Почти любое обсуждение страновых рисков России в последнее время связано с оценкой влияния политических событий на Украине и возможных последствий санкций западных стран в отношении РФ и российской экономики. Подобная постановка вопроса в какой-то степени оправданна.
Украинский кризис уже заставил иностранных инвесторов в российский фондовый рынок срочно покинуть его, обвалив котировки наших биржевых индексов. Одно из американских рейтинговых агентств недавно также стало беспокоиться за рейтинг России в связи с «неопределенностью намерений» нашей страны в отношении Украины. А дополняют картину почти ежедневные словесные интервенции западных политиков о возможных негативных последствиях для России — от визовых ограничений для чиновников до замещения российского газа в Европе поставками из Америки.
В таком обилии информации для принятия взвешенных решений по оценке странового риска России важно разграничить конъюнктурные, во многом эмоциональные, факторы и факторы системные, влияние которых идет от экономики страны, а не остроты политического момента.
Украинские риски, как того опасаются некоторые аналитики, не могут быть транслированы напрямую на Россию, а ситуация на Украине имеет довольно ограниченное влияние на кредитный рейтинг России. Повышенная волатильность на финансовых рынках последних недель — во многом результат закрытия лимитов на Россию у западных инвесторов, опасающихся начала военных действий, а не внезапного падение конкурентоспособности отечественных эмитентов и ухудшения их финансового состояния.
Более серьезным риском для инвестиционной привлекательности и кредитного климата российской экономики являются ее внутренние структурные диспропорции, слабость институциональной среды, а также торможение роста российской экономики на фоне восстановления западных стран. Все это усугубляется девальвацией, которая началась на фоне отказа ЦБ от политики поддержания рубля и обострилась на фоне украинских событий.
Сочетание этих проблем уже почти остановило экономический рост. Даже Минэк в своих прогнозах не дает российской экономике больше 3% роста в ближайшие годы, а некоторые инвестбанки уже снижают прогноз роста ВВП до нулевой отметки. Ускоренная девальвация, в свою очередь, привела к повышенным инфляционным и девальвационным ожиданиям у населения, что подкашивает потребительский спрос — важнейший источник стабильности и развития экономики. Тренд на снижение потребительской активности статистика начала фиксировать еще в конце 2013 года, а девальвационные скачки начала 2014 года только усилили этот негатив.
От того, как наше правительство решит выбираться из ситуации замедления роста потребительского спроса, ускоренной девальвации и ожиданий роста инфляции, будет зависеть риск-ландшафт в ближайшие годы. К сожалению, довольно велика вероятность решения выбора «мобилизационного» сценария, как его иногда называют в экспертном сообществе. В таком случае нам не позавидуешь. В борьбе с инфляцией ЦБ будет держать высокой ключевую ставку, в конечном счете делая дорогим и все менее доступным корпоративное и розничное кредитование. Структура госрасходов будет смещаться от социальных статей к военно-промышленным. Повышение номинальных доходов бюджетников и пенсионеров будет обеспечено номинально же возросшими экспортными сырьевыми доходами и сводиться на нет ростом цен на импорт, в первую очередь продуктов питания, вследствие девальвации. И все это будет сопровождаться закручиванием гаек на инвестиционном поле под лозунгами, например, деофшоризации.
В борьбе с инфляцией ЦБ будет держать высокой ключевую ставку, в конечном счете делая дорогим и все менее доступным корпоративное и розничное кредитование
Конечно, хочется верить, что до такого не дойдет, и на вооружение будут взяты какие-то средства из арсенала стимулирования экономического роста за счет развития внутреннего спроса и предложения. Замораживание тарифов естественных монополий, поддержание стабильности рубля в сложные периоды, продолжение политики снижения стоимости кредита для бизнеса — все это правительство уже делало и сможет делать снова. Добавив к этим мерам какие-то дополнительны налоговые стимулы для нового бизнеса, снизив административное давление на бизнес и влияние силовиков, правительство сможет остановить тренд на снижение инвестиционной привлекательности РФ для внутренних инвесторов.
Влияние внешних рисков и рисков отношений с ключевыми партнерами РФ — Европой, Китаем, США, Казахстаном — на кредитный климат России в ближайшее время будет вторичным. Несмотря на громкие заявления, вряд ли мы увидим реальные санкции с серьезными экономическими последствиями от США и ЕС. Арест мифического имущества и счетов двух десятков политиков не в счет. Китай демонстрирует нейтральность по всем ключевым вопросам украинского конфликта, фактически поддерживая позицию России. Отношения с Казахстаном в основном развиваются по линии таможенного союза и Евразэс, где вопросы политической ситуации Украины не приоритетны.
Начать дискуссию