Интернет-банкинг

Наличные: карта бита

Россияне считают оплату товаров и услуг через сотрудников почты, банка или салона сотовой связи более надежной, выгодной и понятной, чем самостоятельное проведение платежа. Такие данные приводятся в совместном исследовании Банка России и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Кроме того, 7% соотечественников не умеют осуществлять безналичные платежи, а 8,7% не знают, как открыть банковскую карту. Банки.ру вникал в нюансы платежного поведения граждан России.

Россияне считают оплату товаров и услуг через сотрудников почты, банка или салона сотовой связи более надежной, выгодной и понятной, чем самостоятельное проведение платежа. Такие данные приводятся в совместном исследовании Банка России и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Кроме того, 7% соотечественников не умеют осуществлять безналичные платежи, а 8,7% не знают, как открыть банковскую карту. Банки.ру вникал в нюансы платежного поведения граждан России.

Нал лучше безнала

По данным исследования, которое Банк России провел совместно с НАФИ, оплата наличными у наших сограждан ожидаемо является любимым способом расчетов. 69,1% опрошенных ежедневно расплачиваются или осуществляют переводы с помощью «живых» денег, в то время как безнал каждый день используют лишь 4,2% респондентов.

Большинство россиян совершают безналичные трансакции реже одного раза в месяц — так ответили 19,4% сограждан, а половина россиян и вовсе никогда не пользовались безналичной формой оплаты. В числе «безнальщиков» предсказуемо лидируют жители двух столиц и городов с населением свыше миллиона человек, а также люди со средним специальным и высшим образованием, в том числе неполным.

Среди возрастных категорий наиболее часто пользуются безналичными расчетами люди в возрасте от 25 до 34 лет. Из них 65,3% хотя бы раз осуществляли безналичные платежи.

Исследование Центробанка и НАФИ проводилось среди 3 209 респондентов из разных городов России старше 18 лет. Опрос предусматривал интервьюирование респондентов «лицом к лицу» по месту жительства респондента. Статистическая погрешность выборки на общероссийском уровне при 95-процентной доверительной вероятности не превысила 1,73%. Опрос проводился в 150 населенных пунктах 52 регионов страны. В населенном пункте опрашивали не менее пяти человек.

Среди причин выбора в пользу наличных россияне называют привычку (61,8% опрошенных), отсутствие карты в непосредственной доступности (ответ «У меня чаще при себе наличные» дали 26,6% респондентов), доверие налу (25,1%), наличный способ получения пенсии, зарплаты и прочее (24,1%).

При этом 17,3% сограждан поделились информацией, что совершают покупки в местах, где карты не принимают, а 7% просто не умеют осуществлять безналичные платежи. Среди других причин назывались трудность в осуществлении контроля за собственными расходами при использовании безналичного способа оплаты и более дешевые товары в местах, где принимают только наличные. У 5% опрошенных звучал ответ «Мне приятнее иметь на руках настоящие наличные деньги, нежели виртуальные».

Чаще всего россияне (93,6%) оплачивают наличными повседневные товары и услуги. Преимущественно безналичным способом осуществляется оплата мобильной связи (17,1% опрошенных), Интернета или коммерческого телевидения (15,3%) и товаров, заказанных через Всемирную сеть либо по каталогам (12,4%). Наличную оплату чаще выбирают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в то время как безналичному способу больше привержены жители Северо-Западного федерального округа.

Более половины населения России совершают обязательные платежи (налоги, штрафы и др.) наличными, практически каждый десятый все-таки отдает предпочтение безналу, а более трети россиян, по их собственному признанию, не осуществляют такие платежи вообще.

Выплата банковских кредитов и иных задолженностей у 36% сограждан проходит в наличной форме, у 9,1% — в безналичной, а остальные не имеют задолженностей.

Как бы то ни было, если есть возможность расплатиться картой, жители России не преминут ею воспользоваться. Так, в мелких розничных магазинах или на рынках, где, как правило, проблематично найти POS-терминал, 78,7% опрошенных платят только наличными. В супермаркетах и универсамах таких граждан 54,6%, а в крупных торгово-развлекательных центрах и гипермаркетах — всего 43,8%.

Человек надежнее банкомата

При выборе из нескольких способов оплаты наличными потребители отдают предпочтение как самым надежным платежам через кассу торгово-сервисного предприятия (26,3%), через сотрудника салона сотовой связи (20,3%) и через сотрудника банка (19,7%). Каждый пятый респондент при этом заявил, что услугами Почты России и терминалов в части проведения наличных платежей воспользуется в последнюю очередь.

