Банки

Около ноля: что будет с банками

Министр финансов Антон Силуанов не исключает, что по итогам года экономический рост в России может составить 0%. Портал Банки.ру спросил у банкиров и экономистов, как будет чувствовать себя при нулевом экономическом росте банковская система страны.

Министр финансов Антон Силуанов не исключает, что по итогам года экономический рост в России может составить 0%. Портал Банки.ру спросил у банкиров и экономистов, как будет чувствовать себя при нулевом экономическом росте банковская система страны.

В ходе своего выступления на расширенной коллегии Минфина РФ 15 апреля глава ведомства Антон Силуанов заявил, что рост российской экономики по итогам 2014 года может оказаться нулевым. «Рост ВВП оценивается на достаточно низком уровне — в 0,5%. Возможно, и будет находиться около нуля», — сказал Силуанов.

В связи с этим министр также отметил, что 2014 год может быть самым тяжелым для страны после финансового кризиса 2008—2009 годов. Кроме того, добавил он, существуют риски снижения цен на нефть. В начале апреля Минэкономики ухудшило прогноз по росту ВВП России до 1,1% по итогам 2014 года в базовом сценарии развития и до 0,5% — в более консервативном.

Портал Банки.ру опросил экономистов и банкиров на тему того, согласны ли они с таким прогнозом и как это может повлиять на банковский сектор.

«Банки не смогут наращивать темпы кредитования»

Ярослав Полещук, руководитель управления кредитных розничных рисков «БКС Премьер»:

— В самом стрессовом сценарии рост ВВП может оказаться даже отрицательным. В любом случае даже низкий рост ВВП оказывает влияние на устойчивость банков. Это один из основных показателей в эконометрических моделях по оценке устойчивости банков наряду с курсом валюты и показателями, характеризующими финансовую структуру экономики страны.

Любой экономический спад приводит к резкому ухудшению качества кредитных портфелей банков, что сказывается на их финансовой устойчивости. Банки не смогут наращивать темпы кредитования и будут пытаться компенсировать убытки за счет высоких ставок, что также оттолкнет от использования кредитов часть населения.

«Прибыльность банковского сектора может существенно снизиться»

Олег Джус, директор группы казначейства и финансовых рынков банка «Интеза»:

— Основные риски банковской системы при темпе роста ВВП в 0% будут связаны с замедлением роста активов и ухудшением их качества, поскольку спрос на кредиты со стороны хозяйствующих субъектов и населения также замедлится. Одновременно может ухудшиться обслуживание имеющейся задолженности. Это увеличит нагрузку на капитал банковской системы и может привести к существенному снижению прибыльности банковского сектора. Сектор потребительского кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса остаются высокомаржинальными. Они сохранят опережающие темпы роста. Что касается рынка заимствований, снижение кредитного спроса снизит активность компаний и банков на рынке. Кроме того, в условиях слабой экономики инвесторы снижают аппетит к риску.

«Заимствовать станет труднее»

Дмитрий Лепетиков, начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ 24:

— Мы считаем вариант, который предполагает Минфин, вполне возможным. Безусловно, банкам придется работать в более сложных условиях, и те из них, кто проводил высокорискованную кредитную политику, могут начать испытывать трудности. Спрос на кредитование несколько сократится, потенциальные инвесторы будут оценивать риски выше, поэтому заимствовать станет труднее. Тем не менее мы видим достаточно возможностей для развития кредитования банковской розницы и МСБ.

«Замедление темпов роста экономики может быть краткосрочным»

Иван Фоменко, начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка:

— Наиболее вероятный, по нашему мнению, сценарий предполагает экономический рост приблизительно на уровне 0,6%. Экономический рост может активизироваться во втором полугодии — тогда начнут ощущаться позитивные эффекты от снижения курса рубля. В первую очередь этот эффект ощутят те компании, которые работают на экспорт.

Однако столь скромный экономический рост по итогам года может заставить компании несколько снизить экономическую активность, что, в свою очередь, приведет к замедлению темпов роста на рынке кредитования. Что касается кредитования физлиц, на их потребительской активности не самым благоприятным образом может сказаться возможное сокращение персонала, которое может понадобиться компаниям вследствие снижения экономической активности. Впрочем, не стоит забывать, что замедление темпов роста экономики может быть краткосрочным, и тогда весь негатив, который я отметил, не получит распространение.

«Может произойти сокращение темпов роста банковской системы»

Игорь Голубев, руководитель направления анализа долговых рынков Промсвязьбанка:

— Вероятность нулевого роста в текущем году действительно существует. При этом мы бы не исключали отрицательных значений по итогам второго квартала. В случае замедления роста экономики может произойти сокращение темпов роста банковской системы, что, в свою очередь, скажется на росте просрочки и снижении маржинальности банковского бизнеса. При этом правительство обещало расширить список инструментов рефинансирования, дабы частично компенсировать невозможность занимать на открытых рынках. Мы не прогнозируем существенных темпов прироста в части потребкредитования. Если говорить про МСБ, учитывая, что большая часть бизнеса данного сектора представлена торговлей, можно предвидеть болезненную реакцию на ослабление национальной валюты. Тем не менее важно понимать, что представители малого и среднего бизнеса способны быстро реагировать на изменения рынка и оперативно перестраивать бизнес-модель в соответствии с текущей ситуацией, что будет способствовать положительной динамике развития этого сегмента.

