Банки

ИТ: главный вызов - скорость реакции на вносимые регулятором изменения

В условиях ужесточения надзора со стороны ЦБ от эффективности ИТ-подразделений напрямую зависит настоящее и будущее каждого банка.

Общаясь со специалистами кредитных организаций и компаний-разработчиков, приходишь к следующему выводу: в условиях ужесточения требований со стороны Банка России и усиления конкуренции за качественных заемщиков роль ИТ существенно возрастает. Именно они становятся одним из ключевых инструментов для выживания, обеспечивают сохранение лояльных клиентов и приток новых.

Задача первоочередной важности

Для финансовых организаций информационные технологии - одна из главнейших производительных сил. В банках не осталось ни одного KPI, который не зависел бы от ИТ. Все: от call-центра до бухгалтерского учета, от сделок с клиентами до показателей эффективности, производительности - создается с использованием тех или иных автоматизированных сервисов и программ. Современный уровень развития банковских сервисов и услуг, потоки информации, скорость, с которой меняется рыночная ситуация, требуют от кредитной организации оперативного принятия решений и быстрого реагирования на изменения рынка. Сегодня от эффективности ИТ-стратегии во многом зависит, удастся ли банку выстоять в острой конкурентной борьбе и обрести реальные шансы на дальнейшую перспективу развития.

Какие же первоочередные задачи сегодня стоят перед специалистами ИТ-службы?

«Для ИТ основным вызовом будет скорость реакции на вносимые регулятором изменения. Возьмем закон «О потребительском кредите»: он затронет базовые процессы выдачи и обслуживания кредитов, процессы, которые оптимизировались в банках годами. Времени на изменение систем и процессов после выхода пояснений со стороны ЦБ по закону будет очень мало. При этом нужно будет найти здоровый компромисс между следованием требованиям регулятора и интересами бизнеса банка. В такой конъюнктуре руководству ИТ-подразделений необходимо задуматься о внедрении систем, обладающих должной гибкостью и простотой модификации, например системы класса управления бизнес-процессами (BPM), системы принятия решений (decision management) и т.п.», - считает директор дивизиона операционного управления ОТП Банка Максим Пустовой.

Эксперты уверены: сейчас действительно неоднозначная ситуация в банковской среде. Если раньше курс всегда был на новые продукты, то сейчас упор делается на задачи по автоматизации управления рисками и финансового мониторинга в соответствии с требованиями регулятора по противодействию отмыванию денежных средств. Роль ИТ здесь серьезно возрастает, ввиду того что решать сложные аналитические задачи устаревшими программными инструментами становится крайне затруднительно. «Исторически в российской банковской практике сложилось так, что многие регуляторные контроли реализовывались на базе АБС без должного архитектурного контроля и любые последующие поправки в законодательстве требовали внесения изменений в эти несовершенные конструкции. В принципе, так можно говорить не только о регуляторном контроле, но и о любой другой функции. Поэтому одной из важнейших задач ИТ-службы становится архитектурная консолидация разрозненной информации, разнесение и миграция несвязанных функций в рамках правильных систем», - анализирует ситуацию бизнес-партнер по технологиям банка «Открытие» Вячеслав Благирев.

С точки зрения специалиста, для минимизации времени разработки необходимо внедрение гибких платформ, позволяющих заменить системное программирование на аппликативное. Очень важна способность построить такой ландшафт и архитектуру, чтобы роль ИТ в части внесения изменений была минимальна -они выполняли бы только роль сопровождения, а сам ландшафт можно было бы быстро и качественно изменять.

«Еще одна действительно сложная задача ИТ - это идентификация клиента и управление качеством клиентской информации. Качество данных влияет не только на старт маркетинговых кампаний, но и на соответствующие риск-профили клиента. Наличие корректного адреса или мобильного телефона может как повысить, так и понизить уровень риска соответствующего клиента в случае, если с помощью инструмента построения социальных сетей будет выявлена взаимосвязь этого атрибута с группой рискованных клиентов», - рассказывает Вячеслав Благирев (банк «Открытие»).

Не секрет, что информационные технологии, в том числе аналитические решения, требуют серьезных финансовых вложений. Однако при грамотном внедрении они сторицей окупаются и предоставляют банку возможность оперативно управлять рисками, снижать административные издержки и предлагать клиентам современные и технологичные услуги.

Экономия - тренд года

Преимущества информационных технологий у топ-менеджеров банков не вызывают сомнений. Тот факт, что вложения в ИТ окупаются, признает большинство руководителей финансово-кредитных организаций. При этом ИТ все чаще рассматривают как путь к сокращению издержек и повышению эффективности деятельности банков, что в текущей ситуации крайне актуально.

