Кредитование

Замкнутый круг розничного кредитования

В условиях ухудшающейся экономической ситуации и сокращения спроса на заемные средства банкам зачастую не остается ничего другого, как кредитовать людей и предприятия, которые уже завязли в долгах.

В условиях ухудшающейся экономической ситуации и сокращения спроса на заемные средства банкам зачастую не остается ничего другого, как кредитовать людей и предприятия, которые уже завязли в долгах.

Одновременно с появлением статистики, свидетельствующей о стагнации в российской экономике, возобновились традиционные в таких случаях опасения по поводу качества кредитных портфелей отечественных банков. В 2013 году рост просроченной задолженности приобрел новые черты: банкиры кредитуют одних и тех же физлиц, которые погружаются в долговую яму, а новых заемщиков привлекать удается с большим трудом.

По данным ЦБ на 1 декабря 2013 года общая сумма кредитов, выданных банками всем субъектам экономики, составила 40,5 трлн рублей. По отношению к общей сумме доля кредитов, выданных физлицам, остается на уровне 4,5%. При этом дисциплина обслуживания кредитов стремительно ухудшается. С начала 2013 года просроченная задолженность по всем кредитам выросла на 15,6%, до 1,45 трлн рублей, а по кредитам гражданам - на 41%, до 439,3 млрд рублей.

«Замедление развития экономики уже явно влияет на качество портфелей и в секторе корпоративного кредитования, и в сфере потребительского кредитования. Снижение платежеспособного спроса ставит банки перед выбором -либо сворачивать свою деятельность в сфере кредитования, либо ослаблять требования к качеству заемщиков. Летом-осенью 2013 года по большей части руководство кредитных организаций шло по второму пути», - говорит ведущий эксперт Центра развития НИУ-ВШЭ Дмитрий Мирошниченко.

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко отмечает: «Тенденция роста просрочки среди физлиц заметна практически во всех регионах РФ. Причины образования просрочки просты: задержка зарплаты, увольнение, неожиданные финансовые траты, переход на другую работу, целенаправленное уклонение и т.д.».

«Серая» зона

Споры о том, насколько закредитовано российское население, как правильно считать и трактовать эти показатели, осложняются тем фактом, что заметная часть доходов граждан России - «серая». По оценкам вице-премьера Ольги Голодец, 38 млн человек работают без оформления. Единой базы, содержащей точную информацию о том, сколько кредитов взял тот или иной гражданин, по-прежнему не существует - в нашей стране действуют несколько крупных бюро кредитных историй, и Банк России пока лишь делает первые шаги к тому, чтобы свести данные всех БКИ воедино и проанализировать их. Поэтому приходится опираться на экспертные оценки и мнения.

Традиционно для измерения емкости рынка и его потенциала банкиры используют отношение объема кредитов к величине ВВП. Для Российской Федерации это соотношение значительно ниже, чем для большинства развитых государств, а также для стран Восточной Европы. По оценке Альфа-Банка, в России потребкредитование составляет всего 12% ВВП. В большинстве развитых государств долговая нагрузка выше 50% ВВП. Россия отстает и от наиболее близких к ней стран Центральной и Восточной Европы: в Литве, Польше, Латвии и Венгрии долговая нагрузка составляет 30-40% ВВП.

Заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев считает, что если брать совокупно все кредиты населению, включая ипотечные, то в России до сих пор один из наименьших в мире коэффициентов закредитованности. «Но как всегда есть нюансы, - обращает внимание эксперт. - Если убрать ипотеку и сравнить параметры России и других государств в части потребкредитования, то мы уже не так сильно отстаем от стран с высокой закредитованностью населения. К тому же у нас увеличивается доля людей с двумя и более кредитами. То есть у нас кредитуется в основном не средний класс, а сегмент ниже среднего, люди берут по несколько кредитов, в результате чего нагрузка на некоторую часть населения становится запредельной. Более того, эти заемщики кредитуются на короткие сроки, под большие ставки, что уже само по себе дестабилизирует весь рынок».

Начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева добавляет: «По уровню закредитованности населения мы имеем заметно меньшие показатели, в отличие, в частности, от стран, которые принято называть развитыми. С другой стороны, мы проигрываем им по уровню доходов на душу населения».

