Последнее время рынок рейтинговых услуг в России, до последнего времени не избалованный всеобщим вниманием, оказался в мейнстриме финансовых новостей. Заявления и предложения о развитии рынка рейтинговых услуг идут практически ежедневно из Совета Федерации, Государственной Думы, ЦБ, а также из банковской среды.
Стоило «большой тройке» начать понижать прогнозы по суверенному рейтингу России и рейтинги крупнейших эмитентов, как для наших финансовых властей наступил момент истины, — пришло понимание того, что агентства, называющие себя «международными», по факту являются американскими, что нужна альтернатива. С таким мнением наших властей нельзя не согласиться, рейтинговая отрасль должна быть более плюралистичной и отражать большее число оценок, но далее пути решения расходятся.
Наиболее радикальные спикеры, в качестве одной из таких альтернатив, предлагают запретить деятельность международных агентств в России. В последнее время список претензий к крупным западным агентствам становится все шире, и не только в России. Тут и нежелание учитывать внутренние особенности тех или иных государств или регионов, использование усредненных методик для развивающихся стран, аффилированность с крупными финансовыми группами в США и Европе, подверженность политическому давлению. Является ли это достаточным основанием для полного запрета деятельности — вопрос философский. Нужно четко понимать, что любой рейтинг это «мнение». Как бы ни критиковались действия «большой тройки», но эти агентства имеют право на свое мнение и их деятельность соответствует всем требованиям текущего законодательства, они также проходили процедуру аккредитации на общих обоснованиях, сотрудники имеют достаточную квалификацию. Вопрос доверия или недоверия любым рейтингам должен решаться на уровне потребителей рейтинговых услуг — участников финансовых рынков, эмитентов, инвесторов. Любые запретительные меры способны ухудшить конкурентную среду, которая и так разбалансирована.
Реальность такова, что конкурентное преимущество в России имеют как раз международные агентства, причем не по собственной инициативе. Волей наших регуляторов и законодателей международные рейтинги требуются чаще, чем национальные, даже в тех случаях, когда речь идет сугубо о работе на внутреннем рынке. Не смотря на то, что в списке аккредитованных Минфином России агентств фигурируют девять юридических лиц, во многих нормативных актах фигурируют лишь три западных агентства. Следовательно, нужно решать вопрос с выравниванием конкурентной среды. Нет доверия к локальным агентствам? Тогда нужно взять и прописать четкие правила для них и жестко регулировать наравне с международными.
Не лишним тут будет вспомнить европейский опыт. В разгар мирового финансового кризиса 2008 «большая тройка» активно понижала рейтинги проблемных стран ограничивая тем самым им возможность рефинансирования и решения финансовых проблем. По гневной риторике политиков, казалось, что вот-вот и «большую тройку» вытолкнут из Европы обратно на другую сторону Атлантики. Но когда эмоции улеглись, стало понятно, что проблема не столько в американских агентствах, сколько в зацикленности европейских регуляторов на их оценках, а также недостаточной развитости собственных рейтинговых институтов. В результате Европа активно занимается повышением авторитета собственных агентств и развитием нормативной базы в сторону плюрализма рейтинговых оценок.
Вторая предлагаемая альтернатива — создание некоего национального рейтингового агентства под патронажем государства. Цель, как всегда, благородная — избежать политического давления Запада на кредитные рейтинги. Но где гарантия того, что внешнее давление не сменится на внутреннее?
Реальность такова, что конкурентное преимущество в России имеют как раз международные агентства, причем не по собственной инициативе.
Проблема в том, что инвестор (кредитор), то есть тот, кто по сути является конечным потребителем рейтингов, оценивает не лояльность агентства той или иной политической системе. Равно как выбор, какой оценке можно доверять, не определяется степенью патриотизма самого инвестора. Инвестор не любит терять деньги, поэтому выбирает независимую и объективную, на его взгляд, оценку или совокупность таких оценок, на основе которых он принимает решения. Одним из важнейших факторов обеспечивающих объективность рейтингов является отсутствие конфликта интересов. Однако, государства такие же финансовые игроки, как и компании с банками, они имеют свои интересы, которые могут противоречить принципам прозрачного и честного рынка. Имея крупный пакет в рейтинговом агентстве не возможно не оказывать влияния на принимаемые им решения. Мы можем сколь угодно повторять мантру, что одно родное российское агентство будет к нашим же эмитентам относиться объективнее трех американских, но рейтинги, как и капиталы не делятся по национальному признаку. Риск монополизации отрасли не только велик, но и неоправдан в условиях, когда в России уже действуют несколько национальных рейтинговых агентств. Было бы логичнее создавать не еще одно агентство, рейтинговый институт, который бы оценивал и контролировал деятельность локальных агентств, занимался выработкой единых стандартов для отрасли, представлял их точку зрения в органах власти.
Рынок рейтинговых услуг фактически уже сложился, но потребность в регулировании и расширении сферы использования национальных рейтингов никуда не ушла. Впрочем, для международного признания этого тоже может быть недостаточно. Как показывает действительность, чтобы быть в полном смысле международным, рейтинговому агентству мало иметь офисы по всему миру. Количество офисов не является качественным показателем. Если головной офис и центр принятия решений, допустим, в Нью-Йорке или Москве, то через него можно оказывать политическое давление на весь остальной мир. Следовательно, необходимо чтобы центр принятия решений был рассредоточен, а не находился в рамках границ одного государства. Будущее отрасли в мировом разрезе мы видим именно за объединениями рейтинговых агентств из разных стран, но сначала нам нужно научиться доверять собственным рейтингам. Регулировать и доверять.
- See more at: http://bosfera.ru/bo/nacionalnyy-priznak-dlya-reytingov#sthash.fjVUyKuS.dpuf
Начать дискуссию