Центробанк предложил использовать символ рубля в практической деятельности, направив банкам соответствующее письмо (копия есть в распоряжении Банки.ру). Речь идет о документах, деловой переписке, данных о котировках. Банкиры считают это нормальным процессом внедрения символа рубля в «оборот». Но имидж — ничто, если сама валюта слаба, а ее курс нестабилен.
Как стало известно порталу Банки.ру, ЦБ обратился к банкам с просьбой использовать символ рубля в практической деятельности. Главное управление Банка России по Москве направило в столичные банки письма с предложением «предусмотреть использование символа рубля в практической деятельности».
Регулятор дал знак
В обращении ЦБ предложил банкам указывать символ рубля в сочетании с цифровыми показателями, выраженными в российской валюте, в том числе с символами других валют (при приведении данных о котировках, при составлении документов, в которых отражаются суммы одновременно в нескольких валютах), в деловой переписке.
Сам регулятор, как объясняется в письме, проводит комплекс мероприятий по включению символа рубля в российские и международные стандарты, а также в список элементов основных шрифтов. В начале февраля стало известно, что Россия внесла в Международную организацию по стандартизации (ISO) заявку на включение графического символа рубля в стандарт «Юникод» (стандарт кодирования символов, позволяющий представить знаки подавляющего большинства языков).
Напомним, что 11 декабря прошлого года Банк России утвердил графическое обозначение рубля (в виде прописной кириллической буквы Р, дополненной внизу горизонтальной чертой). Оно было выбрано из ряда предложенных символов большинством голосов (более 61%) в результате общественного обсуждения на сайте Банка России, которое проводилось с 5 ноября по 5 декабря 2013 года.
Широко известен в узких кругах
Банкиры, опрошенные порталом Банки.ру, считают, что «внедрять в обращение» символ рубля можно начинать уже сейчас, не дожидаясь, пока «на высшем уровне» завершатся все необходимые технические и юридические процедуры. Понятно, что известность значка российской валюты еще мала, и символ рубля далеко не всем понятен как в России, так и за рубежом. Поэтому пока речь идет о работе на имидж.
Так, директор по маркетингу Банка24.ру Денис Охримович считает, что рекомендация ЦБ распространять символ рубля — актуальная, нужная, правильная. «Трудностей с ее реализацией, в том числе в техническом плане, возникнуть не должно, во всяком случае у нашего банка», — говорит он.
Тем более, как сообщили банкиры, узаконенный символ рубля начал «эксплуатироваться» задолго до официального утверждения. «Выбранный символ использовался еще до момента его утверждения, можно сказать, негласно — например, в интернет-магазинах. Так что россиянам он уже знаком», — сообщил Охримович. «Символ рубля — не новшество, и к моменту утверждения он уже обладал определенной степенью известности, — вторит ему начальник управления маркетинга Тройка-Д Банка Тимур Дильмухамбетов. — Созданный в 2007 году (тогда утвержденное ныне обозначение рубля было впервые предложено дизайнерами. — Прим. ред.), этот символ используется, хотя и не очень широко, уже несколько лет. Конечно, не в документообороте, не в отчетности, а в рекламных материалах».
Символ рубля для увеличения его известности, полагает Денис Охримович, уместно использовать в рекламных буклетах, на вывесках пунктов обмена валюты. Тимур Дильмухамбетов, правда, опасается, что до тех пор, пока значок рубля есть не во всех начертаниях шрифтов, при распространении его, допустим, в рекламных проспектах, на данном этапе могут возникнуть незначительные технические трудности.
Три года на запоминание
Вопрос, когда символ рубля станет действительно широко известным и статусным, предсказать сложно. Это зависит от множества факторов: от того, как быстро значок войдет в необходимые стандарты, от технологических аспектов, связанных в том числе со шрифтами, от скорости его внедрения в документооборот и др.
«Полагаю, если символ рубля начнут распространять активнее, по всем возможным каналам, то примерно через полгода он станет привычным и в деловых кругах, и для населения, — рассуждает Денис Охримович из Банка24.ру. — Правда, чтобы достичь степени известности, для начала, значка евро, понадобится не меньше года или полутора лет. Позже уже можно будет говорить о сравнении в плане популярности с обозначением доллара».
«Думаю, банкам, по возможности, имеет смысл чаще указывать данный символ наряду со словом «рубль», например, в буклетах для клиентов, чтобы к новшеству привыкала в том числе консервативная аудитория, — рекомендует Тимур Дильмухамбетов из Тройка-Д Банка. — В документообороте, полагаю, символ прижиться может довольно быстро, в том числе если он будет заложен в шаблоны документов. Однако широкая узнаваемость символа — вопрос даже не нескольких месяцев. Видимо, для достижения реальной популярности знаку рубля понадобится года три».
Директор департамента информационной политики и связей с общественностью Фондсервисбанка Григорий Белкин добавляет, что если валюта претендует на значимую роль на рынке международных заимствований, она обязательно должна иметь свой символ, известный и привычный. «Это нормально. Выбранное обозначение вполне приемлемо и хорошо воспринимается нашими западными партнерами, судя по опыту общения с ними. Они считают, что это является шагом к «взрослению» рубля и положительно влияет на имидж экономики России, — сообщил Белкин. — Было бы хорошо, чтобы символ рубля укоренился в документообороте всех банков, фиксировался в печатной продукции, предоставляемой клиентам и партнерам».
Однако Белкин делает акцент на том, что достижение символом валюты всеобщего признания в различных сферах зависит не только от качественной проработки его начертания и определенной PR-поддержки. «Думаю, что лучшим инструментом рекламы для продвижения символа рубля должна быть сама наша валюта, ее стабильность. Только после того, как все участники рынка почувствуют, что рубль — это валюта, с которой можно иметь дело, тогда и символ станет значимым», — заключил Григорий Белкин.
Начать дискуссию