Директор аналитического департамента Промсвязьбанка Николай Кащеев уверен, что не стоит бездумно сравнивать показатели объемов кредитования в России и в других государствах. «У нас доля потребительских кредитов едва дотянула до уровня 14% ВВП, и сразу началась дестабилизация, понизилось качество портфелей. В странах с более зрелыми финансами набирается по 40% потребкредитов к ВВП, и только после этого возникают проблемы. Нужно смотреть, кого именно мы кредитуем. Может быть, у нас эти 14% - потолок платежеспособного заемщика», - рассуждает специалист.

По словам старшего аналитика НРА Максима Васина, угрозу сейчас представляет именно закредитованность отдельной группы населения. В нее входят люди, отчаянно нуждающиеся в деньгах и активно использующие банковские продукты. По данным участников рынка, если в 2011 году средний заемщик имел один или максимум два кредита, то сейчас на одного заемщика приходится три-пять действующих кредитов. Это приводит к тому, что доля ежемесячного дохода заемщика, которую он отдает на погашение кредитной задолженности, достигает 45% - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, часть людей заимствуют через другие механизмы, к примеру через микрофинансовые организации, которые в первой половине 2013 года увеличили объем своего совокупного кредитного портфеля втрое, до 4,3 млрд рублей.

«Если оценивать уровень закредитованности физлиц как отношение выплат в пользу банков к доходам, то в секторе потребкредитов (включая кредитные карты), по моим ощущениям, она сейчас находится на уровне, превышающем 40%, что является очень высокой величиной. Предельно допустимым значением здесь я назвал бы 30%. В настоящее время стремительно растет количество кредитов, привлекаемых физлицами не для потребления, а для перекредитовки ранее взятых кредитов, поскольку текущих доходов начинает не хватать для обслуживания существующей задолженности. Таким образом, можно констатировать, что растет не только явная, но и потенциальная просрочка», - считает Дмитрий Мирошниченко (Центр развития НИУ-ВШЭ).

Активизация банков в работе с наиболее рискованным сегментом заемщиков, готовых брать кредиты под высокий процент, будет в дальнейшем приводить к снижению качества портфелей, что не позволит уменьшать стоимость кредита. В итоге, как констатируют эксперты, получается замкнутый круг. «В идеале банки для расширения кредитования должны стремиться выходить на качественных заемщиков, предлагая им более дешевые продукты. Но в этом методе также заложено противоречие: банкиры считают качественными заемщиками физических лиц, имеющих кредитную историю. Это толкает вверх долю заемщиков с максимальным числом кредитов. Во многих методиках при отсутствии кредитной истории заемщик априори считается некачественным, хотя это далеко не так», - отмечает Максим Васин (НРА).

Ситуацию с розничным кредитованием осложняет то, что основная масса граждан сейчас не стремится брать кредиты. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного во II квартале 2013 года, 64% россиян считают нынешний момент неподходящим для привлечения заемных средств. Число граждан, оценивающих текущий период как неблагоприятный для совершения крупных приобретений, возросло с 46% в I квартале 2013 года до 51% во II квартале 2013 года. Более свежих данных соцопросов пока не появилось, но очевидно, что россияне, напуганные заявлениями властей о стагнации или даже рецессии, не горят желанием подписываться на кредиты. Соответственно, при замедлении темпов прироста банковских кредитных портфелей доля просрочки в них неизбежно вырастет.

Директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Алексей Ведев посмотрел на потенциальную проблему роста просрочки физлиц с другой стороны. «Один из факторов потребительского бума в 2006-2007 годах состоял в том, что на 20-25% в год росли все зарплаты. Когда экономика увеличивается на символические 0,5-1,5% в год, это означает, что зарплаты остаются на прежнем уровне и заемщики, которые рассчитывали на рост доходов, неверно оценили свои перспективы. А это красная ковровая дорожка к массовому невозврату кредитов. Люди, набравшие кредитов под высокие проценты, столкнутся с проблемой при их обслуживании, - подчеркивает эксперт и резюмирует: - Банкирам надо ужесточать требования к заемщикам, готовиться к усложнению ситуации, управлять рисками, ограничивать потребительское кредитование и выбирать заемщиков, которые не живут на перекредитовании в ожидании хороших времен».