«Темп роста корпоративного кредитования будет выше роста ВВП»

Денис Порывай, старший аналитик Райффайзенбанка:

— Как показал кризис 2008—2009 годов, даже снижение ВВП не привело к сокращению кредитования. Тогда спрос на кредиты в локальных банках был связан с рефинансированием долга корпораций перед иностранными инвесторами в условиях, когда доступность внешних рынков была низкой. Немаловажную роль сыграли меры господдержки. Мы полагаем, что темп роста корпоративного кредитования и в 2014 году будет выше роста номинального ВВП. Ухудшение качества потребительских кредитов в связи с насыщением рынка и замедлением роста зарплат, скорее всего, приведет к заметному ужесточению процедуры одобрения кредитных заявок, объема выдачи новых кредитов. Это замедлит кредитование. Низкий темп роста ВВП наиболее негативный эффект окажет на малый и средний бизнес. И, как следствие, на его кредитование.

«Наши госбанки попадут в достаточно тяжелое положение»

Роман Ермаков, аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка:

— Мы ожидаем, что рост российской экономики по итогам года может составить 0—0,2%. Этот вариант не учитывает введения третьего пакета санкций со стороны западных стран, так как в этом случае Россия может столкнуться с сильным экономическим кризисом.

Причин нашего прогноза несколько. Первая — бум на рынке кредитования физических лиц, который, к слову, являлся основным драйвером роста экономики в прошлом году. Но в этом году в связи с ослаблением рубля и падением потребительской активности будет тянуть банковский сектор вниз.

Вторая причина — охлаждение отношений со странами Запада, что уже вызвало сильный отток капитала. Долг госорганов Российской Федерации невелик, чего нельзя сказать о наших компаниях. Заморозка доступа на международные рынки капитала и невозможность рефинансировать предыдущий долг поставят наши ведущие госкомпании и госбанки в достаточно тяжелое положение.

Банк России в этих условиях должен сделать выбор: или заменить зарубежный кредит внутренним, что потребует снижения ставки рефинансирования и увеличения ликвидности в банковской сфере, или продолжить поддержку рубля с высокими ставками по кредитам.

«Для банков более важен не темп роста ВВП, а поведение их клиентов»

Михаил Хромов, ведущий эксперт центра структурных исследований Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара:

— Замедление экономического роста до нуля в 2014 году возможно в случае реализации негативных вариантов развития в экономическом или политическом смысле. Это могут быть резкое падение мировых цен на энергоносители, введение против России широкомасштабных экономических санкций. Кроме того, даже нулевые темпы роста ВВП могут быть достигнуты в различных структурных пропорциях, что будет соответствующим образом влиять и на последствия для банковского сектора.

Пока имеющиеся данные за первый квартал 2014 года позволяют говорить о продолжении роста российской экономики. Так, промышленное производство в первом квартале выросло на 1,1% по отношению к первому кварталу 2013- го, в том числе обрабатывающие производства — на 2,4%. В первые два месяца года сохранились относительно высокие темпы роста потребления домашних хозяйств — 3,2% к аналогичному периоду 2013 года. К негативным факторам можно отнести снижение инвестиций в основной капитал, объем которых в январе — феврале 2014 года сократился на 5% по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года.

Для банков более важен не темп роста ВВП, а поведение их клиентов. Так, в первом квартале 2014 года банки лишились значительных объемов средств населения, которое забрало деньги со счетов и депозитов. Кроме того, заметно замедлилось потребительское кредитование. И то и другое имело, скорее, отрицательный эффект для банков, но тем не менее оказало краткосрочный позитивный эффект для экономики вследствие увеличения потребительского спроса. В целом, безусловно, замедление динамики российской экономики будет связано и с ростом негативных тенденций в банковском секторе: уменьшением спроса на кредит, ухудшением качества кредитных портфелей, снижением рентабельности банковских операций.

«Банковский сектор будет принимать удар одним из первых»

Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»:

— Скорее всего, темпы роста экономики будут даже не нулевые, а отрицательные. Мы прогнозируем при базовом сценарии минус 1% роста ВВП по итогам года, но, возможно, будет и хуже. Все это не повлияет на банковский сектор позитивно. Плохая экономическая ситуация ухудшает качество кредитных портфелей; вероятность того, что заемщики не заплатят по долгам, становится выше. Так что банковский сектор будет принимать удар одним из первых. Кроме того, желание кредитовать банки у других экономических агентов сейчас падает. Доходность облигаций банковского сектора уже выше, чем у аналогичных заемщиков нефинансового сектора, и может еще вырасти.

«Спрос компаний на кредиты будет снижаться»

Владимир Пантюшин, экономист:

— Я ожидаю, что темпы роста экономики действительно будут около ноля. Но нужно понимать, что в банковском секторе ситуация зависит не только от ВВП. Конечно, замедление темпов роста — это негатив для кредитных организаций. Но если говорить о потребительском кредитовании, то влияние роста ВВП тут достаточно опосредованное. Важно, какими будут инфляция и темпы роста доходов населения. Что касается депозитов, при неблагоприятных прогнозах люди будут продолжать наращивать свои сбережения в валюте. Частично банки выиграют от того, что рынки будут волатильны, а население начнет выбирать менее рискованные депозиты. В сфере кредитования компаний перспективы плохие: спрос на кредиты со стороны компаний будет снижаться.

«Пока ситуация не такая плохая»

Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка:

— Пока ситуация не такая уж и плохая. Сегодня (15 апреля. — Прим. ред.) вышли данные по росту промышленного производства, который составил 1,4% за март и 1,1% за первый квартал. Это достаточно слабо, но мартовская ситуация на финансовых рынках для реального сектора не оказалась драматичной. С одной стороны, я разделяю беспокойство участников рынка и экспертов. С другой — мне не кажется, что в экономике происходит быстрое ухудшение тенденций. Сейчас обсуждается изменение бюджетного правила, и бюджетные расходы могут оказать дополнительную поддержку темпам роста.

Начать дискуссию