Попытки отечественных налоговиков взять под контроль российские капиталы, выведенные в офшоры (а возможно и в юрисдикции типа Кипра или Люксембурга, занимающиеся налоговой оптимизацией), чтобы получать с них доходы в бюджет, обретают все более реальные законодательные черты.
В общем, желание понятно, и все государства имеют соответствующие законы. Но наши бизнесмены хором уверяют правительство, что владение 10% акций в компании иностранной юрисдикции — слишком низкий порог, очень дорогой в администрировании. Пугает акционеров заложенная в законопроекте Минфина идея уведомлять российскую налоговую службу, если доля в офшоре превышает 1%. Доносить на себя должны как компании, так и частные выгодоприобретатели.
Судя по комментариям в прессе, многие владельцы офшоров, похоже, надеялись, что удастся промолчать и уклониться от уплаты налогов с нераспределенной накопленной прибыли. Ведь зачастую конечные бенефициары «скрыты», и теперь Минфин рассчитывает на их сознательность. А выстроить взаимодействие ФНС с западными налоговиками, начать делиться данными, особенно в разгар конфронтации по Украине, задача не слишком реалистичная, рассуждают россияне.
К тому же даже «сканирующие» офшорных уклонистов американские налоговики не особо интересуются «мелочью»: в поле зрения западников попадают в основном те счета, на остатках по которым не менее 250 тыс. долларов. Поэтому многие отечественные бизнесмены рассчитывают на русский авось.
Однако у ФНС есть мощные потенциальные союзники — западные банкиры. Как только будет принят закон об иностранных контролируемых лицах — CFC, который, по данным «Ведомостей», может вступить в действие уже с началом 2015 года.
Директор налоговой практики швейцарского PwC Сергей Безбородов полагает: с принятием закона использовать примитивные налоговые схемы, которые на Западе отжили свое 20–30 лет назад, станет невозможно. Времени на перестройку бизнеса очень мало: в ночь на 1 января 2015 года «карета превратится в тыкву — структуры из белых станут черными», заявил эксперт.
Партнер PwC в Швейцарии Андри Маначал уверяет, что компании готовятся поставить CFC на учет, но многие акционеры-физлица надеются скрыть иностранные холдинги и трасты, рассчитывая на то, что ФНС не вычислит конечного бенефициара через цепочку фирм. Но, по данным эксперта, это иллюзии: поскольку почти во всех странах соблюдение правил CFC контролируют не налоговики, а банки, контроль эффективен. Выяснив, что бенефициар компании, траста или частного фонда, подпадающего под закон CFC — россиянин, банк будет требовать подтверждения, что с ее прибыли уплачены все налоги, в том числе — в РФ. Контроль осуществляется при открытии счета, и банк периодически проверяет, заплачены ли клиентом налоги, говорит Сергей Безбородов. Банкиры опасаются, что их заподозрят в соучастии в налоговой схеме и легализации преступных доходов согласно новой концепции ОЭСР. К чему это может привести, видно на примере швейцарских банкиров, которые боятся покидать родину из-за возможности попасть в тюрьму.
Некоторые западные банки уже требуют справки от налоговых служб или налоговые декларации у подозрительных клиентов. Если им не предоставляют подробную схему уплаты налогов, банк вправе не открывать или закрыть счет даже без объяснения причин, и таких случаев много, говорит Андри Маначал. Контроль за подозрительными клиентами ужесточен в большинстве юрисдикций с развитым финансовым сектором, включая даже «респектабельные офшоры», уверяют эксперты. Банки, свободные от таких правил, конечно, можно найти, «но стоит ли доверять им деньги», задается вопросом Андри Маначал.
Вероятно, следующим шагом станет создание и соответствующего российского законодательства для отечественных банков.
Реструктуризация затронет многие российские холдинги и окажется не всем по карману, к тому же времени очень мало, говорят юристы и банкиры. По подсчетам Tax Justice Network, в низконалоговые гавани в 1990–2010 годах выведено 798 млрд «русских» долларов. Персоны российского списка Forbes к правилам CFC готовятся по-разному, уверяет топ-менеджер крупнейшего европейского банка: некоторые начали переводить средства в Россию, но многие надеются, что достаточно немного перестроить схемы.
Александра Захарова, партнер Paragon Advice Group, считает, что исходя из реального положения вещей, нет никаких оснований даже надеяться, что иностранные банки будут как-то затронуты обязательствами по российским правилам CFC. Основная причина в том, что в России запрещена деятельность иностранных банков. Поэтому потребовать от иностранных банков исполнения чего-либо, когда они не работают на нашей территории, нереально. Знай своего клиента — это принцип не из налоговой «оперы», а из противодействия отмыванию денежных средств.
Дмитрий Русак, управляющий директор Lucky Trust, считает, что банки тех стран, где регулятор вводит не столь жесткие ограничения, получат дополнительный козырь. «Многие заинтересованы в том, чтобы выдавить швейцарские банки. Это может оказаться очередным гвоздем», — говорит эксперт, явно намекая на «гроб».
К тому же вполне можно сделать так, что прибыли не будет, останутся одни расходы, уверен он. «Кроме того, в трасте может не быть физлица бенефициара, а только фонд», — напоминает эксперт. При этом траст не обязан ежегодно распределять прибыль, в этом смысл управления активами — накапливать и инвестировать.
А если в трасте указать бенефициаром свою шведскую, немецкую или итальянскую компании, а вторым трастом создать офшорную компанию, то CFC неприменим.
Российские юристы пока не понимают, как именно поможет ФНС тот факт, что иностранные банки под присмотром своих регуляторов собирают данные о клиентах. Поскольку в РФ они работать напрямую не могут — только через дочки, требовать у них данные ФНС не сможет. А зачем иностранным регуляторам предоставлять такие данные, еще и «за свой счет», тоже непонятно. Так что расчет оправдается лишь в случаях, когда клиенту действительно придется брать справку для западного банка в российской налоговой.
Начать дискуссию