Павел Самиев (Эксперт РА) считает, что хотя все вышеперечисленные факторы увеличивают долю просрочки, она пока не достигла критических значений, при которых можно было бы говорить о начале кризиса плохих долгов или о его высокой вероятности. «Просрочка «физиков» - это не проблема кризиса банковского рынка с банкротствами его участников, это лишь снижение маржи и, возможно, убытки для некоторых банков. То есть это плохо, но не критично», - убежден специалист.

Кроме того, по данным НБКИ в сфере беззалогового кредитования физических лиц становится заметным мошенничество. Кредиты, по которым никто и не собирался платить (first payment default, FPD), выдаются все чаще. За год, к началу IV квартала 2013 года, мошеннических кредитов стало больше на 22,5%, или на 40,8 млрд рублей. В зону риска попали кредитные карты, по ним рост этого негативного показателя за год составил 45,1%. Второй по частоте вид кредитов, которым часто пользуются мошенники, - кредиты на покупку потребительских товаров. В III квартале 2013 года при выдаче необеспеченных ссуд банки теряли 57 копеек с каждых выданных ста рублей.

ЦБ не дремлет

Эксперты отдают должное регулятору банковского рынка: Банк России стал отмечать потенциальную опасность роста кредитных рисков в розничном сегменте два года назад - на старте 2012 года. Розничные кредиты росли на 40% в год, а розничные депозиты -на 20% в год, то есть банки размещали в два раза больше средств, чем накапливали. Тогда регулятор объявил о переходе к политике мягкого регуляторного давления, включающей в себя применение повышенных норм резервирования к ряду кредитных розничных требований. С 1 марта 2013 года банки начисляют повышенные резервы по непросроченным и минимально просроченным необеспеченным потребительским ссудам.

«Сначала эффект не был заметен: кредитная задолженность росла, увеличивался объем неработающих кредитов. Но буквально с мая-июня 2013 года мы увидели смену тренда. Вообще, одно из направлений последних месяцев в бизнесе российских банков - избавиться от плохих долгов, то есть продать их коллекторам. Важно расчистить свой баланс от неработающих кредитов, снизить ставку резервирования и нагрузку на капитал. В общем, стратегия мягкого давления приносит свои плоды. Но здесь все-таки честнее говорить не об улучшении качества ссудной задолженности, а об эффективности проводимых банками мероприятий по избавлению от таких долгов, прежде всего о продаже их коллекторам», - говорит Карина Артемьева (НРА).

Мнение эксперта подтверждают данные коллекторского агентства «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН»: объем просрочки по банковским кредитам, переданной в работу коллекторам, по итогам 2013 года составил 185 млрд рублей против 160 млрд в 2012 году. 78% банковской просрочки приходится на потребительские ссуды (в том числе кредитные карты и кредиты наличными), 14% -на автокредиты, 3% - на ипотеку.

«Регулирование ЦБ, на мой взгляд, не должно принципиально сказаться на качестве портфелей, - полагает Дмитрий Мирошниченко (Центр развития НИУ-ВШЭ). - На сегодняшний день сложился рынок покупателя, когда платежеспособный клиент может выбирать себе банк, предлагающий ему лучшие условия. Поэтому банки вынуждены работать с теми заемщиками, которых они сумели привлечь, при этом главной задачей финансово-кредитных организаций становится удержание клиентов».

Павел Самиев (Эксперт РА) отмечает: «По идее, требования ЦБ должны заставлять банки ужесточать требования к заемщикам, более качественно строить риск-менеджмент. Но боюсь, в основном все сводится только к формированию резервов. Впрочем, в кризис плохими активами становятся зачастую вовсе не те, которые относились к высоким группам риска в спокойное время».

Интересно, что Центральный банк в конце лета 2013 года обещал подключиться к проверке частных заемщиков. В первую очередь его внимание нацелено на розничные банки - лидеров в сфере выдачи необеспеченных потребительских кредитов. Регулятор выражал готовность проводить такие проверки в автоматизированном режиме, то есть в режиме массовой ревизии. Можно с большой уверенностью предположить, что скоринг от Банка России, когда он все-таки заработает, будет более строгим, и объемы доначисления резервов возрастут, считают специалисты. Почти наверняка увеличатся в этом случае и объемы портфелей проблемных долгов, которые банки будут передавать на обработку в коллекторские агентства.

Где заложена мина?

