На отладке отчетности перед акционерами и регулятором экономить не следует.
В непростых экономических условиях пробелы или неверные сведения в отчетности могут обойтись кредитной организации гораздо дороже, чем в спокойные времена. Тем более что и требования со стороны регулятора ужесточаются. Для принятия внутренних эффективных решений топ-менеджменту также нужно знать, что происходит в банке. С этой точки зрения грамотная и качественная автоматизация отчетности по МСФО для банков жизненно необходима.
Потребность в автоматизации отчетности по МСФО возникла в российских банках в 2004 году. Точкой отсчета здесь послужили указания ЦБ РФ по подготовке отчетности в соответствии с методическими рекомендациями № 181-Т. Традиционные требования, предъявляемые к отчетности, - прежде всего полнота раскрытия информации, оперативность получения документа. При этом нельзя не отметить трудоемкость составления и проблему точности и достоверности данных.
Основные технологические проблемы в автоматизации подготовки отчетности по МСФО, с которыми банки сталкиваются на начальном этапе, таковы: разрозненность автоматизированных систем, неполная автоматизация операций, несбалансированный уровень требований к информации со стороны учетных систем.
Не секрет, что самым сложным пунктом на первом этапе при начале процесса автоматизации подготовки отчетности по МСФО становится сбор первичных данных из различных учетных систем банка. А если речь идет не о единичной финансовой организации, а о члене банковского холдинга или финансово-промышленной группы, задача становится еще более масштабной и трудновыполнимой.
Сюда добавляются организационные и психологические проблемы, такие как отсутствие корпоративной культуры в части отражения операций в автоматизированных системах, сложность изменения организационно-функциональной структуры распределения ответственности при подготовке отчетности и, что немаловажно, банальное недоверие и страх пользователей при смене технологии подготовки отчетности.
Вся проблема в том, как подготовить аналитические расшифровки. Возможны несколько способов получения отчетности по МСФО: ручная трансформация данных на основе Excel-таблиц, автоматизированная система трансформации данных на основе Excel-расшифровок, автоматизированная система построения отчетности на основе хранилища данных, ведение параллельного учета.
Обычно специалисты стараются вытащить аналитические расшифровки из исходных систем или получать их в формате таблиц Microsoft Excel. Но такие таблицы не являются формой, которая гарантирует необходимую достоверность данных и их сохранность при передаче. Ведь аналитические расшифровки из Excel далеко не всегда содержат все нужные реквизиты. На практике, как правило, соответствующей информации в учетных системах хранится недостаточно. Добавим сюда ручной труд, без которого в этом процессе не обойтись и который повышает вероятность появления ошибок.
В банковской отрасли применяется несколько технологических подходов к автоматизации МСФО. Первый вариант - параллельный учет всех банковских операций по национальным стандартам бухгалтерского учета и по стандартам МСФО. Второй - трансформация и приведение результатов национального учета к стандартам МСФО. Основные плюсы у параллельного учета таковы: высокая оперативность получения отчетности по МСФО и сокращение затрат на работы по трансформации. Однако есть и минусы - возникает дополнительная нагрузка на операционные процессы в банке. Становится сложно найти причины путаницы и расхождений между двумя отчетами (по МСФО и по РСБУ).
По мнению практиков рынка, способ ежедневной трансформации на основе хранилища данных - золотая середина между трансформацией на основе Excel-таблиц и ведением параллельного учета. Данный способ позволяет максимально использовать положительные стороны каждого из вариантов. Среди плюсов данного способа можно отметить следующие. Информация проходит несколько степеней контроля. Получение и отладка результата может производиться постепенно. Сохраняется полный контроль над различиями между отчетностью по РСБУ и МСФО. Отчетность по МСФО (в том числе корректировки) составляется одним подразделением. Остается возможность внесения изменений в любую дату прошлого периода и ее пересчет без изменения всех последующих отчетов. Доступно внедрение новых корректировок с любой даты. У банка сохраняется возможность выпуска нескольких видов отчетов (МСФО, управленческий, РСБУ) на одних и тех же данных. Один из минусов - потеря мобильности и оперативности в плане исправления ошибок и внесения изменений, которые дает Excel.
На одной из конференций по банковским ИТ были рассмотрены два способа ведения проекта по автоматизации получения отчетности МСФО на примере двух банков. Консервативный -автоматизация текущего процесса получения отчетности с последующим постепенным изменением самого процесса и технологии формирования отчетности.
