Банки

Народ и банки: от любви до ненависти

По заказу Банки.ру компания Profi Online Research провела опрос среди россиян, касающийся их поведения по отношению к банкам. Опрос показал, что наши соотечественники — далеко не однолюбы, когда речь идет о кредитных организациях. Тем не менее большинство сограждан не размещают в банках свыше 700 тыс. рублей, и лишь у трети из них имеются свободные денежные средства для инвестирования.

По заказу Банки.ру компания Profi Online Research провела опрос среди россиян, касающийся их поведения по отношению к банкам. Опрос показал, что наши соотечественники — далеко не однолюбы, когда речь идет о кредитных организациях. Тем не менее большинство сограждан не размещают в банках свыше 700 тыс. рублей, и лишь у трети из них имеются свободные денежные средства для инвестирования.

Сердце клиента склонно к измене

Согласно опросу, который компания Profi Online Research провела специально для портала Банки.ру, более половины населения России (54%) постоянно пользуются услугами не менее чем двух банков, еще 38% верны одной кредитной организации, а оставшиеся 8% не могут причислить себя к последователям того или иного «банковского ордена», так как услугами финучреждений пользуются непостоянно. При этом среди респондентов до 20 лет пользуются услугами одного банка 52% опрошенных, среди людей от 21 до 30 лет — 41%, от 31 до 40 лет — 35%, от 41 до 50 лет — 28%, а старше 51 года — 43%.

Опрос проводился по всей России среди 5 тыс. человек в декабре 2013 года.

Как рассказывает начальник регионального управления № 1 департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Шамиль Бабаев, в начале своей экономической активности, примерно в возрасте от 18 до 30 лет, клиент активно выбирает кредитную организацию, подходящую ему по образу жизни, модели потребления, условиям предоставления услуг, которые будут гармонировать с его финансовыми возможностями и запросами. При этом в 40—45 лет потребитель уже останавливается на одном банке.

«Клиент уже не так готов рисковать, ценит стабильность и комфорт. Поэтому он, исходя из накопленного опыта общения с различными банками, выбирает наиболее удобный для себя банк. Конечно, это не отменяет появления уникальных предложений на рынке и, как следствие, переориентации определенной доли клиентов в их пользу», — говорит Бабаев.

По оценкам начальника управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антона Павлова, если говорить о массовом клиенте, на сегодняшний день чаще всего останавливаются на одном банке люди старшего поколения — в возрасте 50 лет и выше. «Они более консервативны и предпочитают доверять проверенному банку, — поясняет банкир. — Замечу, что сегодня многие банки уделяют этому сегменту клиентов все больше внимания, поскольку люди этого возраста чаще всего попадают в категорию надежных заемщиков».

Схожее мнение и у директора департамента розничного бизнеса Росэнергобанка Александра Васильчикова. «Вообще, в России почти нет лояльности к одному банку, и она сохраняется, пока условия по договорам в конкретном банке сильно не меняются, — убежден он. — Разумеется, общая мобильность граждан снижается с возрастом, и, скорее всего, это люди за 40—50 лет».

Вице-президент, начальник управления пассивных и комиссионных операций ВТБ 24 Ашот Симонян уточняет, что чем старше клиент, тем выше его лояльность и меньше вероятность частой смены банка-партнера.

«Однако возраст не единственный фактор, влияющий на выбор клиента. В настоящее время растут информированность и финансовая грамотность клиентов всех возрастных категорий. Не секрет, что в случае, если банк включен в систему страхования вкладов, клиент может рассчитывать на выплату вклада до 700 тысяч рублей даже в случае банкротства банка. Таким образом, если сумма накоплений клиента не превышает или незначительно превышает 700 тысяч и его возраст приближается к пенсионному, вероятность выбора одного банка-партнера наибольшая», — делится мнением Симонян.

В свою очередь заместитель председателя правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка Андрей Степаненко уверен, что обычно клиенты не останавливают свой выбор на одном банке, а пользуются услугами двух-трех кредитных организаций. «Чем выше доход человека, тем шире становится список финансовых институтов, — обращает внимание банкир. — Возрастная характеристика здесь роли не играет. Однако банк, услугами которого клиент пользуется чаще всего, как правило, всегда один».

«На мой взгляд, у населения России еще не создалась традиция работы с одним «семейным» банком. В большинстве случаев клиент не выбирает банк самостоятельно — за него это делает текущий работодатель в рамках зарплатного проекта, — говорит директор департамента розничного бизнеса банка «Интеза» Богдан Чекомасов. — Обычно клиенты самостоятельно выбирают банки, исходя из текущих ставок по интересным для них продуктам. Но этот выбор может быть быстро изменен, как только выплачен кредит или закрыт депозит. В среднем у россиян в кошельках хранятся карты сразу трех-четырех банков. Возраст не влияет на лояльность клиентов к тому или иному банку».