Проблема нехватки текущих доходов для обслуживания имеющихся кредитов актуальна и для корпоративных кредитов, особенно в секторе малого и среднего бизнеса, где неплатежи по вновь выданным кредитам уже к концу лета 2013 года превысили 10%. В то же время, по оценке Центра развития НИУ-ВШЭ, у предприятий по данным на ноябрь 2013 года сформировалось порядка 1,3 трлн рублей избыточных средств. И пока они значительную часть этих средств не потратят, устойчивого спроса на банковские кредиты не возникнет. Иными словами, и в корпоративном секторе наблюдается проблема расслоения заемщиков: у одних есть лишние деньги, которые некуда вложить, другим не хватает средств на обслуживание кредитов.

Вялотекущая стагнация в экономике, в отличие от внезапного и острого кризиса, как в 2008 году, плодит не просроченные кредиты, а скрытые в балансах банков проблемы. Очень много долгов, которые формально обслуживаются, но в действительности вероятность их полного погашения крайне мала. Финансовая ситуация заемщиков сложная, а учитывая проблемы в экономике, шансов на ее скорое улучшение немного. «Объем кредитов, часть которых не гасится еще с 2008 года, продолжает увеличиваться, в относительном выражении он, по моему мнению, может составлять от 20% до 50% по отдельным банкам. Однако выход таких кредитов на просрочку и резкие проблемы с капиталом кредитной организации возможны в двух случаях: в силу изменения регуляторного поля либо вследствие острого финансового кризиса, когда первый, кто решается требовать долги в судебном порядке, имеет больше шансов на их взыскание», - говорит Максим Васин (НРА). Раньше часть подобных кредитов банки попробовали бы рефинансировать в ЦБ РФ, хотя сделать это непросто, так как заемщик должен иметь форму ОАО или относиться к числу стратегических предприятий. В свете ужесточения политики регулятора сделать это будет еще сложнее.

Дальше будет хуже

Максим Васин (НРА) считает, что в целом опаснее для банков просрочка по корпоративным кредитам, чем просрочка по розничным кредитам. Причина проста: первые априори являются более концентрированными и крупными, к тому же корпоративные заемщики имеют возможность вести с кредитной организацией более жесткую борьбу - они могут поторговаться по поводу пролонгаций, залогов, банковского обслуживания. «Что касается «физиков», то по этим кредитам есть достаточно высокая маржа, включающая потери на уровне вплоть до стресса. Часть потерь изначально заложена в процентную ставку. Продавая просрочку коллекторам, банки получают уже дополнительный доход», - говорит эксперт.

При замедлении темпов роста российской экономики примерно одинаковую опасность представляют оба варианта задолженности - и среди физлиц, и среди корпоративных клиентов.

«Опыт 2008-2009 годов говорит о том, что физлица являются более добросовестными заемщиками, но стоит помнить: тогда платежеспособность населения была поддержана щедрыми бюджетными вливаниями, на что сейчас средств может элементарно не хватить», - предупреждает Дмитрий Мирошниченко (Центр развития НИУ-ВШЭ).

Это больше похоже на правду. В сентябре 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что России необходимо отказаться от политики сохранения занятости любой ценой. В связи с этим он предложил сокращать неэффективные рабочие места. «Считаю, что именно сейчас, в этот период, который мы переживаем, нам нужно воспользоваться нашим очень серьезным преимуществом. Оно заключается в том, что у нас низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, поэтому можно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой», - сказал Д. Медведев на инвестиционном форуме «Сочи-2013». В октябре 2013 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предположил, что из-за текущей стагнации в экономике уровень безработицы в 2014 году возрастет до 6%, то есть ни много ни мало на миллион человек.

На прибыль банков по итогам 2013 года негативно повлияет ухудшение качества активов при снижении темпов роста всех сегментов экономики. В свете прогнозируемого замедления экономики и сокращения числа рабочих мест в 2014 году неизбежен рост просрочки по всему портфелю. Однако столь же очевидно, что с учетом последних событий на банковском рынке не безответственные заемщики являются главной проблемой для банков. Куда опаснее с точки зрения поддержания стабильности в банковском секторе страны бескомпромиссно действующий регулятор и вкладчики, бурно реагирующие на новые прецеденты отзыва лицензий у финансово-кредитных организаций.

Начать дискуссию