Среди безналичных способов оплаты опрошенные выделили как самый надежный оплату банковской картой через банкомат (так ответили 36,8% респондентов). На втором месте среди надежных безналичных способов оплаты — перевод средств через сотрудника банка со своего счета (24,1% опрошенных). В последнюю очередь россияне бы стали совершать безналичный платеж через Интернет с использованием электронных денежных средств (такому каналу не доверяют 22,4% респондентов).

Судя по всему, наши сограждане опасаются совершать платежи самостоятельно и считают, что уполномоченный сотрудник сделает это правильнее. 66,9% респондентов выбрали платежи и переводы через сотрудника Почты России, банка или салона связи как наиболее надежные (66,9%), понятные (62,4%) и выгодные (50,3%). Для сравнения: самостоятельную оплату через банкомат или платежный терминал надежной и безопасной считают 18,9%, понятной — 22,3%, а выгодной — 26,6%. У варианта «Самостоятельная оплата через сеть Интернет или мобильное устройство» поклонников по всем критериям еще меньше.

Не рой другому канал

Когда респондентов попросили уточнить, через какие каналы они за последний год как минимум единожды совершали платежи и переводы денежных средств, абсолютное большинство (84%) ответило «через кассыторгово-сервисных предприятий», 70,3% — «через сотрудника банка», 55,2% выбрали банкоматы, 54,2% — терминалы, а 38,2% — отделения Почты России. Интернет пользуется популярностью примерно у каждого пятого опрошенного, мобильный или планшет — у каждого восьмого.

Наименее востребованы у населения платежи через операторов электронных денег и системы денежных переводов — совокупно их выбрали 12,2% респондентов.

Выбор того или иного канала оплаты у сограждан имеет прямую зависимость от их осведомленности о его существовании. Например, о том, что платеж можно провести через банк, знают 93,5% россиян, о возможности платы посредством банкомата в курсе 85,9%, о доступности услуг по принятию платежей на почте знают 80,2%, через Интернет — 64,1%, через мобильное устройство — 55%. Обо всех вышеперечисленных способах оплаты осведомлены лишь 16% населения.

Удовлетворенность — не порок

В результате опроса ЦБ и НАФИ было установлено, что россияне в целом удовлетворены имеющейся платежной инфраструктурой. 59,2% респондентов уверены, что в их населенном пункте достаточно мест и устройств для совершения платежей и переводов. В столицах и городах-миллионниках этот показатель находится на уровне 85%, а в сельской местности — 39,6%.

Треть из числа всех опрошенных выразили желание увеличить количество точек доступа к платежным услугам. Однако только каждый десятый выразил неудовольствие тем, что в его населенном пункте практически отсутствует выбор каналов оплаты. Данная проблема больше всего волнует жителейСеверо-Кавказского и Приволжского федеральных округов.

Банки держат у россиян первое место по удобству расположения и количеству отделений — 71,6% опрошенных указали, что эти параметры в отношении кредитных организаций их устраивают. Практически столько же россиян — 71,3% — удовлетворены количеством и удобством расположения отделений Почты России. 66,4% и 69,9% сограждан устраивает расположение банкоматов и терминалов. На удивление высокий показатель удовлетворенности населения показали доступность и качество интернет- и мобильной связи — ими удовлетворены 58% и 75,3%. А вот у торгово-сервисных предприятий положение «аутсайдеров» — лишь 58,2% респондентов хотя бы частично удовлетворены количеством данных организаций, принимающих к оплате банковские карты.

В своем исследовании Центробанк и НАФИ сетуют, что охват населения банковскими услугами остается в ряде регионов ограниченным и дифференцированным территориально. «Это может привести к тому, что спрос на безналичные платежные инструменты останется невысоким и, как следствие, по-прежнему будут использоваться преимущественно наличные деньги», — говорится в исследовании.

Народ-банкоман

Помимо прочего, ЦБ РФ совместно с НАФИ выявил, что активными пользователями банковских услуг в нашей стране (имеют банковский счет) являются 68,8% от общего числа респондентов. Как правило, это люди от 25 до 45 лет (порядка 75% опрошенных). К потенциальным пользователям данных услуг (то есть тем, кто счета не имеет, но планирует его открыть) отнесено 18,9% опрошенных.

Ожидаемо в банки идут преимущественно состоявшиеся в жизни люди: доля активных пользователей услуг кредитных организаций растет в зависимости от уровня образования и доходов респондента.

