно, секрет моего профессионального успеха в моем первом образовании!» - убеждена Светлана кулагина (банк «УРАЛСИБ»).

Сегодня ситуация с подготовкой профессиональных кадров для финансово-кредитных организаций заметно выровнялась, современные российские банкиры обучаются в том числе в Финансовой академии при Правительстве РФ, Стокгольмской школе экономики в России, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московском государственном открытом университете и других вузах.

По данным фонда «Общественное мнение» за май 2013 года 37% работающих россиян хотели бы повысить квалификацию, получить дополнительные знания и навыки. каждый пятый хотел бы освоить новую специальность. Есть основания полагать, что среди опрошенных граждан было немало банковских работников: правительством уже подготовлены поправки к закону «О банках и банковской деятельности», согласно которым руководители кредитных организаций будут обязаны раскрывать в Интернете информацию о своей квалификации и опыте работы. Обязательство ляжет на плечи членов советов директоров, председателей правления банков, их заместителей, членов коллегиальных исполнительных органов, главных бухгалтеров головных офисов, их заместителей, руководителей и главных бухгалтеров филиалов.

Немного истории

В наши дни российские вузы охотно выпускают экономистов и финансистов. Молодой сотрудник, только что пришедший работать в банк, скорее всего, продолжит получать знания после альма-матер: при кредитных организациях создаются целые университеты для обучения и повышения квалификации персонала.

Сегодня трудно поверить в то, что еще пару столетий назад в банках было некому работать.

В те времена, когда Анной Иоанновной вводились первые простейшие банковские функции - открывались ссуды из Монетной конторы под 8% годовых, речь о создании специального штата сотрудников-финансистов еще не шла. Императрица сетовала на «совершенное отсутствие кредитных учреждений и огромное вследствие этого лихоимство ростовщиков». Требовалось решить проблему без изысков, о кадрах еще никто не задумывался.

Елизавета Петровна более ответственно подошла к упорядочению финансов, подписав указ о создании Государственных заемных банков, а также Банка для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества. С этого момента руководством кредитными организациями занимались дворяне. Одним из самых даровитых российских банкиров можно назвать графа, сенатора, генерала-фельдмаршала Петра Ивановича Шувалова.

Голландец Иван Фредерике успешно возглавлял банк «Велден, Бекстер и Фредерике» в годы правления Екатерины II. При его активном участии Российская империя оформила один из своих первых заграничных займов у Раймон­да и Теодора де Смет - банкиров из Амстердама.

Характеризуя общую картину развития банковской системы Российской империи в XIX веке, важно отметить масштабную нехватку профессионалов. С 1860 года - периода становления Государственного банка - она компенсировалась приглашением на службу именитых купцов I и II гильдии, а также иностранных финансистов и предпринимателей. Образцом деловой хватки служили финансовые и железнодорожные магнаты из Польши. Особенно выдающимся банкиром на рубеже XIX-XX веков был Адольф Юльевич Ротштейн, возглавлявший Петербургский международный коммерческий банк.

Сегодня трудоустройство в кредитной организации недопустимо без прохождения тщательной проверки в отделе безопасности. В былые времена работе могли помешать разве что членство в масонской ложе или причастность к деятельности секты. Главным преимуществом финансовой службы считались ценные знакомства и связи.

Немалую пользу кадровому резерву банков дали поездки российских финансистов за рубеж. Специалисты осваивали как общие, так и частные моменты ведения банковского бизнеса, на практике убеждались в пользе кредитования, на тот момент еще не распространенного в Российской империи. До вступления в должность руководителя Государственного банка Евгений Иванович Ламанский посетил Францию, где вдохновился идеей создания специализированного учебного заведения для банкиров, а по возвращении на родину учредил первую в империи школу банковских бухгалтеров.

В конце XIX - начале XX века бразды правления финансово-кредитными учреждениями берут в свои руки ученые-экономисты, особенно известными в свое время были профессоры Иван Александрович Стебут (Петровская земледельческая и лесная академия) и Николай Христофорович Бунге (киевский университет).

На руководящие должности в банки нередко приглашали бывших управленцев из Министерства финансов или кредитной канцелярии, специалисты подобного уровня создавали престиж организации. к рядовым сотрудникам предъявлялись минимальные требования: на службу брали людей практически из всех сословий, единственным условием принятия на работу являлось наличие математических и аналитических способностей. Высшее образование в то время было доступно лишь избранным руководителям.

До реформы Государственного банка каждый работник мог добиться значительных успехов, находясь на финансовой службе. После 90-х годов XIX века сделать карьеру имели возможность только чиновники с высшим образованием.

Развитие банковской системы привело к появлению ряда специализированных образовательных учреждений в России, например коммерческого воспитательного училища при Московском воспитательном доме для детей-сирот, Императорского московского коммерческого училища, Московской практической академии коммерческих наук.

В начале XX века на базе училищ, основанных в свое время купечеством, в Российской империи появляется высшее коммерческое образование. Например, в 1907 году открывается Московский коммерческий институт, который впервые представил слушателям политическую экономию, торговое право, банковские вычисления, страховое дело и другие дисциплины. к 1913 году в России уже насчитывалось 15 специализированных высших коммерческих учебных заведений.

Появление в стране банков инициировало профессиональную подготовку кадров в области управления финансами, что в конечном счете привело к открытию ряда высших и средних профильных образовательных учреждений. Данные события опровергают знаменитое высказывание о том, что незаменимых людей не бывает. Именно такими людьми стали в свое время банкиры.

Показатели, которых достигла российская банковская система к началу XX века, были аннулированы в период с 1917 по 1921 год. Политический курс был направлен в сторону ликвидации всех проявлений капитализма. Банки, как учреждения, торгующие деньгами, попали под удар одними из первых. Декретом ЦИк от 14 декабря 1917 года молодое советское государство объявило себя единственным монополистом банковского дела, объединив Госбанк со всеми дореволюционными кредитными организациями. Новая финансовая структура получила название «Народный банк РСФСР».

Пролетарии не входили в число банковских служащих, поэтому речи о рабочем контроле идти не могло: после выхода закона о национализации 50 тысяч сотрудников кредитных учреждений начали бастовать. Правда, стоит отметить, что продолжалась их забастовка недолго: угроза расстрела за саботаж оказала на непокорных работников магическое воздействие, и они приступили к работе уже в качестве специалистов Народного банка.

На протяжении всего советского периода финансовые кадры, безусловно, готовились, но вести свою деятельность им приходилось в стесненных условиях административно-командной экономики. Принципы социализма, нашедшие применение в кредитно-денежной политике, стали препятствием для дальнейшего формирования резерва банкиров в стране.

Последствия неэффективной системы подготовки профессионалов банковской отрасли особенно проявились в период с конца 1980-х - начала 1990-х годов. В это время происходило восстановление двухуровневой банковской системы, начали открываться сначала кооперативные (для предпринимателей), а за ними и коммерческие банки. Постепенно они совершенствовали свой бизнес. А их руководители, которые, как уже отмечалось, в большинстве не имели профильного образования, учились управлять финансово-кредитными организациями. И чем больше они погружались в этот процесс, тем очевиднее становилось, какую огромную роль сыграло и в их жизни, и в их карьере первое высшее образование.

Начать дискуссию