Банки

Банк по наследству

Когда у банка отзывают лицензию, у него остается масса имущества — от офисов до принтеров. Решение задачи грамотного распределения банковского наследства ложится на плечи конкурсных управляющих. Портал Банки.ру выяснял, кому и как достается имущество прогоревших кредитных организаций.

Когда у банка отзывают лицензию, у него остается масса имущества — от офисов до принтеров. Решение задачи грамотного распределения банковского наследства ложится на плечи конкурсных управляющих. Портал Банки.ру выяснял, кому и как достается имущество прогоревших кредитных организаций.

После отзыва лицензии у банка в работу вступает временная администрация, назначаемая Банком России. Состоит она в основном из сотрудников регулятора, но также в нее могут входить и сотрудники Агентства по страхованию вкладов. Временная администрация проводит инвентаризацию и обеспечивает сохранность имущества. После этого АСВ назначается конкурсным управляющим, проводит итоговую инвентаризацию и, при необходимости, оценку, а затем — реализацию имущества банка. При этом имущество остается в собственности банка в течение всего периода ликвидации кредитной организации.

В процессе ликвидации в целях сокращения затрат на содержание имущества недвижимость по возможности сдается в аренду. «Что касается выбора организации-арендатора, на сайте АСВ в разделе «Продажа имущества» может оставить заявку любое заинтересованное юридическое лицо. Тот, кто предложит наилучшие условия, становится арендатором», — говорят в пресс-службе АСВ. При передаче имущества в аренду подписывается трехсторонний договор между АСВ, «умершим» банком и организацией, желающей взять имущество в аренду.

«Когда я работал в другом банке, мне приходилось заниматься вопросами аренды и покупки имущества у банков с отозванной лицензией, — рассказывает начальник административно-хозяйственного отдела Кредпромбанка Александр Киценко. — Сначала мы подавали в АСВ заявки по интересующему нас имуществу, оборудованию. После рассмотрения заявки нам предлагались варианты интересующего имущества и оборудования банков. Далее составлялись акты приема-передачи имущества и оформлялись договоры аренды. Мы арендовывали кассовое оборудование и три банкомата Славянского Банка».

Преимущество такой аренды заключается в том, что цена ее может быть ниже рыночной. Последний яркий пример такой аренды — передача в феврале этого года в пользование Альфа-Банку банкоматов Мастер-Банка. Как отмечают в кредитной организации, налаживание работы банкоматов Мастер-Банка значительно расширило сеть обслуживания клиентов Альфа-Банка, обеспечив доступность к банковским услугам. А стоимость аренды оказалась дешевле, чем в целом по рынку.

Если банк арендовал помещения, а у него отозвали лицензию, то, в соответствии с законом, конкурсный управляющий может расторгнуть договор. Тогда все трудности по поиску нового арендатора ложатся на собственника недвижимости. Как рассказали в пресс -службе банка «Мосводоканал», который сейчас занимает по адресу Москва, ул. Народного Ополчения, д. 44, стр. 1 бывший офис банка «Пушкино», в октябре 2013 года к ним обратился их клиент, индивидуальный предприниматель, у которого в собственности было это готовое банковское помещение с оборудованием, и предложил взять его в аренду. «Мы сделали оценку места расположения розничного банковского офиса и вынесли на правление банка вопрос об открытии розничного офиса. По бизнес-плану получилось, что офис должен выйти на самоокупаемость через 18 месяцев. Правление банка одобрило решение об открытии этого офиса. В октябре 2013 года цена аренды готового банковского офиса была на 3—5% ниже рыночной цены аренды», — говорят в пресс-службе банка «Мосводоканал».

Что касается непосредственно реализации недвижимого имущества, она происходит через торги с использованием электронной торговой площадки. Актуальная информация о продаже имущества того или иного «умершего» банка вывешена на сайте АСВ. Участие в электронных торгах могут принимать как физические, так и юридические лица. Физическим лицам нужно подать заявку с указанием Ф. И. О., паспортных данных, ИНН, адреса места жительства, а юридическим ко всему прочему — основной государственный регистрационный номер. Торги проходят в десять периодов, с каждым из которых цена становится все меньше. Например, банкомат Persona S70 Трансинвестбанка в первом периоде стоит 86 тыс. рублей, а в последнем — 8,6 тыс. Лоты выставляются самые разные — от банкоматов до столов. Победителем признается участник, предложивший наибольшую цену за лот, но не ниже начальной цены продажи лота, действующей в период подачи заявки. Если одинаковую цену предложили два и более участника, победителем среди них признается участник, ранее других представивший заявку.

Как рассказал Александр Киценко из Кредпромбанка, после окончания срока действия договора об аренде банк пытался выкупить это имущество в ходе торгов по приемлемым ценам. «Однако по итогам торгов с некоторым имуществом приходилось с сожалением расставаться. Торги есть торги», — говорит Киценко.

Впрочем, не всегда лоты на торгах находят своего хозяина. Когда снижение цены достигает уровня, при котором реализация имущества не окупит его содержания, происходит списание и ликвидация такого имущества. Материалы по списанию согласовываются с кредиторами банка. Также не всегда удается быстро сбыть офисы, если они не стоят у метро или в проходном месте. «Отсутствие ажиотажа обосновывается тем, что многим неудобно то, что офисы оборудованы под именно банки», — рассказывает порталу Банки.ру на условиях анонимности один из конкурсных управляющих.

Процедура приобретения имущества у ликвидированных банков удобна не всем. «Наш банк никогда не брал в аренду и не приобретал имущество банков с отозванной лицензией, поскольку эта процедура имеет определенные сложности», — говорит заместитель председателя правления Ланта-Банка Дмитрий Шевченко. По его словам, зачастую легче просто купить, например, б/у банкомат, чем получать его через торги АСВ. «Во-первых, для участия в торгах необходимо зарегистрироваться на площадке, получить доступ, внести задаток, подготовить пакет документов. Во-вторых, банки испытывают недостаток информации о товарах, которые выставлены на торги, так как их наименование в перечне зачастую не говорит ничего об их состоянии и качестве. Теоретически потенциальный покупатель может получить доступ к товару до торгов, но это должно отдельно оговариваться с АСВ, что представляет определенные организационные сложности», — поясняет Шевченко.

«Зачастую покупателями становятся те, кто владеет полной информацией о товаре. А это, как правило, бывшие партнеры кредитной организации», — заключает зампред правления Ланта-Банка.

Начать дискуссию