Кредитование

Муж на колесах

Согласно исследованию, которое провел для Банки.ру Сетелем Банк, типичный автозаемщик — это женатый мужчина с одним ребенком и высшим образованием. А его доход почти вдвое превышает средний заработок по стране.

Согласно исследованию, которое провел для Банки.ру Сетелем Банк, типичный автозаемщик — это женатый мужчина с одним ребенком и высшим образованием. А его доход почти вдвое превышает средний заработок по стране.

Данные исследования Сетелем Банка показывают, что 70% автозаемщиков в России — мужчины. В ходе исследования были проанализированы данные о 125 тыс. клиентов, оформивших автомобиль в кредит. Для сравнения: в базе Объединенного кредитного бюро содержится информация о 1,7 млн активных кредитов. Согласно прогнозным значениям, объем портфеля автокредитов Сетелем Банка по МСФО на 31 марта 2014 года составляет 48,5 млрд рублей (до вычета резервов).

По оценкам компании Frank Research Group, Сетелем Банк входит в десятку крупнейших банков на рынке автокредитования — по состоянию на начало марта текущего года ему принадлежала доля в 4,5% (объем портфеля автокредитов банка равняется 42,4 млрд рублей). Перед «Сетелемом» идут Тойота Банк, Кредит Европа Банк, Росбанк и ЮниКредит Банк. Возглавляют десятку ВТБ 24 с долей 13% (123,2 млрд рублей), Сбербанк — 10,3% (98,3 млрд) и Русфинанс Банк — 8,8% (84,1 млрд).

Мужское дело

Превалирующее большинство автозаемщиков банка — женатые люди. Таких в «Сетелеме» 69%. Кроме того, у типичного автозаемщика — один ребенок (35% от общего количества заемщиков), еще 33% «кредитных» клиентов детей не имеют, а у 27% — двое детей.

Ежемесячный доход типичного автовладельца в кредит составляет 30—60 тыс. рублей — таких в Сетелем Банке половина. Еще у 19% доход составляет 15—30 тыс. рублей, а у 17% — 60—90 тыс. Напомним, что по состоянию на конец 2013 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в России составляла 39,6 тыс. рублей.

«Можно предположить, что благосостояние клиентов растет: так, в течение 2012 года клиенты с ежемесячным доходом до 45 тысяч рублей составляли 17% всех потенциальных заемщиков в банке, к 2014 году эта доля снизилась до 11%, — говорит директор департамента рисков Сетелем Банка Жанна Горяинова. — Тем не менее с каждым годом все меньший процент клиентов предоставляет документ, подтверждающий доход, — таких клиентов было в среднем 35% в 2012 году, а в 2014-м стало 26%». 

Чем дороже приобретаемое авто, тем, соответственно, выше доходы его будущего владельца. Если при покупке машин марок Chery, Chevrolet, Citroen, Daewoo и Ford доход владельца редко превышает 90 тыс. рублей, то основная масса кредитов на Audi, BMW, Cadillac и Infiniti выдана в Сетелем Банке заемщикам с заработком от 60 тыс. до 200 тыс. рублей.

«В рамках проводимой банком оценки заемщика кредит на автомобиль выдается только в том случае, если заявленные финансовые возможности клиента соответствуют необходимым бюджетным показателям для приобретения желаемого автомобиля, — комментирует Горяинова. — И хотя в течение последних полутора лет действительно наблюдается небольшое увеличение доли клиентов, которые выбирают машину подороже, это, скорее всего, связано с улучшением благосостояния заемщиков, а не с повышенными и безосновательными запросами. Также цены на автомобили растут от года к году».

У 51% автозаемщиков «Сетелема» имеется высшее образование, а у 45% — только среднее, в том числе среднее специальное. Практически каждый заемщик (90%) — это наемный служащий на постоянном контракте в коммерческой фирме (65%). Большинство заемщиков банка трудится в сфере розничной торговли (14%), промышленности и машиностроения (13%), на предприятиях сферы услуг (11%) или в сфере строительства (10%).

Состоявшиеся автомобилисты

Схожие данные приводят и другие банки. Так, в Кредит Европа Банке в прошлом году было выдано 50 тыс. кредитов на автомобили. На 1 апреля 2014 года «автопортфель» банка составлял 47,3 млрд рублей. Среди автозаемщиков банка 70% мужчин и 30% женщин. 13% заемщиков — это люди в возрасте до 25 лет, 37% — до 35 лет, оставшаяся часть — клиенты от 35 до 55 лет. Образование будущих владельцев кредитных авто, как правило, среднее или высшее (соотношение примерно 50 на 50). У половины заемщиков нет детей, у 25% есть один ребенок, у 25% — двое детей в семье.

В АйМаниБанке за весь прошлый год было выдано 64,8 тыс. автокредитов. Портфель «машинозаймов» банка на 1 марта 2014 года составлял 13,3 млрд рублей. Типичный автозаемщик для банка — это женатый мужчина от 30 до 45 лет, приобретающий бывшую в употреблении машину. Средний доход заемщика — 40—60 тыс. рублей по Москве и 20—50 тыс. — в регионах.

Банк «Уралсиб» выдал в 2013 году 38,9 тыс. автокредитов. На 30 марта 2014 марта объем автокредитного портфеля банка равнялся 28,2 млрд рублей. 60% заемщиков — мужчины, 40% — женщины. Средний возраст кредитующегося автоклиента — 25—45 лет, семейное положение — состоит в браке. Уровень дохода на одного члена «автосемьи» находится на уровне 800—1 200 долларов США в регионах и 1—1,5 тыс. долларов в столице. При этом у 60% заемщиков не числится на иждивении ни одного человека, а у оставшихся 40% — числится один-два человека.

В среднем по России сумма кредита в банке на новую машину составляет 550 тыс. рублей. Средний срок такого кредита — 46 месяцев. На данный момент средние ставки на новое авто у официальных дилеров варьируются от 15% до 19%, на подержанные авто — 19—25%. 

Начать дискуссию