Агрессивный - разработка, автоматизация и внедрение новой технологии формирования отчетности.
Агрессивный путь был пройден банком за два года. Этот проект носил высокие риски, характеризовался большим объемом переработок и высокой стоимостью. Внедрение оказалось очень масштабным, а изменения затронули почти все системы-источники. В проекте были задействованы следующие функциональные подразделения: ИТ-департамент как исполнитель проекта, в роли заказчика выступили пользователи, отвечающие за отчетность. На бэк-офис и операционные подразделения легла работа по реорганизации в части обеспечения качества данных.
Консервативный вариант дал первый практический результат спустя три месяца от начала работ. Риски оказались незначительными, объемы переработок и цена внедрения - невысокой. Помогла локальность внедрения. В то же время имела место большая длительность всего проекта. Здесь были задействованы только ИТ-специалисты и заказчик (пользователи, отвечающие за своевременное предоставление банком отчетности).
Конечно, немаловажный фактор, особенно по нынешним временам, - стоимость автоматизации МСФО. Эксперты рынка говорят, что цена внедрения зависит от того, насколько в банке автоматизированы различные бизнес-процессы. Кроме того, стоимость и длительность внедрения зависит от того, насколько тщательно банк готовится к проекту. Если обобщать опыт кредитных организаций, то окажется, что на современном этапе в состав проектной команды по внедрению программного продукта обычно входят руководство банка, подразделение, занимающееся подготовкой отчетности, ИТ-департамент, подразделение методологии бухгалтерского учета по РСБУ, бэк-офисы и операционный департамент, аналитик и архитектор программы со стороны разработчика программного продукта и, наконец, аудиторы.
Эксперты рекомендуют: прежде чем остановиться на конкретном программном продукте или даже подходе, нужно изучить историю внедрений решений в России и степень распространенности данного продукта на рынке. Это существенно облегчит как внедрение, так и последующее сопровождение системы. При выборе ПО следует учитывать гибкость системы в настройках и производительность.
Какие плюсы получает банк от всего этого непростого и затратного процесса? Автоматизированные системы дают возможность выделять расширенную аналитическую информацию за любой выбранный период. Также автоматизированные системы подготовки отчетности позволяют сформировать отчетность качественно и гарантировать необходимый уровень достоверности данных, быстроту и своевременность предоставления отчетов.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Павел ЦУКАНОВ, заместитель директора департамента аналитических систем компании R-Style SoftLab
Одна из основных причин, по которой внедрение автоматизированной отчетности по МСФО актуально для банков, - это необходимость регулярно обрабатывать значительные объемы данных из большого количества разнообразных источников. В таком случае много времени у специалистов уходит на кропотливую и рутинную работу по ручной выверке, сведению, трансформации данных.
При выборе решения для автоматизации отчетности существует ряд критериев, которые важны для всех банков в большей или меньшей степени:
- конкурентоспособная стоимость внедрения и сопровождения;
- обеспечение требований информационной безопасности банка;
- временные критерии подготовки отчетности, соответствующие требованиям банка;
- низкая трудоемкость адаптации реализованной отчетности к изменениям требований регулятора;
- оперативная доработка решения по новым требованиям пользователя (возможно, силами ИТ-специалистов банка);
- наличие комплекта документов, позволяющих при необходимости обеспечить сопровождение и доработку решения силами ИТ-специалистов банка;
- наличие журнала, позволяющего отследить весь цикл жизни отчета;
- оперативное обновление решения силами вендора при изменении требований регулятора.
Всем этим критериям на сегодняшний день соответствует большинство современных решений для автоматизации отчетности. Однако у многих программ есть свои преимущества. К примеру, RS-Data House: МСФО, разработка компании R-Style Softlab, может выпускать отчетность как по группе предприятий, так и по каждой отдельной организации с автоматическим расчетом консолидационных корректировок. Помимо этого, немаловажными особенностями данного ПО являются автоматическая трансформация учетных данных на планы статей по МСФО, автоматический расчет корректирующих проводок с возможностью правки вручную, выгрузка информации во внешние системы, возможность установки ПО как в хранилище, так и вне его.
Таким образом, автоматизация отчетности в банке оптимизирует работу организации, облегчает осуществление многих операций и предоставляет достоверные, качественные данные.
Начать дискуссию