Россия создала Агентство кредитных гарантий, которое поможет обеспечить малый и средний бизнес длинными и недорогими деньгами. Именно эти компании должны стать новой точкой роста российской экономики. В развитых странах небольшие предприниматели приносят более половины внутреннего валового продукта. К этому стремится и Россия.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий» (АКГ), которое призвано помогать малому и среднему бизнесу, сообщается на сайте кабмина. В течение двух месяцев Центробанк должен зарегистрировать агентство как юрлицо и выдать ему лицензию. В апреле президент РФ Владимир Путин подписал указ о выделении из федерального бюджета 50 млрд рублей в уставный капитал Агентства кредитных гарантий.
«В России доля малого и среднего бизнеса в экономике пока скромная – 20-21% ВВП РФ и 25% в общей численности занятости населения»
Новое агентство, согласно бизнес-плану на 5 лет, планирует выдать гарантии на сумму порядка 440 млрд рублей и обеспечить гарантиями кредитов на 825–880 млрд рублей. По гарантиям будет заключено около 7,7 тыс. договоров.
Сейчас среднему и малому бизнесу крайне сложно получить кредит для инвестиций в бизнес, а особенно долгосрочный кредит. Только 7–10% кредитов для малого и среднего бизнеса сейчас предоставляются на срок более трех лет. При этом потребности бизнеса в таких заемах оцениваются в 490–900 млрд рублей.
Для банков малый и средний бизнес – рискованные клиенты, потому что более половины таких компаний разоряются уже в первый год существования, а каждая четвертая такая компания закрывается на этапе от 2 до 6 лет. И только предприниматели с большим стажем работы обычно уже не исчезают с рынка, рассказывает руководитель направления по развитию малого и среднего бизнеса независимого экспертного центра «Общественная Дума» Денис Рассомахин.
Поэтому выдавать кредиты малому и среднему бизнесу соглашает крайне мало банков. По его словам, банки либо ставят такие условия, чтобы под них подходили только единицы обращающихся за кредитами, либо повышают проценты, чтобы минимизировать свои возможные убытки, либо вообще отказывают в кредите.
«Среди выданных бизнесу банковских кредитов доля кредитов для малого и среднего бизнеса составляет всего 5–15%. Банки отказывают им практически в половине случаев, при этом по сравнению с крупным бизнесом такие кредиты обычно дороже наполовину и реже – на треть», – рассказывает Рассомахин.
Процентная ставка для среднего и малого бизнеса составляет в среднем 20% годовых и является неподъемной для большинства предпринимателей, говорит газете ВЗГЛЯД член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Михаил Герасимов. Надо, чтобы для предпринимателей были доступны кредиты хотя бы по ставке 10–12%, считает он.
Агентство кредитных гарантий должно решить эти проблемы и повысить доступность заемных средств для предпринимателей и, как следствие, простимулировать развитие новых инвестиционных проектов.
Скорее всего, агентство будет работать по той же схеме, что и гарантийные фонды, которые уже работают по всей стране, говорит член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Михаил Герасимов.
«В настоящее время крупнейшим и наиболее эффективным фондом является Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Он выдает поручительство на половину необходимой суммы обеспечения кредита, то есть если предпринимателю необходимо предоставить банку обеспечение на 3 млн рублей, то с помощью гарантийного фонда сам предприниматель дает обеспечение на 1,5 млн, а на остальные полтора миллиона его дает фонд», – объясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Герасимов хотел бы, чтобы АКГ занималось не только выдачей поручительств по кредитам, но и самостоятельно обеспечивало льготное кредитование (по сниженным ставкам) предпринимателей в социально значимых сегментах.
Новая точка роста экономики
Малый и средний бизнес составляет основу всех развитых стран: его доля там составляет 60–70% ВВП. В таких странах, как США, Великобритания, Франция, Германия и Япония, малые и средние предприятия занимают больше 90% всего бизнеса, они производят почти половину объема выпускаемой в стране продукции и при этом обеспечивают 75–80% новых рабочих мест, рассказывает член экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терехин.
В России доля малого и среднего бизнеса в экономике пока скромная – 20–21% ВВП РФ и 25% в общей численности занятости населения, указывает Терехин. Однако руководство России уже осознало необходимость развивать этот сегмент бизнеса, что особенно актуально в условиях смены экономической модели роста и поиска новых точек роста российской экономики. Так, президент поставил задачу увеличить долю среднего и малого предпринимательства в России к 2020 году до уровня развитых стран – 60–70% ВВП.
Благодаря Агентству кредитных гарантий число малого и среднего бизнеса должно увеличиться: появятся новые предприниматели и выйдут из тени неофициальные игроки, чтобы получить кредит, считает Терехин. Однако только этого шага будет недостаточно для того, чтобы малый и средний бизнес стал новой точкой роста российской экономики. Для этого надо создать достойные условия для дальнейшего успешного функционирования новых предпринимателей.
Пока не все идет гладко на пути достижения цели, поставленной президентом. Так, уже к 2012 году планировали, что малый и средний бизнес обеспечит 29% ВВП, однако не получилось. А в 2013 году закрылось больше 400 тыс. ИП из-за повышения страховых взносов, напоминает Терехин. В РСПП связывают это закрытие не только с повышением страховых взносов, но и с запретом продаж сигарет и слабоалкогольных напитков в ларьках. «То есть хоть кредиты и станут доступней после создания агентства, но если будут существовать другие барьеры для развития малого и среднего бизнеса, то эти кредиты не смогут сделать открытие или сохранение бизнеса привлекательной перспективой», – считает Роман Терехин.
Преградой для развития малого и среднего бизнеса он называет также ужесточение налогового режима (рост налоговых ставок, новые налоги), несовершенство судебной системы, множество административных барьеров и т.п.
Чтобы достичь цели, поставленной президентом, надо также развивать государственно-частное партнерство в социально значимых отраслях экономики и ввести налоговые каникулы для начинающих бизнесменов, считает Герасимов. «Необходимо развивать новые инновационные проекты, поддерживать изобретателей, талантливых людей всех возрастов», – указывает эксперт. Таким образом, создание Агентства кредитных гарантий – это важный шаг, но для развития малого и среднего бизнеса предстоит сделать еще многое.
Комментарии
1