С этим мнением согласен директор департамента по развитию продуктов и услуг Хоум Кредит Банка Павел Беляев. «Клиенты находятся в постоянном поиске наилучших условий по банковским продуктам. Мы видим, что на сегодняшний день один клиент пользуется услугами сразу нескольких банков, выбирая самые удобные для него услуги под конкретные нужды, — рассказывает эксперт. — Вклад такой клиент будет держать в банке, где самый высокий процент и удобные условия, а кредитку откроет в том банке, где ниже ставка и существуют дополнительные преимущества, например бонусы, мили или кэшбек».

Нам не страшен Центробанк

93% россиян хранят в банке до 700 тыс. рублей (95% из числа всех опрошенных женщин и 90% мужчин). Интересно, что 74% сограждан предпочли оставить свои деньги в банках, несмотря на идущую с осени прошлого года волну отзывов лицензий. В большинстве своем остаются в выбранном ранее банке клиенты старше 21 года. 6% опрошенных указали, что забрали средства из банка после череды отзывов. 5% принципиально не хранят деньги именно в российских банках, а 15% — не хранят деньги в банках в принципе.

Из числа тех клиентов кредитных организаций, кто свои деньги все-таки забрал, половина (52%) разместили их в другом банке, потратили средства на разнообразные покупки и оставили на хранение дома по 20% клиентов соответственно. Кроме того, 3% вложили деньги в бизнес, а 1% перевели их за границу.

Традиционная ориентация

По данным Profi Online Research, у 63% респондентов вовсе нет свободных денежных средств для инвестирования, 33% располагают средствами до 700 тыс. рублей, а у оставшейся части населения страны есть «кубышка» в сумме свыше 700 тыс. Не располагают средствами для инвестирования в основном женщины (68% из числа всех опрошенных представительниц прекрасного пола против 57% мужчин).

Банкиры обращают внимание на тот факт, что свободными для инвестирования средствами обладают люди среднего возраста, старше 30—40 лет. Они связывают подобную тенденцию с тем, что до 30 лет потребители тратят деньги на оплату учебы, покупку собственного жилья и автомобиля, меблировку квартиры и прочее. Зато после этой возрастной планки у людей появляется возможность сберегать.

«Ведь сначала нужно потратить средства на создание и поддержание базиса и семьи. Это огромные траты и на сбережения у подавляющего большинства не остается средств, — объясняет Александр Васильчиков из Росэнергобанка. — В пенсионном возрасте, даже с учетом возможного снижения доходов, потребности меньше и возможностей для накопления больше».

«Склонность к инвестированию появляется вместе с возможностью это делать, то есть с ростом реальных доходов населения. Также к важным факторам можно отнести стабильность курса национальной валюты и приемлемый уровень инфляции. В нынешних экономических реалиях увеличение реальных доходов возможно только через увеличение производительности труда, что требует существенных инвестиций в промышленность и технический прогресс». — комментирует Антон Павлов из Абсолют Банка.

Среди «богатеньких буратин», способных инвестировать, почти каждый второй (47%) выбирает в этих целях депозит, 43% — текущий счет, 27% вкладываются в недвижимость в России, а 7% — за рубежом. 13% «инвесторов» верят в акции, 4% — в облигации. Каждый десятый доверяет свои «кровные» паевым инвестиционным фондам. Однако 14% не планируют в ближайшее время куда-либо вкладывать свои сбережения. В ходе опроса владельцы свободных денежных средств могли выбрать несколько инструментов для инвестирования.

Андрей Степаненко из Райффайзенбанка полагает, что в последнее время привлекательность ПИФов, акций, инвестиционных фондов и прочих подобных инструментов для клиентов ниже, чем депозитов, вложений в недвижимость или в валюту — риски по нетрадиционным инструментам выше.

«Если под инвестированием рассматривать долгосрочные и регулярные вложения — накопительное страхование жизни, ПИФы и прочее, то независимо от возраста можно подобрать сбалансированный по рискам и выгоде продукт, удовлетворяющий требованиям конкретного клиента, — делится опытом Шамиль Бабаев из Нордеа Банка. — Доля людей, инвестирующих в свое будущее и будущее своих детей и близких, будет расти с повышением финансовой грамотности населения. А для этого необходимы усилия как на уровне государства, так и со стороны конкретных игроков рынка. В частности, необходимо повышать качество жизни всего населения страны, не только в крупных населенных пунктах».

«В нашей стране нестабильность экономической ситуации, ряд потрясений привели к тому, что у людей сформировалось общее недоверие к финансовым институтам, — считает Ольга Зайцева из Profi Online Research. — Если 30 лет назад существовала традиция открытия вкладов, то на сегодняшний день она нарушена. Общая культура финансового поведения также сильно изменилась в связи с отсутствием стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Финансовая неграмотность и непрозрачность инвестиционных процессов вызывает страх инвестирования. Сокращение доли людей, никуда не инвестирующих свои сбережения, возможно при эффективной работе устойчивых и прозрачных финансовых институтов, а также с развитием финансовой культуры. А отсутствие свободных денежных средств также может быть связано с тем, что часть средств уже инвестирована — например, в недвижимость».

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Интересные материалы

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру