Платежная система «Лидер» составила прогноз, согласно которому объемы электронных платежей в России в ближайшие два года возрастут почти вдвое. У других экспертов более скромные прогнозы. Однако доля электронных платежей россиян в общем объеме потребления в обозримом будущем все равно окажется меньше, чем в развитых странах.
По прогнозу платежной системы «Лидер», объем электронных платежей физических лиц в России к 2015 году вырастет практически вдвое — с 628 млрд рублей до 1,074 млрд. В этот показатель включены трансакции за оплату товаров, билетов, коммунальных услуг и средств связи. Однако доля электронной коммерции в общем объеме потребления россиян заметно расти не будет. По данным Росстата, общее потребление в 2013 году составило 23,7 трлн рублей. Как считают в «Лидере», в 2014 году этот показатель достигнет 24,9 трлн рублей, а в 2015-м − 26,8 трлн. Соответственно, в 2015 году доля электронных платежей составит 3,7% от общего объема потребления населения, увеличившись с 2,9%. По данным аналитиков J’son & Partners, в развитых странах эта цифра находится в районе 5%, а у общепризнанных лидеров — Великобритании и США — превышает 10%, говорит генеральный директор МФО «Народная Казна» Алексей Лебедев.
Что касается аналогичных прогнозов развития онлайн-коммерции в России, оценки исследовательского агентства Data Insight менее оптимистичны. По его данным, в 2013 году объем рынка электронных платежей составил 510 млрд рублей, в 2014-м приблизится к 637,5 млрд, а в 2015-м составит 777,7 млрд. В эти расчеты были включены также покупки товаров и билетов через Интернет.
Интернет в России растет более быстрыми темпами, чем онлайн-платежи. По данным опроса ВЦИОМ, доля пользователей Всемирной сети в стране в мае 2013 составляла 67%. Группа активных пользователей, которые выходят в Сеть практически ежедневно, достигала 41%, в то время как в 2010 году этот показатель был равен 23%.
По прогнозам ФОМ, доля онлайн-аудитории среди жителей крупных городов России к лету 2014 года может достичь 70%, а к лету 2018-го — 83%. Однако осуществиться этот прогноз может только при условии реализации всех планов по развитию широкого доступа в Сеть и относительно низких интернет-тарифах. В противном случае к лету 2018 года проникновение Интернета прогнозируется на уровне 78% в крупных городах, 72% — в мелких и 64% — в селах.
По мнению вице-президента платежной системы «Лидер» Андрея Шишло, в ближайшие годы число интернет-пользователей будет расти значительно быстрее, чем доля вовлеченных в интернет-торговлю. По словам эксперта, связано это в первую очередь с тем, что сейчас происходит все большее проникновение Интернета в регионы, где основным сдерживающим фактором может оказаться физическая доставка товаров. «Пионерами были Москва и Санкт-Петербург. Здесь многие интернет-магазины решали вопрос доставки собственными силами, что позволяла делать достаточно высокая концентрация пользователей. В регионах таких возможностей у многих игроков интернет-торговли просто нет», — говорит Шишло.
Как отмечает основатель агентства Data Insight Борис Овчинников, одно из главных препятствий для развития интернет-торговли — недостаток подобного опыта у россиян, особенно среди людей среднего и старшего возраста. «Сейчас в Сети очень мало людей, которые только-только начали пользоваться Интернетом. Однако даже те, кто подключился к Сети 3—5 лет назад, сильно уступают по активности в сфере онлайн-покупок тем, у кого за плечами 10—15 лет пользования Интернетом», — отмечает эксперт.
«На мой взгляд, доля интернет-пользователей будет расти быстрее, поскольку получить доступ в Интернет сегодня проще простого с помощью различных гаджетов, которые с каждым годом они становятся дешевле и доступнее», — считает начальник отдела пластиковых карт и сервисов ДБО Абсолют Банка Алексей Петров. Но препятствием для развития онлайн-коммерции остается недоверие со стороны клиентов — при покупке товара в Интернете человек не видит продавца, а при покупке в офлайн-магазине создается ощущение большего контроля над процессом, отмечает банкир.
Сейчас при покупках товаров преобладает оплата наличными, говорит Борис Овчинников. У людей нет явных стимулов для того, чтобы заплатить картой сейчас, если можно заплатить потом — когда точно привезут то, что нужно. Поэтому онлайн-предоплаты банковской картой совершаются примерно лишь в 20% случаев, предполагает Овчинников. В России большинство карт — дебетовые. Рисковать при онлайн-платежах приходится своими, а не кредитными деньгами. Причем опыта возврата денег, заплаченных по карте, у большинства интернет-пользователей нет, добавил он.
Одна из проблем в сфере интернет-торговли — существование поддельных сайтов-близнецов интернет-магазинов, сервисов продажи авиабилетов и т. п., говорит Алексей Петров из Абсолют Банка. «Такие клоны создаются для того, чтобы собирать данные пластиковых карт клиентов. В последнее время на рынке появилась новая уловка — после получения данных карты мошенники звонят клиенту, представляются сотрудниками банка, сообщают о блокировке карты и просят назвать код, который пришел в СМС-сообщении, чтобы якобы карту разблокировать. В таких случаях нужно четко понимать, что сотрудник банка никогда не будет просить вас сообщить код подтверждения или ПИН-код карты», — предупреждает банкир.
«К числу интернет-магазинов, вызывающих подозрение, я отношу те, которые запрашивают слишком много персональной информации для осуществления платежа. Например, я никогда не ввожу CV2-код со своей банковской карты», — говорит генеральный директор компании в области компьютерной безопасности SafeNet в России и СНГ Сергей Кузнецов. Также, добавляет он, желательно, чтобы банк — эмитент вашей карты, с которой вы платите, имел внедренные системы одноразовых паролей для подтверждения платежа.
Очевидно, что уровень проникновения электронной коммерции напрямую зависит и от общего уровня потребления населения, на который, в свою очередь, влияет состояние экономики, подытожил Андрей Шишло. А бурного роста потребления в ближайшие годы российские власти не ожидают.
Начать дискуссию