«Не секрет, что ситуация в экономике усложняется, и это бросает вызов всем банкам на российском рынке. Тем не менее снижение издержек не стоит понимать буквально, как сокращение персонала, затрат и т.п. Сокращать издержки важно за счет повышения эффективности, путем автоматизации во фронт- или бэк-офисе, за счет внедрения систем, обладающих большей гибкостью и меньшей стоимостью модификации», -отмечает Максим Пустовой (ОТП Банк).

По мнению Вячеслава Благирева (банк «Открытие»), 2014 год можно охарактеризовать как год эффективности и экономии. «Это тренд всего банковского сообщества. Я думаю, безумные сделки на большие суммы будут уходить в прошлое и крупные банковские структуры начнут крайне осмотрительно подходить к формированию ИТ-расходов. Мы, например, перед инвестированием в каждый ИТ-проект формируем его бизнес-кейс и выносим на согласование и утверждение. В рамках бизнес-кейса мы отражаем ту экономию, которую компания получит в результате внедрения и запуска соответствующей технологии. Учитывая экстенсивный рост нашей организации в течение последних четырех лет, стоит отметить, что такой рост всегда сопровождается значительными издержками, в том числе и на ИТ, поскольку меняются системы, оборудование. Мы всегда стараемся идти по пути лучшего соотношения цены и эффективности», - поясняет эксперт.

Как подчеркивает специалист, экономия не означает, что банк не будет инвестировать средства в запуск новых передовых технологий. «Как раз наоборот, запуск подобных технологий позволит нам получить существенные сокращения издержек. Например, рассматривается возможность замены платформы кредитного конвейера, отказ от части других исторических неэффективных дорогих систем», - уточняет бизнес-партнер по технологиям банка «Открытие».

Конечно, в идеале внедрение ИТ-решения должно приводить к увеличению эффективности работы самих сотрудников. Практика крупных западных компаний показывает, что передовые технологии способны в пять раз повысить общую эффективность работы персонала.

Сто раз отмерь - один раз отрежь

Банковский сектор традиционно считается весьма емким с точки зрения потребления ИТ. Поэтому вопрос, который неизбежно возникает и всегда находится на повестке дня, - как складываются и как должны складываться отношения с поставщиками ИТ-решений и услуг?

«Мы видим большой интерес поставщиков в том, чтобы вывести на российский рынок передовые технологии. Здесь мы стоим вместе с ними в авангарде, и, наверное, это является ключом к нашему сотрудничеству. К сожалению, также стоит отметить, что у нас в стране практически напрочь отсутствует достойная пресейлпрактика. Решение о выборе поставщиков исторически принимается несколькими персонами, но ИТ и другие важные подразделения не участвуют в этом. Такая культура продаж до сих пор осталась на российском рынке», - говорит Вячеслав Благирев (банк «Открытие»)

Рассказывая об опыте внедрения новых технологий, эксперт отмечает, что банк перед внедрением всегда тестирует пилотные версии тех или иных решений. «Только осенью прошлого года мы провели около 15 «пилотов» с разными поставщиками, чтобы оценить представленную технологию. Мы вовлекаем заказчиков со стороны бизнес-подразделений уже на этапе «пилота» и демонстрации решения, чтобы также получить их отзыв и согласовать с ним критерии выбора нужной технологии», - поясняет специалист.

«Любой крупный банк работает с десятком ключевых поставщиков. Ключевых в том смысле, что они обеспечивают функционирование и развитие самых важных приложений используемых в банке. В ситуации ухудшающейся рыночной конъюнктуры мы ожидаем от таких партнеров не только высокое качество выполняемых работ, но и большую инициативу в плане архитектурного видения и трансформации ИТ-ландшафта банка», - комментирует ситуацию Максим Пустовой (ОТП Банк).

Что касается бизнес-заказчиков, то их роль во внедрении зависит от сложившейся практики работы ИТ и бизнеса в организации, а не от текущей ситуации на рынке. Если банк не выполняет функцию заказчика, то ее нужно вводить. Если же такая модель работы уже реализована, то можно пойти дальше и строить работу вокруг некоторой методологии совместной разработки требований и моделирования. Это - то, что предлагает ряд поставщиков BPM или UXP-решений.

Выбранное ИТ-решение, по мнению специалистов, должно быть способно обрабатывать большие объемы операций, поддерживать сеть отделений и филиалов, основываясь на современной и отказоустойчивой платформе, иметь возможность работать круглосуточно семь дней в неделю, поддерживать операции филиальной сети с учетом смены часовых поясов и операционных дат в режиме реального времени на единой базе данных.

Начать дискуссию