Прибыль банковского сектора по итогам апреля 2014 года оказалась минимальной за последние два с половиной года. По оценкам экспертов, это результат стагнации экономики и ужесточения регулирования ЦБ. Улучшения ситуации в среднесрочной перспективе не ожидается.
Прибыль банковского сектора в апреле 2014 года составила 58 млрд рублей, что стало минимальным значением с октября 2011 года, говорится в ежемесячном обзоре банковского сектора Института экономической политики (ИЭП) им. Гайдара. Как считают эксперты института, главной причиной сокращения прибыли стал рост резервов на возможные потери, которые за месяц (апрель к марту. – Прим. ред.) увеличились на 79 млрд рублей. Для сравнения: в I квартале этого года в среднем за месяц в резервы отчислялось 74 млрд рублей, а за аналогичный период 2013-го – 34 млрд. В итоге рентабельность собственных средств банковского сектора в апреле составила лишь 10,9% годовых, что является худшим месячным результатом с июля 2010 года. По данным обзора ИЭП, с начала текущего года рентабельность собственных средств банковского сектора составила 13,7% годовых, тогда как за 12 месяцев с мая 2013 года – 15,7% годовых, приводятся данные в исследовании.
Рекордсменами по прибыли являются госбанки и несколько крупных частных кредитных организаций. Что касается убыточных банков, по итогам I квартала этого года из 880 кредитных организаций, размещающих отчетность на сайте ЦБ, убыточными оказались 180. Общая сумма убытков по банковской системе составила 16,6 млрд рублей, на топ-20 лидеров приходится 74% от этой суммы. Для сравнения: по итогам I квартала 2013 года в России было 124 убыточные кредитные организации, а совокупная сумма их убытков составляла почти вдвое меньше — 9,9 млрд рублей. Это при том, что действующих на рынке банков за год стало на 66 меньше.
Вообще, прибыль — один из самых колеблющихся показателей, но вялотекущая тенденция к ее снижению в банковской системе наблюдается еще с 2011 года, говорит руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. По большей части это действительно связано с формированием резервов, отмечает Солнцев. «Формирование резервов связано с перегревом кредитного рынка, с замедлением экономики, с повышением Банком России ключевой ставки. Последнее – один из главных негативных факторов, который влияет на устойчивость банковской системы, так как приводит к подорожанию заемных ресурсов и в итоге снижает кредитоспособность заемщиков», — перечисляет причины сложившейся ситуации эксперт.
Начальник аналитического управления Нордеа Банка Дмитрий Феденков отмечает, что важным фактором, который значительно влияет на финансовый результат любого банка, являются расходы на обеспечение деятельности кредитной организации, в первую очередь – на персонал.
В целом такие показатели критичным назвать нельзя, однако тревогу они вызывают, говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По словам Олега Солнцева, бить тревогу нужно в том случае, если прибыль банковской системы скатится до 10 млрд рублей в месяц.
Чтобы минимизировать негативные внешние факторы, влияющие на прибыль, банкирам необходимо сокращать активы, советует Олег Солнцев. Причем акцентировать внимание в первую очередью нужно на физических лицах. С юридическими также стоит быть аккуратными. «Это приведет к повышению достаточности капитала и к подорожанию стоимости кредита для клиента. Таким образом, хотя формально прибыль будет меньше, однако прибыльность банка возрастет. Одним словом, сейчас не время для расширения доли на рынке. Впрочем, сокращение активов может быть благотворно для отдельно взятого банка, но не для системы в целом», — уточняет Солнцев.
Как добавляет Игорь Николаев, банки могут сейчас начать активнее зарабатывать на разнице курса валют, что у них и так неплохо получается.
Наличие прибыли желательно, но не обязательно для характеристики устойчивости конкретного банка, считает руководитель аналитического отдела портала Банки.ру Вячеслав Путиловский. Главное, чтобы у банка не было масштабных убытков и связанного с ними падения достаточности капитала. С этим согласен и Дмитрий Феденков из Нордеа Банка: «Прибыль не является залогом устойчивости; а вот устойчивая убыточность вкупе с низкой достаточностью капитала и невозможностью поддержки со стороны акционеров может быть предвестником финансовых проблем».
На прибыль банка смотрят его собственники и инвесторы, особенно если акции банка торгуются. Центробанку, в принципе, все равно, с какой прибыльностью работает банк, объясняет ситуацию управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Елена Федотова. «Регулятор больше беспокоит устойчивость кредитной организации и защищенность контрагентов, поэтому пристальное внимание уделяется достаточности капитала. А вот последняя зачастую и поддерживается за счет прибыли».
Прогнозы экспертов по поводу возможностей роста прибыли в российской банковской системе в обозримом будущем не слишком оптимистичны. По словам Олега Солнцева, из-за увеличения ключевой ставки ЦБ сектор прошел точку невозврата и сейчас находится в ситуации, когда вряд ли удастся обойтись без потерь капитала у банков.
Как считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин, в ближайшее время улучшения ситуации едва ли стоит ожидать, так как впереди нас ожидают введение Базеля III» и возможная рецессия экономики. «Прибыль в среднесрочной перспективе не будет радовать банкиров. Улучшение ситуации может наступить через годы», — полагает Надоршин. «Если станет совсем плохо, государство начнет помогать банковскому сектору. Но вот только эта помощь не будет такой объемной, как в 2008 году. О масштабном сворачивании бизнеса можно будет говорить тогда, когда даже государство не станет спасать сектор», говорит Игорь Николаев из ФБК.
В свою очередь Евгений Надоршин отмечает, что снижение рентабельности банков уже приводит к реакции собственников, часть из которых, видя такие перспективы, не спешат поддерживать кредитные организации. А поскольку в банки в ближайшей и более отдаленной перспективе придется вливать значительный капитал, некоторые собственники просто предпочтут уйти из этого бизнеса и переключиться на другой, полагает Надоршин.
Начать дискуссию