Отметим, что лидерами вовлеченности в банковскую жизнь России стали жители Северо-Западного, Уральского и Центрального федеральных округов — доля активных пользователей банковских услуг в них составила 82,9%, 80,4% и 78,3% от общего числа опрошенных.

Меньше всего интересуются банками жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов — там доли составили 53,3% и 48,1%.

В числе причин нежелания открывать банковский счет респонденты называли отсутствие необходимости (36,6% опрошенных), низкие доходы (32%), привычку к наличным (4,1%) и низкий уровень доверия к банковской системе (2,3%).

Карточный домик

Количество держателей банковских карт по России немногим ниже, чем количество пользователей счетами, — две трети из числа всех опрошенных. Отдельно отметим, что у 35,9% из них более одной карты. Около 70% держателей банковских карт сообщили о наличии у них зарплатных карт, четверть имеют социальные карты, столько же — кредитные. 8,8% потребителей, не имеющих банковского пластика, планируют открыть карту в ближайшее время.

В целом пользуются имеющимися у них банковскими картами 94,6% держателей. Наиболее активными пользователями являются респонденты в возрасте от 25 до 34 лет — 29,8%.

Чаще всего владеют банковской картой также россияне в возрасте от 25 до 34 лет (таких насчитывается 79,8%), а также с высшим или неполным высшим образованием (77,9%). В свою очередь, не имеют и не планируют открывать карту чаще всего людей старше 60 лет (57,3%), а также с начальным или неполным средним образованием.

«Наблюдается также прямая зависимость уровня владения банковскими картами от величины ежемесячного дохода, — сообщается в исследовании ЦБ и НАФИ. — Так, в группе с ежемесячным доходом на семью 25 тыс. рублей и меньше лишь около половины (47,8%) имеют банковскую карту (в этой же доходной группе велико отсутствие интереса респондентов к приобретению банковских карт в будущем — 43,9%). Среди респондентов с более высокими доходами показатели владения банковскими картами превышают среднероссийский уровень (64,3%)».

Результаты исследования показали, что больше всего держателей банковских карт приходится на жителей Уральского федерального округа (доля в 79,7%), Центрального федерального округа (72,4%) и Северо-Западного федерального округа (72%). Меньше всего держателей карт в Южном федеральном округе (43,1%).

В качестве причин, почему респонденты не хотят оформлять банковскую карту, указывались недостаточная финансовая обеспеченность (26,6% заявили, что карта нужна более обеспеченным людям, чем они), сложность в использовании (17,1% опрошенных посчитали обучение пользованию карточкой слишком хлопотным), возможность мошеннических действий по карте (16,8%), сложность в контролировании расходов (15,7%), недостаточная осведомленность (каждый седьмой респондент указал, что не знает, где и как можно пользоваться картой), нежелание платить за обслуживание пластика (12%) и большое количество усилий и времени, затрачиваемых на открытие карты (9,2%).

Кроме того, в качестве «заградительной» меры на пути использования банковского пластика называлось отсутствие доступной инфраструктуры по приему банковских карт (8,2% опрошенных). 8,7% сограждан не знают, как получить карту, а 6,5% просто опасаются, что банк разорится и деньги на карте пропадут.

Не секрет, что россияне чаще всего проводят одну «любимую» карточную операцию — снятие наличных. Обычно это происходит в день начисления аванса или зарплаты. Центробанк и НАФИ выявили, что таких «любителей» среди наших соотечественников 74,6%. Лишь 23,6% держателей карт используют их преимущественно для оплаты товаров и услуг. Больше всего снимают нал россияне в возрасте от 60 лет (таких более половины).

«В региональном разрезе безусловным лидером по доле респондентов, использующих банковскую карту преимущественно для оплаты товаров и услуг, является Северо-Западный федеральный округ (60,5%), — приводятся данные в исследовании. — В Северо-Кавказском федеральном округе лишь каждый двадцатый респондент (5,8%) применяет карту для безналичной оплаты. Исключительно для снятия наличных банковские карты чаще всего используются в Дальневосточном (37,3%) и Южном (36,4%) федеральных округах, реже всего — в Северо-Западном федеральном округе (13%)».

Что касается «выгула» карты за рубеж, четверть владельцев банковских карт ездят в заграничные поездки и берут их с собой. Из них 21,4% держателей используют карту для оплаты товаров и услуг, 18,4% снимают наличные и расплачиваются ими, а 35,3% берут карту в поездку только «про запас», так как в основном расплачиваются прихваченными с собой наличными.

Начать дискуссию

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Интересные материалы

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.