Банки

Безопасность или доступность?

Каждый банк при оборудовании дополнительных офисов или отделе­ний стоит перед выбором: насколько необходимо укрепить помещение, чтобы защитить хранящиеся в нем денежные средства, и какую степень свободы можно предоставить клиен­там при общении с сотрудниками, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно, а сотрудники безопасно?

Каждый банк при оборудовании дополнительных офисов или отделений стоит перед выбором: насколько необходимо укрепить помещение, чтобы защитить хранящиеся в нем денежные средства, и какую степень свободы можно предоставить клиентам при общении с сотрудниками, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно, а сотрудники безопасно? Одни кредитные организации полностью отделяют клиентскую зону от помещения, где находятся сотрудники, другие, наоборот, создают единое пространство, где специалисты банка практически сидят с посетителями за одним столом.

При таком разнообразии решений банку необходимо правильно соблюсти баланс между доступностью дополнительного офиса, привлекательностью его для клиента и правильной технической укрепленностью.

Можно обеспечить офис защитой в соответствии с требованиями Банка России и даже превзойти их, но такое оборудование зачастую является чрезмерным и дорогостоящим и, кроме того, может вызвать дискомфорт у клиентов. Решить подобную проблему можно при помощи страхования. Законодательство (Положение № 318-П ЦБ РФ) позволяет не укреплять помещение в соответствии с требованиями Банка России, застраховав минимальный остаток и согласовав со страховщиком техническую укрепленность помещения. Внимательно изучив техническую укрепленность помещения, страховщик может попросить что-то изменить или добавить, но в целом требования страховщиков всегда значительно ниже требований Банка России.

Как правило, для страхования денежных средств от 5 до 10 млн рублей достаточно сейфа 3-4 класса устойчивости ко взлому (ГОСТ Р 50862-2005) и охранно-пожарной сигнализации. Страховая компания обращает внимание и на общую организацию работы банка: лимиты хранения денежных средств каждого операциониста и кассира; наличие физической охраны; частоту инкассации; наличие ночного хранения; обучение сотрудников и т.п. Как показывает практика, выполнение требований страховщика и страхование обходятся банку дешевле, чем оборудование офиса в соответствии с требованиями Банка России. В то же время отсутствие избыточных мер безопасности позволяет сделать отделение удобным и комфортным для клиентов.

По статистике последних лет, основными преступлениями в отношении денежных средств, находящихся на хранении в финансовых институтах, являются разбои, совершенные третьими лицами, и кражи, совершенные самими сотрудниками банков или при их непосредственном участии. Этот факт свидетельствует о том, что злоумышленники не хотят связываться с отключением систем сигнализации или взломом сейфов. Им проще, угрожая оружием (или еще каким-то способом), заставить сделать это сотрудников банка. В таких ситуациях преступники пользуются тем, что кредитные организации часто экономят на охранниках, а если они и присутствуют, то оказываются неспособными дать отпор грабителям.

Что касается преступлений, совершенных самими сотрудниками, то это особый вид правонарушений, который для самих банков и страховщиков является наиболее опасным, так как сотрудники знают, как организована работа в финансовом институте, зачастую имеют доступ к ключам и шифрам от сейфов и сигнализаций. Сотрудникам легче всего организовать преступление. Именно поэтому из типового договора страхования денежных средств, хранящихся в кредитной организации, исключены противоправные действия, совершенные специалистами банка. По желанию страхователя страховая компания может расширить покрытие, включив в него подобные риски. Перед этим страховщику необходимо оценить системы организации работы в банке, проверить, существует ли двойной контроль за хранением ключей и шифров от сейфа, оценить множество других параметров. Результаты оценки определят стоимость подобной услуги. Бывают случаи, когда страховщик принимает решение отказать в расширении страхового покрытия на противоправные действия сотрудников.

Выбор методов защиты ценного имущества всегда остается за банком, но он должен отдавать себе отчет в том, что он несет ответственность перед своими клиентами за сохранность денежных средств и в случае утраты должен будет их вернуть.

Начать дискуссию